Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:34, монография
Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Изначально, под понятием финансы понималась совокупность денежных средств, далее оно получило более широкое значение и стало означать “Денежные средства”.
Введение…………………………………………………………………………2
Биография……………………………………………………………………… 3
Глава первая……………………………………………………………………. 5
Глава вторая......................................................................................................... 6
Глава третья……………………………………………………………………. 7
Глава четвертая………………………………………………………………… 8
Глава пятая…………………………………………………………………….. 9
Глава шестая…………………………………………………………………… 10
Глава седьмая….……………………………………………………………… 11
Глава восьмая………………………………………………………………… 11
Глава девятая…………………………………………………………………... 12
Глава десятая…………………………………………………………………... 13
Глава одиннадцатая…………………………………………………………… 14
Глава двенадцатая..……………………………………………………………. 15
Заключение…………………………………………………………………….. 16
Сохраняя финансовую изолированность феодальных владений, правительство не допускало, чтобы часть тягла, которую были обязаны платить монастырские крестьяне, перекладывалась по традиции на черных тяглецов.
Кроме различных форм городового и засечного дел, которые стали переводиться на деньги только во второй половине XV в., появилось разделение на две группы строительных повинностей:
1) повинности в пользу местной администрации: обязанность ставить волостелины и наместничьи дворы.
2) стоять на яму с подводами как повинность, умножение повозных повинностей, население должно было возить камень и известь, а также сор и дрова к ямчужным амбарам где делали селитру.
В XVI в. получили распространение пошлины, ограничивавшие свободу личности непосредственно производителей. Также появляются свадебные пошлины.
Глава пятая
Финансовая политика в начале правления
«Избранной Рады»
Период боярского правления характеризуется количественным ростом владений, получивших свободу от основных налогов и повинностей.
Ямские деньги с монастырей должны были собираться местными финансовыми органами. Ограничение тархара очень существенно и свидетельствует о том, что правительство Ивана Грозного уже намечало отмену одной из самых важных финансовых привилегий монастырских вотчин – привилегии не платить ямские деньги уездным властям.
В 1550г. в монастырских вотчинах создалось странное положение. С одной стороны Судебник провозгласил прекращение выдачи новых и наметил пересмотр старых тарханов, с другой стороны, прежние тарханные грамоты ещё находились в руках монастырей вотчинников и не потеряли своей юридической силы. В сложившейся ситуации большую роль сыграла местная царская администрация. Упоминание о нарушении судебного иммунитета показывает, что местные власти понимали постановление Судебника шире, чем это позволяет его текст, и повели общее наступление на привилегии монастырей.
Ограничение феодального иммунитета свелось к ликвидации главным образом таможенных и податных привилегий монастырей. Судебный иммунитет представлялся духовным землевладельцам часто в расширенном объеме. Одной из причин этого могла быть подготовка к ликвидации системы наместничьего управления, в связи с чем и увеличивались судебные полномочия крупных феодалов.
Глава шестая
Отмена тарханов в середине 16в.
Отмена тарханов входит в круг важнейших реформ «Избранной Рады». Термин «тархан», обозначавший привилегированного человека, наделенного податным и судебным иммунитетом, послужил на Руси для определения «тархарная грамота». Под «тархарными грамотами» в 16в. подразумевались такие жалованные грамоты, которые освобождали не только от мелких «проторов» и «розметов», но прежде всего от основных налогов и повинностей : дани, ямских денег, посошной службы или от тамги.
Значительным ограничениям подвергались грамоты, содержавшие торговые и проездные привилегии монастырей. Стремясь приблизить вотчины духовных феодалов к землевладению других, менее привилегированных сословий, правительство преследовало как фискальные: увеличение казенных доходов, так и социальные: уравнять до некоторой степени все сословия перед лицом царской власти, умалить преимущество особо привилегированных и поднять авторитет тех сословий, которые являлись опорой централизованной власти. Классовая сущность политики проявлялась в том, что все предпринимаемые им меры не облегчали положение основного производящего класса – крестьян. Напротив, податный нажим на монастыри мог только ухудшить положение монастырских крестьян. Не улучшая при этом сколько-нибудь существенное положение крестьян других сословных категорий.
