Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:33, контрольная работа
феодальная раздробленность способствовала сравнительно равномерному развитию экономики и культуры почти всех земель (как в центре, так и на окраинах бывшей Руси). Они могли бы без больших потрясений и ущерба преодолеть разобщенность, как это наблюдалось в ряде территорий Западной Европы. Однако нашествие татаро-монголов лишило нашу страну такого благоприятного исторического шанса.
Министерство культуры, по делам национальностей,
по информационной
политике и архивного дела ЧР
ГОУ «Чувашский
Государственный институт культуры
и искусств»
Кафедра гуманитарных и социально – экономических дисциплин.
Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история»
на тему:
«Феодальная
раздробленность
на Руси в 12-13 вв.»
Выполнила студентка
1-ого курса СКД 63гр.
Чебоксары – 2007
Содержание:
Введение.
1.
Введение
Вскоре после смерти Мстислава Великого еще совсем недавно сильное древнерусское государство раскололось на 15 княжеств и земель. В дальнейшем этот процесс усилился. Быстрое отделение от Киева самостоятельных территорий напоминало осенний листопад. Каковы же причины наступившей феодальной раздробленности?
Как известно, выделение слоя богатых общинников привело к созданию государства Киевская Русь. Тот же самый процесс, т.е. рост экономической мощи князей и бояр, привел к совершенно иному явлению: распаду страны. Произошло это потому, что в течение IX - XI вв. ряд феодалов на местах достигли такого могущества, что могли конкурировать с великим князем. В их распоряжении появились громадные средства, позволяющие формировать собственные многочисленные дружины. Между тем значение Киева как экономического (а следовательно, и военно-политического) центра падало. В первую очередь это было связано с падением значения важнейшего торгового пути «из варяг в греки». После походов крестоносцев в Палестину Европа освоила более надежную торговую артерию на Восток – через Средиземное море. Во-вторых, под натиском половцев с середины XII века население киевской земли перемещалось в более безопасные места (верховье Днепра и междуречье Волги и Оки), что усиливало экономические позиции Новгородской республики и Владимиро-Суздальского княжества.
Наступление феодальной раздробленности было связано также с тем, что в средние века не только на Руси, но и во многих странах Западной Европы наступило время господства натурального хозяйства, при котором едва ли не в каждой вотчине старались удовлетвориться не покупной продукцией, а своей. Естественно, что торговые отношения между отдельными княжествами и землями утратили интенсивный характер и становились эпизодическими.
Ослаблению
авторитета великого князя способствовало
изменение интересов и
Политической причиной феодальной раздробленности являлся «лестничный» порядок наследования княжеского престола. Он был весьма запутанным и принес Руси немалый ущерб. Казалось, чего проще, когда передача власти происходит простейшим путем – от отца к сыну или от брата к брату. Однако Ярослав Мудрый, один из самых выдающихся государственных деятелей Руси, принял на этот счет ошибочное решение. Он перед смертью разделил страну между пятью сыновьями. Здесь все было ясно. Но вот дальше все осложнялось: смерть одного из князей обуславливала перемещение наследников по старшинству во всех пяти землях. Такая система и называлась «лестничной». С течением времени в ней вряд ли кто мог разобраться, поскольку племянники выходили иногда годами старше своих дядей. Это приводило к ожесточенной борьбе за престолы во многих княжествах. Со смертью Мстислава Великого она превратилась в серию непрерывных войн. Однако не следует думать, что чья-то злая воля или просчеты князей привели к феодальной раздробленности Руси. Распад ее – это неизбежный социально-экономический этап развития страны. Такие же исторические условия погрузили в состояние феодальной раздробленности и многие государства Западной Европы.
Среди
15 самостоятельных территорий, на которые
раздробилась к середине XII века Киевская
Русь, самыми сильными были два княжества
(Владимиро-Суздальское и
Владимиро-Суздальское княжество . Оно занимало междуречье Оки и Волги. Этот лесистый край простирался на севере до низовьев Северной Двины, на юге граничил с Черниговским и Муромо-Рязанским княжествами, на западе – с Новгородской республикой, на востоке его соседями являлись племена мордвы и марийцев. Население его могло заниматься относительно спокойно земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, бортничеством. Сюда не докатывались волны грабительских набегов половцев и варягов: густые леса мешали алчным завоевателям. И хотя здесь не было столь благодатного климата и хороших земель, как на киевщине, тем не менее в силу уже перечисленных обстоятельств Владимиро-Суздальский край медленно, но верно укреплял свои позиции в феодально-раздробленной Руси. Способствовала этому разветвленная волжская система. Она связывала княжество с прибалтийскими территориями и прикаспийскими странами. В бассейне этой великой русской реки находилась и Булгария, которая вела оживленную торговлю со Средней Азией.
