Гражданская война и Енисейская Губерния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

«Война есть одно из неизменных проявлений общественной жизни, - писал еще в 1912 г. А.В. Колчак. - Подчиняясь ... законам и нормам, которые управляют созданием, жизнью и развитием общества, война является одной из наиболее частых форм человеческой деятельности, в которой агенты разрушения и уничтожения переплетаются и сливаются с элементами творчества и развития, с прогрессом, культурой и цивилизацией» (Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. – М., 2006. – С. 272-273).
Гражданская же война — это внутригосударственный вооруженный конфликт сил с различными социально-политическими взглядами – трагедия любого народа, трагедия любого государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Проблемы периодизации Гражданской войны в Енисейской губернии………4
2.“Полыхала гражданская война…”…………………………………………..........7
3. Власть адмирала Колчака в Енисейской губернии………………………........12
4. Партизанское движение в губернии………………………………….…...........14
5. Восстановление Советской власти в Енисейской губернии…………….........20
Заключение………………………………………………………………………....22
Список использованной литературы……………………………..……………….25

Содержимое работы - 1 файл

Гражданская война и Енисейская Губерния.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Весьма характерны списки заключенных канской тюрьмы за октябрь 1919 г. Из 74 арестованных за принадлежность к партизанскому движению 72 были крестьянами. Из 1058 политических заключенных, содержащихся в августе 1919 г. в красноярской тюрьме, более двух третей были крестьянами.

Одним из главных результатов  партизанского движения стало образование крупных  советско-партизанских республик.

Так, Степно-Баджейская партизанская республика объединила 14 волостей с населением почти 100 тыс. человек. В состав Тасеевской республики входило 11 волостей Канского уезда.

Советско-партизанские республики — крупные территориальные образования, в которых партизанским командованием были восстановлены органы советской власти.

На этих территориях  были восстановлены Советы снизу  доверху. Высшим органом в Степно-Баджейской республике стал Совет крестьянских, партизанских и рабочих депутатов. В него входили представители волостных Советов, армейских и общественных организаций. Во главе Совета стоял исполком. Руководство в Совете принадлежало большевикам, хотя на низовом уровне (в волостных советах) преобладали беспартийные элементы, сильно было и влияние ювров.

Еще один очаг партизанского  движения возник в конце 1918 г. в северной части Ачинского уезда. В результате успешных боев там был сформирован  СевероАчинский советский партизанский район. В марте 1919 г. партизаны были окружены превосходящи¬ми силами противника и стали прорываться на соединение с пар¬тизанами Заманья.

Третий очаг партизанского  движения — Южно-Канский район  с центром в с. Степной Баджей — появился в ноябре 1918 г. Во главе партизан стоял А.Д. Кравченко. После ожесточенных боев в мае—июне 1919 г. партизаны решили уходить из Степного Баджея через Саянский хребет. 24 июня сильно поредевшая в боях армия Кравченко — Щетинкина появилась под Минусинском.

Четвертый очаг партизанского  движения — Шиткинский фронт — возник на границе Енисейской и Иркутской губерний. Летом 1919 г. от фронта отделился отряд Н.А. Бурлакова, действовавший в среднем течении Ангары и верховьях р. Лены. К концу 1919 г. он вырос в Северо-Восточный партизанский фронт.

 Помимо крупных партизанских очагов действовало немало средних и мелких отрядов. Они нападали на колчаковских милиционеров, склады с боеприпасами, продовольствием и фуражом.

Важным условием успеха партизан была их поддержка со стороны  крестьян.

О размахе антиколчаковской борьбы говорит количество заключенных. Летом 1919 г. оно достигло 3200 человек. Причем более 60% составляли арестованные «в связи с приверженностью к советской власти и в связи с восстаниями против существующего правительства».

Весьма характерны списки заключенных канской тюрьмы за октябрь 1919 г. Из 74 арестованных за принадлежность к партизанскому движению 72 были крестьянами. Из 1058 политических заключенных, содержащихся в августе 1919 г. в красноярской тюрьме, более двух третей были крестьянами.

