Гражданская война и Енисейская Губерния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

«Война есть одно из неизменных проявлений общественной жизни, - писал еще в 1912 г. А.В. Колчак. - Подчиняясь ... законам и нормам, которые управляют созданием, жизнью и развитием общества, война является одной из наиболее частых форм человеческой деятельности, в которой агенты разрушения и уничтожения переплетаются и сливаются с элементами творчества и развития, с прогрессом, культурой и цивилизацией» (Зырянов П.Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. – М., 2006. – С. 272-273).
Гражданская же война — это внутригосударственный вооруженный конфликт сил с различными социально-политическими взглядами – трагедия любого народа, трагедия любого государства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Проблемы периодизации Гражданской войны в Енисейской губернии………4
2.“Полыхала гражданская война…”…………………………………………..........7
3. Власть адмирала Колчака в Енисейской губернии………………………........12
4. Партизанское движение в губернии………………………………….…...........14
5. Восстановление Советской власти в Енисейской губернии…………….........20
Заключение………………………………………………………………………....22
Список использованной литературы……………………………..……………….25

Содержимое работы - 1 файл

Гражданская война и Енисейская Губерния.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Все активнее проявляют  себя казаки, которых многие ошибочно считают оппозиционной силой и чуть ли не защитниками Советов. Хотя именно казачество в годы Гражданской войны активно выступило на стороне белогвардейцев и интервентов, сибирские казаки были участниками большинства карательных операций, зверски убивали сочувствующих красным местных жителей и захваченных подпольщиков. Именно они летом 1918 г. истязали 25-летнюю Аду Лебедеву, Марковского, Печерского и других пленных. Ада после этой расправы умирала еще сутки, а «доблестные» красноярские обыватели боялись подойти, или — кто знает? - с наслаждением ждали ее смерти? Какими вы были, такими и остались, в массе своей, красноярцы…

Итак, 18 июня были свергнуты большевики и в Красноярске. Члены губернского Совета бежали на пароходах вниз по Енисею, к Туруханску. Пароходы покинули Красноярск всего за несколько часов до вступления белогвардейцев.

Но уже утром 9 июля флотилия была настигнута у с. Монастырского, и 26 июля членов Совета доставили в  Красноярск. При выходе на берег  над ними была учинена жестокая расправа. Избиение продолжалось и по пути в тюрьму. Когда колонна проходила через Новобазарную площадь, пьяные казаки выхватили из ее рядов командующего отрядом Красной гвардии Т.П. Марковского, члена ЦИК Советов Сибири А.П. Лебедеву, инженера С.Б. Печерского, отвели на берег р. Качи и зверски замучили. Остальные были доставлены в тюрьму, а с апреля 1919 г. их стали расстреливать как заложников.

Советская власть в Сибири была свергнута в силу ряда причин. Ядро антибольшевистских сил составили бывшие офицеры, чиновники, буржуазия, часть интеллигенции. Они использовали недовольство людей продовольственной политикой, введением хлебной монополии, запретом свободной торговли. Не случайно часть кулаков и крепких середняков приняла активное участие в антибольшевистских формированиях.

Наиболее последовательные противники советской власти были в  городах. Бывшие чиновники стремились к восстановлению старой государственной машины, интеллигенция — к либеральным порядкам. Экономические репрессии большевиков больнее всего ударили по интересам торгово-промышленных кругов. Значительную роль в борьбе с большевиками сыграли и казаки. Из всего этого видно, что ряды антибольшевистских сил были достаточно многочисленны.

Временное Сибирское  правительство немедленно принялось за восстановление буржуазной демократии и рыночной экономики. Одним из первых шагов стало возвращение владельцам заводов, рудников, золотых приисков и пр.

Воплощался в жизнь  аграрный закон, принятый Учредительным  собранием 5 января 1918 г. Право частной собственности на землю упразднялось, земля переходила к местным органам самоуправления. Права лиц на землю осуществлялись в форме пользования. Переселенцы в Сибири должны были получить землю во временное пользование. Лишь после окончательного решения аграрного вопроса Учредительным собранием их могли наделить землей на общих основаниях.

