Генетическая психология Ж. Пиаже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:35, контрольная работа

Краткое описание

Генетическая психология основоположником которой являлся Жан Пиаже, предусматривала изучение психологической деятельности с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ, Ж.Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Лишь исследуя условия появления и законы развития структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате Ж.Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Генетическая психология Ж. Пиаже …………………………...4

Глава 2. Теория Ж. Пиаже ……………………………………………….11

2.1. Генетическая эпистемология ……………………………………….11

2.2. Эпистемический субъект ……………………………………………13

2.3. Клинический метод ………………………………………………….14

Глава 3. Стадии интеллектуального развития ………………………….15

Заключение ……………………………………………………………….31

Список используемой литературы ……………………………………...32

Содержимое работы - 1 файл

Контрольная (Литвин).docx

— 62.45 Кб (Скачать файл)

Литвин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

    Введение  ……………………………………………………………………3

    Глава 1. Генетическая психология Ж. Пиаже …………………………...4

    Глава 2. Теория Ж. Пиаже ……………………………………………….11

    2.1. Генетическая  эпистемология ……………………………………….11

    2.2. Эпистемический субъект ……………………………………………13

    2.3. Клинический  метод ………………………………………………….14

    Глава 3. Стадии интеллектуального развития ………………………….15

    Заключение  ……………………………………………………………….31

    Список используемой литературы ……………………………………...32 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Генетическая  психология основоположником которой являлся Жан Пиаже, предусматривала изучение психологической деятельности с позиций системно-структурного анализа. Используя системно-структурный анализ, Ж.Пиаже подчеркивает, что, взятый сам по себе, он не может служить достаточным орудием научного объяснения какого-либо явления. Лишь исследуя условия появления и законы развития структур, можно объяснить их природу и закономерности функционирования. В результате Ж.Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования. 
 
Уделяя основное внимание формированию интеллекта ребенка, Ж.Пиаже подчеркивал, что в научной психологии всякое исследование должно начинаться с изучения развития и что именно формирование умственных механизмов у ребенка лучше всего объясняет их природу и функционирование у взрослого. На генетической основе, по мнению Ж.Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Генетическая  психология Ж. Пиаже 

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) – один из наиболее известных ученых, чьи  работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены  на биологии и математике. В 11 лет  он опубликовал свою первую научную  статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же возраста он начинает работать в музее биологии. В университете он занимается преимущественно биологией  и философией и в 1918 году получает докторскую степень за работу о моллюсках.

После окончания университета Пиаже едет в Цюрих, где знакомится с исследованиями К. Юнга и с техникой психоанализа. Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

Большое значение для Пиаже имело его  пребывание в течение двух лет  в Париже, куда он был приглашен  в 1919 году для работы над шкалами  измерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине. В 1921 году Пиаже возвращается в Женеву, где Клапаред приглашает его на должность директора Института Ж.-Ж. Руссо. Одновременно Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг "Мышление и речь ребенка", "Суждение и рассуждение ребенка", где он излагает основы своей концепции когнитивного развития детей, которые рассматривает как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали Пиаже дополнительный материал для этой концепции. В последующие годы Пиаже сочетает преподавательскую работу (в качестве профессора Женевского университета) с различными административными должностями, публикует книги, в которых пересматривает и дополняет свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 годах Пиаже создает свой основной труд "Введение в генетическую эпистемологию", а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. В должности директора этого центра Пиаже состоял до конца жизни.

Свою  теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил  из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал  свою точку зрения, показывая, как  уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и  не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали  о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребе нок в формировании все более  адекватной схемы ситуации. Основой  этой схемы как раз и является логическое мышление.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма  к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным  процессом, а активным взаимодействием  организма со средой. Эта активность – необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема  вырабатывается только в процессе активного  взаимодействия со средой, или, как  писал Пиаже, "схемы нет ни в  субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом". Одним из любимых  примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который  осознает его значение, перебирая  камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два  механизма ее построения ассимиляцию  и аккомодацию. При ассимиляции  построенная схема жесткая, она  не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние  изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках которой ребенок  познает окружающий мир. Аккомодация  связана с изменением готовой  схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно  является адекватной, полностью отражая  все нюансы данной ситуации. Сам  процесс развития, по мнению Пиаже, является чередованием ассимиляции  и аккомодации; до определенного  пре дела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Исследование  этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между  мышлением и речью, построил свои исследования раз вития мышления через изучение развития речи детей. Собирая типичные вопросы детей ("Почему дует ветер?", "Ходит  ли солнышко в гости к луне?", "Откуда берется дождь?"), Пиаже  начал задавать эти вопросы самим  детям. Он пришел к выводу, что процесс  развития мышления – это процесс  экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала нарекания со стороны других психологов, прежде всего Л.С. Выготского и В. Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление, как более сложное, не может предшествовать реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Л.С. Выготский). Однако и в этот период Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.

Наиболее  значимыми были эксперименты Пиаже  по исследованию эгоцентризма. Он задавал  детям простые вопросы, в которых  надо было посмотреть на ситуацию с  точки зрения другого человека. Например, ребенка спрашивали, сколько у  него братьев, а услышав ответ "У  меня два брата", задавали следующий  вопрос: "А сколько братьев  у твоего старшего брата?". Как  правило, дети терялись и не могли  правильно ответить, говоря, что  у брата только один брат, и забывая при этом себя. Более сложным был эксперимент с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы – мельница, дом, дерево. Детям предъявляли фотографии и просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в том положении, в котором их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись трех-четырехлетние дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу и экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, которая соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться. Как правило, даже шести- семилетние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и привело Пиаже к вы воду о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.

Второй  этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием  операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Выготский, Штерн, Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано  с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть про читаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы.

Пиаже исследовал как переход от внешних  операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости. Детям 5-7 лет давались задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, им предъявляли два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, как и расстояние между ними, было одинаковым, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, равное ли количество кубиков в двух рядах, и те отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, длина данного ряда уменьшалась. После этого ребенку задавали вопрос, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения веса (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в них был разным. При этом даже многие шестилетние дети считали, что количество воды в сосудах изменилось. Пиаже давал детям картинки, на которых были изображены две лошади и четыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос, кого больше – животных или коров. И дети снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие "животные" включает в себя и лошадей и коров.

Исследования  привели Пиаже к выводу, что  до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Информация о работе Генетическая психология Ж. Пиаже