Одним из главных результатов партизанского движения стало образование крупных  советско-партизанских республик.

Так Степно-Баджейская партизанская республика объединила 14 волостей с населением почти 100 тыс. человек. В состав Тасеевской республики входило 11 волостей Канского уезда.

Советско-партизанские республики — крупные территориальные образования, в которых партизанским командованием были восстановлены органы советской власти.

На этих территориях  были восстановлены Советы снизу  доверху. Высшим органом в Степно-Баджейской республике стал Совет крестьянских, партизанских и рабочих депутатов. В него входили представители волостных Советов, армейских и общественных организаций. Во главе Совета стоял исполком. Руководство в Совете принадлежало оольшевикам, хотя на низовом уровне (в волостных советах) преобладали беспартийные элементы, сильно было и влияние эсеров.

 В Тасеевской республике  высшим органом власти был  Армейский совет. Политическая, военная,  административно-хозяйственная и  судебная деятельность осуществлялась его отдела ми, а на местах — волостными и сельскими Советами. Высшим хозяйственно-распорядительным органом был Совет народного хозяйства.

В земельном вопросе  руководство республик осталось на революционно-демократических позициях. Хотя порой оно заходило несколько дальше. Например, часть кулацкой земли передавалась малоимущим крестьянам. Организовывалась общественная запашка, урожай с которой шел в пользу партизан.

В налоговой политике сначала проявилась уравниловка. Но затем партизанские Советы перешли к прогрессивно-подоходному обложению. Кулацкие хозяйства во многом ущемлялись, но к существенному сокращению их численности это не привело.

На территории партизанских республик были установлены твердые  цены на товары первой необходимости  и расценки при оплате труда. Советы оказывали материальную помощь семьям бедняков и партизан.

 

5. Восстановление Советской власти в Енисейской губернии

 

Осенью 1919 г. начался новый  этап гражданской войны. Он характеризовался стремительным развалом колчаковского фронта. В течение сентября — ноября 1919 г. тасеевские партизаны заняли Северо-Канский район, а степнобаджейцы — Минусинский и Ачинский уезды.

В конце 1919 г. начался  кризис белогвардейской власти. 23 декабря 1919 г. по инициативе Енисейской губернской земской управы «для сохранения гражданского правопорядка в губернии...» был организован Временный губернский комитет общественных организаций. На следующий день командующий войсками губернии генерал-майор Б.М. Зиневич издал приказ «О передаче гражданской власти в Енисейской губернии Енисейскому губернскому земству».

Земцы поспешили отмежеваться от колчаковского Совета министров. Чтобы закрепить за собой власть, Временный комитет начал переговоры с командованием Красной Армии о совместной борьбе с белыми. Одновременно земцы вели переговоры с главнокомандующим колчаковской армией генералом Каппелем — чтобы, по крайней мере, обеспечить его нейтралитет.

Между тем наступление  Красной Армии стремительно развивалось. 31 декабря 30-я стрелковая дивизия  освободила Боготол, в начале января 1920 г. — Ачинск. Партизаны Южно-Канского фронта заняли Ужур, Балахту, Даурское и 4 января соединились с 308-м полком 56-й стрелковой дивизии. Готовилось освобождение Красноярска.

В городе вспыхнуло вооруженное  восстание. Оно началось 4 января с митинга на Старобазарной площади, где приняли решение об аресте генерала Зиневича и членов Комитета общественных организаций.