Сначала Сибирское правительство  не прибегало к реквизициям сельхозпродукции, надеясь на развитие рыночных отношений. Была отменена государственная хлебная и мясная монополия (т.е. устанавливалась торговля этими продуктами по свободным ценам). Однако цены на продукты не снизились, а выросли. Это больнее всего ударило по рабочим. Так, с мая 1918 по январь 1919 гг. их заработная плата выросла на 69%, а цены на продукты питания — на 754%.

Желая заручиться поддержкой казачества, Сибирское правительство  увеличило средний казачий надел до 30—40 десятин, но за счет уже возделанных, а не новопахотных земель. С этой целью только в Красноярском уезде в 1918—19 гг. у крестьян отобрали до 100 тыс. десятин земли.

Вновь был восстановлен весь перечень земских повинностей: денежная, гужевая и т. п. Кроме  того, правительство попыталось изъять у крестьян всю недоимку, накопленную  по земским налогам за прошлые  годы. В результате только денежные сборы с крестьян возросли в 4,2 раза по сравнению с 1917 г.

Неудивительно, что по мере реализации программы Временного Сибирского правительства социальная база новой власти начала стремительно сужаться. Энтузиазм, связанный с надеждами на ликвидацию «анархии большевиков», пошел на убыль. Люди стали осознавать, что новая власть не способна справиться со сложнейшими проблемами.

 

3. Власть адмирала Колчака в Енисейской губернии

 

В ноябре 1918 г. Временное Сибирское  правительство было свергнуто, и  воцарилась военная диктатура адмирала Колчака.

Он был провозглашен Верховным  правителем России, которому подчинялся Совет в составе видных общественных деятелей кадетской ориентации: П. Вологодского, А. Гаттенбергера, Ю. Ключникова, И. Михайлова.

Кадеты выдвинули лозунг «Диктатура во имя демократии» и сумели объединить вокруг Колчака представителей различных партий и общественных организаций. Управляющим Енисейской губернии был назначен П.С. Троицкий (1869—1937). В свое время после окончания Московского университета он служил товарищем прокурора Красноярского окружного суда. Состоял членом местной организации кадетов, вел большую общественную работу. В 1919 г. ему было присвоено звание почетного гражданина Красноярска.

Стержнем политики Колчака явилась  борьба с большевистским подпольем. Ее методами были беззаконие и террор. Характерными чертами диктатуры стали всевластие военщины, произвол генералов Красильникова, Розанова, Анненкова и др. Только в Енисейской губернии в 1919 г. колчаковцы выпороли плетьми свыше 14000 человек, замучили, расстреляли, повесили 10000 человек, изъяли у крестьян полтора миллиона пудов хлеба.

 Для успеха диктатору нужен  был прочный тыл. Однако создать  его не удалось. Особенно напряженно  складывались отношения с крестьянами.  Декреты советской власти, пользовавшиеся их поддержкой, объявлялись незаконными, а решение крестьянского вопроса откладывалось до окончания войны. При этом не исключалась и реставрация дореволюционных земельных порядков. Еще более обострили отношения с крестьянами постановления о земельных льготах белогвардейцам и Указ «О конфискации земель¬ных наделов причастных к большевизму крестьян сел Тасеево и ст. Баджея Енисейской губернии».

Колчаковская администрация восстановила все дореволюционные налоги и  ввела ряд новых. Крестьян обязали уплатить налоговые недоимки за 1915—18 гг. Много бед принесли неоднократные конфискации, носившие зачастую форму откровенного грабежа.

Но, несмотря на это, в развитии губернского  хозяйства были и успехи. Годы гражданской  войны стали временем бурного роста сельских кооперативов, которым вернули былую самостоятельность. Если в январе 1918 г. в Енисейском губернском союзе было 352 кооператива, то спустя год — уже 512. Они объединяли почти половину крестьян. Кооперативы вели крупные торговые операции внутри губернии.