Глава седьмая
Финансовая политика в 1551-1564гг.
В период правления «Избранной Рады» содержание жалованных грамот определялось в основном теми правилами, которые были установлены в 1550-1551гг.
В первые месяцы после отмены генеральной ревизии тарханов были выданы по крайней мере две тарханные грамоты. Монастыри иногда получали право беспошлинной покупки товаров, но освобождение от пошлин монастырской торговли, т. е. продажи и перепродажи, отменялось. Кроме того, шесть или семь представителей монастыря могли безмытно проезжать в Москву по делам. Но нарушение регламента и попытка продавать купленные товары или провозить товар на продажу влекли за собой обложение монастырской экспедиции таможенными пошлинами.
Память - это документ который брался у казенного дьяка с указаниями, она должна была скрепляться печатью игумена и подписью одного из представителей монастыря. Только по предъявлению такой «памяти» монастырские купчины могли беспошлинно покупать товары. Ограничение податных привилегий духовных феодалов было одной из причин роста хозяйственного разорения в стране.
Глава восьмая
Финансовая политика периода опричнины
Иван Грозный провозгласил опричнину 5 января 1565г. одной из задач опричнины было увеличение доходов самого царя..
Характерным элементом финансовой политики этого времени было предоставление духовным учреждениям права сбора таможенных и проездных пошлин с посторонних людей, аналогичного западному бану, и жалование земель вместо руги.
В 1566-1568 гг. формы податных освобождений были весьма разнообразны. Шире стало практиковаться отарханвание монастырских вотчин(бессрочное освобождение от главных налогов и повинностей) Тарханные грамоты были даны на многие вотчины.
Другой принцип, получивший распространение в это время- освобождение от податей за оброк. Монастырские вотчины неоднократно получали освобождение от натуральной ямской повинности и от ряда сравнительно мелких налогов и пошлин.
Иммунитетные привилегии представлялись лишь тем корпорациям, на поддержку которых рассчитывал царь.
Таким образом, финансовая политика опричного периода характеризуется непоследовательностью и противоречивостью. По сравнению с политикой, проводившейся в 50х-начале 60х годов XVI века, опричнина являлась в целом периодом расширения финансового иммунитета. Это расширение достигло особенно больших масштабов в моменты острой политической борьбы. Вместе с тем полный иммунитет практически почти рядовое дело, обычно оставалась обязательной даже для самых привилегированных вотчин.
Глава девятая
Состояние налогообложения в конце 1572-1575 г.
После отмены опричнины в августе 1572 г. выдача иммунитетных грамот приостановилась.
Наиболее крупные податные, судебные и таможенные привилегии получил Новодевичий монастырь. В 1573 году Новодевичий монастырь получил освобождение от дани, ямских денег.
Большинство льготных грамот Иван Грозный предоставлял монастырям для поддержки своего политического статуса в государстве.
В обстановке разорения и запустения, когда никто, кроме Троице-Сергиева монастыря, не оказался в состоянии взять рыбные ловли на оброк, царю пришлось пойти на первую крупную сделку с Троице-Сергиевым монастырём и вернуть ему конфискованные рыбные ловли.
Методы взимания налогов, применявшиеся в отношении некрещеных лопарей данщиками и посланниками, вызывали возмущение местного населения, не давая, видимо, значительного эффекта и для государственной казны. Поэтому царь прежде всего обложил лопарей поборами в пользу церкви за крещение, свадебное венчание и т.п..
Основной смысл жалованных грамот 1575 года заключался в попытке правительства поставить родившуюся в условиях хозяйственного разорения борьбу феодалов за земли, промыслы и рабочие руки на службу интересам казны. Отсюда особенное внимание к монастырским дворам и промыслам, к слабо освоенным, «диким» землям в отдельных районах юга, востока и севера при общем усилении крепостного права в центре.
Глава десятая
Финансовые аспекты внутренней политики времени великого княжения Симеона и удела Ивана 4
Грамоты от 19 ноября 1575 г. ярко характеризуют финансовые аспекты политики удела. Иван 4 потребовал неукоснительно собрать с Двинского уезда и доставить в Москву 6 декабря большую сумму – 4839 руб. 31 алтын 4 деньги. Заметно ослабла в это время и практика выдачи грамот, освобождающих от уплаты налогов.