Небезынтересны и воспоминания Ф.А. Пучкова - офицера колчаковского  штаба периода Сибирского ледяного похода (так называют отступление Белой армии от Тобола к Байкалу), опубликованные военно-историческим клубом “Сибирский доброволец”: “5 января около трех часов дня штаб дивизии прибыл на разъезд Минино - последнюю железнодорожную остановку перед Красноярском. К моему удивлению и тревоге, на разъезде оказались эшелоны штабов фронта и 2-й армии, которые, по предположениям, уже должны были пройти Красноярск. Около эшелонов видно было много саней, только что наспех собранных в окрестных деревнях: производилась разгрузка обоих штабов; поезда дальше не идут. Дело плохо. Нашел генерала Войцеховского в пустом уже вагоне, за картой, и узнал о событиях, разыгравшихся в Красноярске за истекшие сутки. К подходу армии Зиневич оказался уже отстраненным и арестованным; к власти стали большевики; с лихорадочной поспешностью и энергией организовалась оборона города, и армия встретила уже открытого врага. Подойдя с колонной к Красноярску вечером 4-го, генерал Петров не решился в темноте атаковать город и ночевал в районе дер. Минине. Утром 5-го колонна повела атаку на город и железнодорожную станцию. Гарнизон Красноярска, усиленный свежими формированиями из рабочих дружин, оказал упорное сопротивление. Несмотря на отсутствие артиллерии и недостаток патронов, пехота ворвалась в город и заняла станцию. Оставалось проявить еще небольшое усилие, чтобы окончательно очистить город, но неожиданное появление бронепоезда, по некоторым данным - польского, внесло смятение в ряды атакующих; странную роль сыграл начальник особых отрядов полковник Макри, отдавший приказание об отходе без всяких видимых оснований. Атакующие части поспешно отошли, не успев даже вынести своих раненых; запасной батальон ижевцев, имевший в строю 680 человек, вывел из боя только 380: понесла большие потери и пехота четвертой дивизии; конница завязла в снегу и сделать ничего не могла. Решено было атаки не повторять и выждать подхода других частей 2-й армии, тем временем очистить эшелоны обоих штабов и перейти на санный обоз” (Пучков Ф.А. Воспоминания // Сибирский доброволец. Иркутск, 2001. С. 26). Колчак, арестованный в Нижнеудинске бойцами Чешского корпуса, еще до боев под Красноярском сдал командование армией генералу Семенову. Чехи выдали адмирала большевикам. Поздним вечером 6 января в Красноярск вступили передовые части 30-й стрелковой дивизии. Но еще 7 января продолжались ожесточенные бои на подступах к городу — у станций Минино и Кача.

8 января остальные  части 30-й дивизии вошли в  город в сопровождении партизан Кравченко — Щетинкина. 16 января был освобожден Канск. Тогда же в Красноярске начал работу высший орган военной и государственной власти — Енисейский ревком под председательством А.П. Спундэ. Освобождение юга губернии от колчаковцев началось с ноября 1919 года. Тальский полк партизанской армии, стремительно отбросив белогвардейцев и кулацкие дружины, освободил с. Очуры, Новая Михайловка, Горево, Бею, Иудино и др. В ночь на 1 ноября подразделения этого полка вступили в п. Абаза. Канский и Манский партизанские полки повели наступление через с. Подсинее и освободили с. Усть-Абаканское, Черногорск, Бородино. Северо-Ачинский полк 10 декабря с боями взял рудник «Юлия», 12 декабря — ст. Сон. При освобождении Хакасии партизанская армия повсеместно пополнялась добровольцами из местных жителей.

Таким образом, сопротивление колчаковцев в губернии было подавлено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Енисейская губерния в 1917 г. относилась к наиболее спокойным  в политическом отношении регионам России. Но Временное правительство неоправданно затягивало решение социально-экономических проблем, что способствовало обострению обстановки. Используя быстрое нарастание недовольства политикой Временного правительства среди части населения, особенно солдат местного гарнизона, большевики сумели получить широкую поддержку масс. Поэтому, когда в губернию пришло известие о свержении в Петрограде Временного правительства, они сумели бескровно установить советскую власть.

Однако последующие  преобразования большевиков (национализация промышленности, установление хлебной  монополии и т. п.) вызвали нарастающее недовольство населения. В июне 1918 г. советская власть была ликвидирована.