В годы войны поток переселенцев, ехавших в губернию, не прекратился. В 1918—19 гг. было образовано более трех тысяч переселенческих хозяйств. А в целом число крестьянских хозяйств в 1918—20 гг. выросло со 176 тыс. в 1918 г. до 194 тыс. — в 1920 г.

Однако именно это обострило  другую проблему. В условиях роста  сельского населения, при экстенсивном характере земледелия и стародедовском уровне агротехники выявился недостаток земель. Так, в Минусинском уезде в 1918 г. в некоторых селах вместо 15 десятин на мужскую душу приходилось только семь.

Малоземелье ускоряло расслоение среди  крестьянства. Весной 1920 г. в губернии насчитывалось 36% бедняцких хозяйств, а кулацких — 17%. Но степень расслоения не была одинаковой — в некоторых волостях бедняцкое население в начале 1920 г. доходило до 80%.

“Продовольственные проблемы в  ряде районов весной 1919 г. приобрели  особую остроту. Об этом заявил в своем  докладе в МВД управляющий  Енисейской губернией Троицкий: «Вопрос продовольствия становится грозным, во многих районах население осталось без семян. Хлебных магазинов нет, никто за ними не блюдет, продовольственные недоимки не взимаются. И на случай неурожая губерния останется необеспеченной» (Исупов В.Д., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч. III. Сибирь: XX век. Новосибирск, 2005. С. 22).

Основные причины продовольственного кризиса заключались в том, что  колчаковцы разграбили хлебный запас от урожая предыдущих лет. Кроме того, разрыв связей с северными районами, являвшимися основными потребителями хлеба, не дал возможности вовремя завезти туда продовольствие.

В итоге позитивные явления в  экономике губернии не получили развития. Для ведения активных боев колчаковской администрации приходилось ужесточать экономическую политику. Это обостряло отношения с крестьянством. Валовой сбор всех культур в расчете на одно хозяйство за 1918—20 гг. сократился более чем в 2,5 раза.

 

4. Партизанское движение в губернии

 

С установлением колчаковской диктатуры  большевики перешли на нелегальное положение. Уже в начале июля 1918 г. состоялось заседание, на котором был создан первый подпольный комитет Красноярской организации большевиков.

Большевики избрали путь вооруженной  борьбы с колчаковщиной. С этой целью они создали типографию и вели подготовку вооруженного выступления рабочих. Вскоре им удалось установить связь с общесибирским партийным центром. С осени 1918 г. подпольные организации действовали в каждой третьей-четвертой волости.

Главной опорой большевиков  стали рабочие крупных промышленных центров. В политическом обзоре по Восточной Сибири колчаковцы отмечали: «Очагами большевизма следует признать г. Красноярск с тремя тысячами распропагандированных железнодорожных рабочих, станции Иланская, Зима, Иннокентьевская и Черемховский угольный район» (Там же. С. 23).

Постепенно социальная база противников колчаковцев стала  расширяться. В деревне против белых настроилась даже зажиточная верхушка. Она была недовольна постоянными реквизициями, репрессиями и мобилизацией мужчин на фронт. При этом колчаковцы подвергали людей наказаниям за малейшее проявление недовольства.

Задержанных безжалостно  секли. Управляющий Ачинским уездом писал, что воинские команды «...устраивают поголовную и жестокую порку, число ударов доходит до 150. Так, например, в деревне Линевой был выпорот весь сход 60 человек и даже крестьяне, проезжавшие мимо на возах, поролись, как им было сказано, за компанию» (Там же. С. 24).

Людей шокировали жестокость, цензура, коррупция, глубокая деморализация в рядах белого движения. Один из администраторов колчаковского правительства А. Будберг писал в 1919 г.: «...Год назад население видело в нас избавителей от тяжкого комиссарского плена, а ныне оно нас ненавидит так же, как ненавидело комиссаров... и что еще хуже ненависти, оно нам уже не верит, от нас не ждет ничего доброго» (Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Красноярск, 2006. С. 24).