Грамота октября 1576 года предоставляла монастырю широкие податные и судебные привилегии. Она была тарханно-несудимой, односрочной, заповедной и тарханно-проезжей.
Скорее всего, изъятию подлежали и «удельные» жалованные грамоты Ивана 4, где он фигурировал с титулом князя Московского.
Грамоты на Казанско-Свияжске земли, выдававшиеся от имени Ивана 4 как царя и великого князя всея Руси, отличались значительной щедростью податных освобождений.
Во время великого княжения Симеона Бекбулатовича и удела Ивана 4, ряд крупных монастырей получил существенные податные освобождения. Как и в период опричнины, раздел государственной территории не способствовал проведению ограничительной иммунитетной политики, а попытка обоих правителей заручиться поддержкой монастырей приводила к расширению фискальных привилегий влиятельных духовных феодалов.
Глава одиннадцатая
Финансовые привилегии феодалов в конце 1576-начале 1584 годов
После окончания эксперимента с «великим княжением » Симеона Бекбулатовича Иван 4 переходит от политики «удела» к политике «двора»». Иван Грозный проводит активную финансовую политику в отношении, как дворовых, так и земских уездов.
Бурный расцвет феодального иммунитета имел место в 1587 году , когда щедрое обеление монастырских вотчин достигло своего апогея. Правительство шло на предоставление влиятельным монастырям таможенных привилегий для торговых поездок по Волге до Астрахани и обратно.
В 1581 году в связи с новыми закрепостительными мероприятиями большое внимание было уделено размежеванию черного и белого местного землевладения.
Экономический кризис 70х-начала80х годов создал условия, в которых правительство вынужденно было идти на серьёзные уступки крупным монастырям как наиболее устойчивым и жизнеспособным хозяйственным организмам. Вместе с тем у правительства всегда имелось искушение поправить свои дела за счёт монастырских вотчин. Собор об отмене тарханов, состоявшийся в июле 1584 года, уже после смерти Ивана Грозного, явился одной из таких попыток.
Глава двенадцатая
Увеличение бремени налогов и повинностей во второй половине 16 века
В 1551 году правительство провело пересмотр жалованных грамот, отменив в общем порядке свободу иммунитетных владений от ямских денег, посошной службы и тамги. Грамоты на новые городские слободы феодалов вообще не подтверждались, а сами слободы подлежали отписке «на» государя. В грамотах на монастырские городские дворы подчёркивалось, что, кроме дворника – монастырского представителя на городском дворе, все остальные монастырские люди, живущие во дворах, должны быть уравнены в тягловом отношении с чёрными посадскими людьми. Эти постановления, вызванные острой борьбой горожан с феодалами - беломестцами, открывали дорогу для освобождения города от пут сеньориальных отношений.
После отмены опричнины в 1572 году наблюдается новый подъём борьбы феодалов за крестьянские «рабочие руки», приобретшие особую ценность в обстановке растущего разорения.
Право феодалов самим собирать и вносить важнейшие налоги, отражало объективную закономерность экономического развития в направлении усиления крепостничества.
В 16 веке не нашлось общей платформы для выроботки унифицированного податного права иммунистов. Это объясняется переходным характером эпохи, когда усилившееся самодержавие уже было способно на проведение общерусской политики, однако сохранение экономической раздробленности препятствовало созданию.
Заключение
Следует отметить, что установление дани, а затем и других налогов являлось отнюдь не мирным процессом, бесконфликтно протекавшим в условиях разложения родового строя и возникновения классов и государств.
Стремление феодального государства во второй половине XV-XVI века взимать налоги с частновладельческих и церковно-монастырских крестьян показывает разрушение системы феодального «рельефа» и процесс постепенного превращения крестьян в подданных государства. Платежи феодалов в XIV-XV вв. являлись нерегулярными, немного позднее вообще свелись на нет, в то время как платежи черносошных крестьян это непосредственное выражение их зависимого от государства положения.
1