Но антибольшевистское правительство, сформированное после  свержения власти Советов, не справилось со стоявшими перед ним задачами, и в ноябре 1918 г. в результате переворота была установлена военная диктатура Колчака. Колчаковское правительство не сумело восстановить разрушенное хозяйство, удовлетворить ожидания сибирских крестьян, и как результат — возникло массовое партизанское движение.

Зимой 1920 г. Красная Армия совместно с сибирскими партизанами изгнала белогвардейцев и восстановила в Енисейской губернии советскую власть.

«Крестьяне, по мнению одного из историков, действовали по схеме: прежде всего покончим с белыми, являвшимися будто бы носителями чуждой им культуры, а потом возьмемся за бывшего союзника – красных (Шиловский М.В. Роль насилия в регулировании отношений в крестьянской среде Сибири (XIX – начало XX веков) // Проблемы истории местного управления Сибири XVII-XX веков: Региональная научная конференция 5-6 декабря 1996 г. Тезисы доклада – Новосибирск, 1996. – С. 39). Но скорее всего большинство крестьянства оставалось при всех жизненных коллизиях в качестве пассивного наблюдателя. Например, отступавший от Красноярска на восток в составе каппелевцев, генерал П.П. Петров потом вспоминал, что население здесь «было равнодушно к провалу Белого движения, равнодушно к воззванию красных…» (Великий Сибирский Ледяной поход. М., 2004. – С. 100).

По мнению современного хакасского историка-сибиреведа гражданской войны А.П. Шекшеева «в эпоху, начавшуюся с революции 1917 г. и завершившуюся коллективизацией, крестьянство делилось не только по имущественному принципу. Одна часть его стояла за «свою» мужицкую революцию, т.е. без большевиков в качестве властителей, другая – за всеобщую «коммунию», третья же – готова была вернуться к старому. Прежняя власть связывалась крестьянами с достатком и порядком, якобы присущими их существованию в прошлом. Поэтому у них возникало сильное искушение возвратить прежние общественные институты как заслон против разрушения привычного уклада жизни и обнищания в деревне» (Шекшеев А.П. Гражданская смута на Енисее: победители и побежденные. Абакан, 2006. С. 46-47).

Аккурат под Рождество 1920 г., в Красноярск вошли части Красной Армии. В окрестностях нашего города фактически закончила свой путь Белая армия. Поражение колчаковцев обернулось тем, что ровно через месяц, 7 февраля, в Иркутске был расстрелян бывший Верховный правитель России адмирал Александр Колчак. В 2005-м установление Советской власти в Красноярске кратким митингом на Красной площади отметили лишь три десятка пожилых людей.

Участникам Гражданской войны на стороне красных повезло меньше - жизнь у победителей сложилась ничуть не слаще, чем у побежденных. И все-таки у красных осталась своя Советская Россия, а белые уносили свою Старую Россию - кто куда...

В постоктябрьское время лишь часть  енисейских крестьян высказалась за передачу власти советам. Большевики, воспользовавшись политической неграмотностью, индифферентностью основной массы деревенского населения, узурпировали власть в городах губернии. Но, ликвидировав земские органы самоуправления, они всё же не сумели распространить влияние советов на всю территорию региона. Временно завуалированный слабым вмешательством советских представителей в сельские дела конфликт между властью и деревней с возобновлением кризиса политического режима и возрождением государственного принуждения начал приобретать более ощутимые и острые формы. Однако для енисейского крестьянства, большинство которого и на этот раз отнеслось к смене правящего режима с равнодушием, антибольшевистский переворот также не принёс свободы от власти.

Значительной приверженности крестьян большевизму в дальнейшем не наблюдалось. Влияние городских подпольщиков-большевиков на крестьянское повстанчество не было постоянным и сильным, оно ощущалось только в отдельных партизанских районах и отрядах. Между тем и признание власти омских правительств не стало широко распространённым в крестьянской среде явлением. Наряду с волостями, жители которых активно участвовали в создании органов нового управления, рядом находились местности, где наблюдалось антиправительственное брожение.

Информация о работе Гражданская война и Енисейская Губерния