Уже в конце 1918 г. начались волнения в городах. В Красноярске  железнодорожники бастовали, а в Канске рабочие даже подняли восстание. В 1919 г. при подавлении выступления в Енисейске было расстреляно 600 человек.

В начале 1919 г. сложились  предпосылки для формирования широкого антиколчаковского движения. Его социальная база была крайне неоднородна. Оно включало в себя как прокоммунистические силы, так и их противников — областников и эсеров.

В сопротивлении колчаковской власти переплетались стихийное  движение масс (аполитичное по своей природе) и борьба большевиков за восстановление власти. Большевистские лидеры пытались контролировать стихию массовых выступлений, придав им прокоммунистический характер. Однако это не всегда удавалось. Поэтому в антиколчаковском движении было немало черт, присущих крестьянской анархии.

Самой массовой формой борьбы с режимом стало партизанское движение. Возникнув в конце 1918 г., через год оно охватило почти все южные и центральные уезды. Из 150 тыс. участников партизанских отрядов Сибири пятая часть приходилась на Енисейскую губернию. Большинство партизан составляли крестьяне (бедняки и середняки), а также рабочие.

Возникло пять крупных очагов партизанского движения: Северо-Ачинский, Степно-Баджейский, Тасеевский, Минусин¬ский и Шиткинский. Центры партизанской борьбы появлялись там, где были влиятельные подпольные большевистские организации.

В конце декабря 1918 г. пала власть белых в с. Тасеево. Затем восстание распространилось на Тасеевскую, Фаначетскую и Шеломковскую волости Канского уезда. Здесь была провозглашена Тасеевская Советская Республика, под контролем которой находилось 11 волостей. Руководящим органом был Военно-революционный штаб, затем Армейский совет партизанской армии под командованием В.Г. Яковенко (1889—1937), родившемся в крестьянской семье в с. Тасеево. Участник Первой мировой войны, большевик. В 1918 г. — председатель Тасеевского волисполкома. С января 1919 г. — председатель Военно-революционного штаба войск Тасеевской партизанской республики, председатель Армейского совета. В 1920 г. — председатель Канского уездного революционного комитета. В 1920-е гг. — нарком земледелия России. Расстрелян в 1937 г.

 В начале 1919 г. белые дважды безуспешно штурмовали Тасеево. Лишь в июне 1919 г. колчаковцы восстановили власть уездного комиссара в с. Тасеево и Фаначетском. Однако в августе партизаны вновь заняли почти все села северной части Канского уезда.

Еще один очаг партизанского движения возник в конце 1918 г. в северной части Ачинского уезда. В результате успешных боев там был сформирован Северо-Ачинский советский партизанский район. В марте 1919 г. партизаны были окружены превосходящими силами противника и стали прорываться на соединение с партизанами Заманья.

Третий очаг партизанского  движения — Южно-Канский район  с центром в с. Степной Баджей — появился в ноябре 1918 года. Во главе партизан стоял А.Д. Кравченко. После ожесточенных боев в мае — июне 1919 г. партизаны решили уходить из Степного Бад-жея через Саянский хребет. 24 июня сильно поредевшая в боях армия Кравченко — Щетинкина появилась под Минусинском.

Четвертый очаг партизанского  движения — Шиткинский фронт —  возник на границе Енисейской и Иркутской губерний. Летом 1919 г. от фронта отделился отряд Н.А. Бурлакова, действовавший в среднем течении Ангары и верховьях р. Лены. К концу 1919 г. он вырос в Северо-Восточный партизанский фронт.

Помимо крупных партизанских очагов действовало немало средних  и мелких отрядов. Они нападали на колчаковских милиционеров, склады с боеприпасами, продовольствием и фуражом.

Важным условием успеха партизан была их поддержка со стороны  крестьян.

О размахе антиколчаковской борьбы говорит количество заключенных. Летом 1919 г. оно достигло 3200 человек. Причем более 60% составляли арестованные «в связи с приверженностью к советской власти и в связи с восстаниями против существующего правительства».

Информация о работе Гражданская война и Енисейская Губерния