Государственное управление культурой в советский период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:00, контрольная работа

Краткое описание

Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление культурой в советский период

1. Управление культурой в первое послеоктябрьское десятилетие

4-12
2. Культурная революция: содержание и результаты
12-13
3. Система управления отечественной культурой в период тоталитаризма

13-19
4. Особенности отечественной культуры послевоенного времени

19-23
5. Государственное управление советской культурой в период «оттепели»

23-28
Заключение 28-30
Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

ИГУ.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

          В сознании основной массы  населения началось утверждение  узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.

          Этот принцип еще в большей  степени и жесткой форме распространялся  и на творчество представителей  интеллигенции. Утверждается политический  монополизм в науке, искусстве,  философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

          Но и к оставшейся в стране  интеллигенции пролетарское государство  относилось крайне подозрительно.  Шаг за шагом ликвидировались  институты профессиональной автономии  интеллигенции - независимые издания,  творческие союзы, профсоюзные  объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете, это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

          Новая культура напрямую связывалась  с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая революционная символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.

          Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике, как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры. В целом в теоретических разработках 20-х гг. было много противоречивого.

           Например, для многих культурологических  концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры.

           В абсолютизации классового аспекта  в художественной культуре особо  выделялись две творческие организации  - Пролеткульт и РАПП.

          Пролеткульт - это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции и прекратившая свое существование в 1932 г. Теоретики Пролеткульта А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением тех художественных произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. На основании классового подхода все писатели и художники прошлого были разделены на прогрессивных, демократических, творчество которых следует изучать, и реакционных, классово чуждых, наследие которых можно оставлять в забвении или подвергать уничтожающей критике.

           Деятельность Пролеткульта была  подвергнута резкой критике даже  руководством большевистской партии (письмо В.И. Ленина в ЦК РКП /б/ «О пролетарской культуре» - 1920 г.).

          Другой очень влиятельной творческой  группой была РАПП (Российская  ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф.В. Гладков, А.С. Серафимович, Ф.И. Панферов и др. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. Руководство РАППа нередко впадало в догматизм, стремилось к административному руководству всем литературным процессом. Для рапповской критики характерны вульгарный социологизм, «проработочный» стиль. В 1932 г. РАПП был распущен.

          В целом, в 20-е гг. большинство  культурных организаций, пресса  видели задачу советского общества  в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

          Однако ряд выдающихся художников, и прежде всего писателей и поэтов, активно противостояли подобным представлениям. В этом ряду - имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, для которых непреложным законом творчества являлся безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала. 

    1. Культурная  революция: содержание и результаты
 

     Главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Ее определяют как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров в поведении людей. Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с традициями культурного прошлого. В 20-е гг. культурная революция превратилась в составную часть социалистических преобразований и использовалась как средство внутрипартийной политической борьбы.

     Творцами  культурной революции были люди, выросшие в условиях старой культуры. Уже  в этом одном заключалось глубокое противоречие, ставившее перед властью сложнейшие задачи.

          Накануне революции 1917 г. 73% населения  страны не умело читать и  писать. Грамотность среди нерусских  народов составляла 0,5-1,5%. 48 народностей  вообще не имели письменности. Ликвидация неграмотности в такой ситуации являлась подлинным социокультурным переворотом.

          26 декабря 1919 г. большевистское  правительство принимает декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Он обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. С окончанием гражданской войны в 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности при Наркомате просвещения РСФСР (просуществовала до 1930 г.).

          Переломный момент в процессе  ликбеза (ликвидации безграмотности) наступил в 1923 г., когда под председательством М.И. Калинина организуется массовое общество «Долой неграмотность» и принимается план-обязательство по ликвидации неграмотности лиц от 18 до 35 лет в РСФСР к 10-й годовщине советской власти. Оно действовало совместно со Всероссийским обществом культурной смычки (1924) и насчитывало в своем составе более 1,5 млн. активистов.

          К концу 30-х гг. страна получила  уже довольно развернутую систему  высших и средних специальных  учебных заведений, которые могли удовлетворить острый голод страны в квалифицированных специалистах во всех областях науки и техники.

          Крупным достижением первой пятилетки  была ликвидация неграмотности  в стране. Подавляющая часть взрослого  населения научилась в ходе специальной кампании писать и читать. За годы первой пятилетки было осуществлено также в основном всеобщее обязательное начальное обучение. В 1939 г., по данным Всесоюзной переписи населения, количество грамотных в возрасте от 16 до 50 лет поднялось до 90%. 

    1. Система управления отечественной  культурой в период тоталитаризма

С начала 30-х гг. в стране началось утверждение  культа личности Сталина. Первой «ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е. Ворошилова «Сталин и Красная Армия», опубликованная в 1929 г. к 50-летнему юбилею генерального секретаря, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов».

          Политическая система, сложившаяся  в этот период просуществовала  с теми или иными модификациями  до начала 90-х гг.

          Гонения политических противников,  судебные процессы над ними  стали своеобразным феноменом  российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль.

     Еще одна характерная черта социально-политической культуры советского периода - определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности. Действительная или мнимая, она всегда существовала, заставляя до предела напрягать силы, сокращать прохождение тех или иных этапов, проходить «великие переломы», «решающие» или «завершающие» годы и т.д.

     В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал  относительный плюрализм, действовали  различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей  была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е гг. культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира. Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

          Пролетарское государство относилось  к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

          Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х гг. они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете, это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

          Параллельно с вытеснением и  прямым уничтожением прежней  интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности.

          В общественном сознании 30-х гг. вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространились социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли отражение и в художественной жизни страны.

          Таким образом, советская национальная  культура к середине 30-х гг. сложилась  в жесткую систему со своими  социокультурными ценностями: в  философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

     Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя.

          Социалистический реализм - единственный  художественный метод. В 1932 г.  во исполнение решений XVI съезда  ВКП /б/, в стране был распущен ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП. А в апреле 1934 г. открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе.

Информация о работе Государственное управление культурой в советский период