Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:07, реферат
ГЕРАЛЬДИКА (лат. ars heraldica - ремесло герольдов) - эмблематическая система, сложившаяся на протяжении Средних Веков в Западной и Средней Европе и характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления особых личных и коллективных знаков, прежде всего - гербов (лат. arma – оружие или доспехи; польск. herb от нем. Erbe – наследство), а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функций этих знаков.
Иногда
одеяния и знаки статуса
Возвышение герольдов, их выделение в привелегированную группу в XIII веке было с завистью и неприязнью отмечено менестрелями - Бодуэном из Конде, Анри Лаонским. Тем не менее герольды оставались частью челяди. В XV столетии некоторые локальные сообщества герольдов получили формальную организацию: в 1406 г. была образована Коллегия герольдов королевства Франции во главе с Montjoye, с 1476 г. все пожалования и подтверждения гербов, совершаемые гербовыми служителями Португалии, стали делом верховного гербового короля Portugal, в 1484 г. была основана английская Гербовая коллегия во главе с Garter, гербовым королем ордена Подвязки.
Значительная часть герольдов происходила из Нидерландов (исторических), что являлось одним из факторов их надрегионального единства.
Герольды оказали решающее влияние на упорядочение блазонирования - как турнирные глашатаи, описывавшие гербы участников, а затем и как профессиональные гербоведы-кодификаторы. Их контакты обеспечивали сохранение целостности геральдической традиции в Европе. Они же содействовали сосредоточению контроля над гербовой практикой в монарших руках, оформлению ранней геральдической документации (пожалований и т.п.).
Весомую
долю исторических источников по геральдике
составляют изображения гербов на отдельных
предметах и сооружениях. Обширный
пласт геральдического
Гербы вносились в гербовники в виде описаний (фр. en Blason) или изображений щитов и замен, иногда рисовались и в полном виде, со шлемами, нашлемниками, коронами. Изображение герба могло также заменяться фигурой персонажа в гербовом убранстве (“одетого в герб”).
Датировка старейшего из дошедших до нас геральдических трактатов (трактат Дин, также известный как “De Heraudie”), спорна (1280-1300 гг., по другой версии - 1340-е гг.; сохранился в списке конца XIV в.). Трактат посвящен правилам англо-нормандского блазонирования и отражает профессиональные воззрения герольда.
Впоследствии создавались трактаты, в основном дистанцированные от деятельности герольдов и имевшие целью переосмысление геральдики в контексте писаного права, ученой систематизации и дидактизма. Первым опытом такого рода стал труд императорского юриста Бартоло ди Сассоферрато - трактат “De insigniis et armis”, фундаментальный в геральдико-правовом отношении. Изложение собственно знаковых правил геральдики у Бартоло представляется не во всем реалистичным. Это относится и к большинству позднейших трактатов - трудов последователей Бартоло, а также его оппонентов - Франциска Фовейского и его ученика Иоанна (Iohannes de Bado Aureo, автор “Tractatus de Armis”; предположительно идентифицируется как Иоанн Тревор, епископ Сент-Асафский, ум. в 1410 г.), противопоставивших бартолианской иерархии цветов свою, не менее спорную. На протяжении XV века тезисы Бартоло и Иоанна развивались в ряде новых трактатов и получали риторические дополнения. Вероятно, лишь некоторые из авторов были действительными знатоками Г., как Клеман Принсо, чей труд (ок. 1439) завершается гербовником в блазоне. В целом же формировалась упорядоченная и в достаточной мере мистифицированная теория Г. Взаимодействие идеальной геральдики трактатов и реальной практики нашло яркое отражение в произведении Николаса Аптона “О военном обучении” (ок. 1446). Из текста явствует, например, что Аптон отказался от оценки (вслед за Иоанном де Бадо) зеленого цвета как неблагородного, поступив на службу к графу Солсберийскому, в гербе которого этот цвет присутствовал.
Постепенно
оформлялись общие стереотипы и
локальные нормы гербового
Повсеместное присутствие геральдики не привело к исчезновению или перерождению иных эмблематических систем. Инсигнии монархов и духовных лиц, знаки нотариев, ремесленников, домовые знаки испытали сильное влияние геральдики, сами влияли на нее, но не были поглощены ею.
В ренессансный
и постренессансный период геральдическая
теория приобретает еще большую риторизацию
и формализованность, отчасти маскируя,
отчасти же - акцентируя архаизм гербовой
традиции перед лицом культурных и социальных
перемен. С XVII века внимание к историческим
реалиям легло в основу геральдической
науки. В середине второй половины нашего
столетия исследователи геральдики противопоставили
распространению на средневековые памятники
постренессансных геральдических стереотипов
(надвременные формальные принципы, информативно-документальный
характер знака) образ подвижной, чуткой
к социальным процессам, экстравертной
знаковой практики, отразившей своеобразие
эпохи (труды Д.Л. Гэлбрейта, Х.С. Лондона,
А.Р. Вагнера, Ф. Менендеса Пидаля, М. Пастуро
и др.).
Литература:
Galbreath D.L., Jequier L. Manuel du Blason. Lausanne,1977.
Pastoureau M. Traite d’Heraldique. 2 ed. Paris,1993.
Wagner A.R. Heralds and Heraldry in
the Middle Ages. 2 ed. Oxford, 1956.
* * *