Первым Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий, по прозвищу Долгорукий. Так его называли за то, что вмешивался в дела самых отдаленных русских земель. Более всего он нам известен как основатель столицы России (конечно, Юрий Долгорукий никак не мог предположить, что прославится таким шагом). Первое упоминание о Москве в летописи относится к 1147 году. Тогда это было маленькое село, расположенное на окраине суздальских владений при впадении Неглинки в реку Москву. Оно состояло из небольшого укрепления – Кремля и посада, населенного ремесленниками и торговцами. Более позднее летописное сообщение (от 1156 года) подтверждает, что Юрий Долгорукий «заложил град Москву» и превратил его в деревянную крепость.
Едва ли не все пребывание на престоле (1125-1157 гг.) первый Владимиро-Суздальский князь посвятил борьбе за овладение Киевом. В 1149 году ему удалось это сделать, но закрепить свой успех он не сумел. Спустя несколько месяцев киевский князь Изяслав (сын Мстислава Великого) с боем вернулся в столицу русских земель. В 1155 году Юрий Долгорукий вторично овладел Киевом и стал великим князем. Но недолго он наслаждался тем титулом, за который воевал всю сознательную жизнь. Два года спустя его отравили на пиру киевские бояре. Портрет и поведение Юрия Долгорукого запечатлел один из летописцев: «Сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не вельми великии, нос долгий и накривленный, брада малая; великий любитель жен, сладких пищ и пития». Такой образ жизни в то время, к сожалению, вели многие феодалы.
После
смерти Юрия Долгорукого власть во
Владимиро-Суздальском
Андрей
Боголюбский пытался
После двухлетней междоусобной борьбы престолом овладел младший брат убитого князя – Всеволод, получивший впоследствии прозвище Большое Гнездо (он имел много сыновей и дочерей). У него неукротимая тяга к власти, к расширению влияния на соседние земли сочеталась с расчетливостью и осторожностью. Вот почему Всеволод княжил с большим успехом, нежели Андрей Боголюбский. Умело применяя давным-давно известную политику кнута и пряника, он в равной степени удачно решил большинство внутренних и внешних проблем, стоящих перед Владимиро-Суздальским княжеством.
Всеволод Большое Гнездо нашел опору в борьбе за укрепление своей власти среди горожан, страдавших от междоусобиц и дворян (меньшая дружина), которые за службу получали от князя жалование, землю, различного рода награды. Эти слои населения помогли ему разгромить внутреннюю оппозицию (мятежные бояре были заключены в тюрьму). Укрепив свое положение среди княжества, Всеволод активизировал внешнеполитический курс – подчинил себе Рязань, упрочил позиции в Киеве и Новгороде, в а 1183 году разгромил войско Волжской Булгарии. Все это позволило ему провозгласить себя великим князем. Недаром в конце XII – начале XIII вв. его считали самым сильным лидером в русских землях. Отдавая должное этому князю, автор «Слова о полку Игореве» писал: «Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать!» По словам летописца, «от одного имени Всеволода трепетали все страны и слухами о нем полнилась вся земля».
Сыну Всеволода Юрию, княжившему в 1218-1238 гг. не удалось сохранить то прочное, ведущее положение Владимиро-Суздальского княжества на Руси, которое обеспечил отец. Да, наверное, с таким делом никто бы тогда не справился: продолжался неизбежный и неуклонный процесс феодальной раздробленности. Переяславль, Ярославль, Суздаль, Ростов стали центрами самостоятельных княжеств. Крупная феодальная знать взяла верх над церковью, городами и дворянством. Хотя Юрий Всеволодович и добился некоторых успехов во внутренней и внешней политике (упрочил влияние в Новгороде, заложил при впадении Оки в Волгу Нижний Новгород в 1221 году), распад его княжества был явлением закономерным.
Галицко-Волынское княжество . Оно располагалось на юго-западе Руси между реками Днестром и Прутом, имело самые благоприятные условия для развития экономики. Тепло, отсутствие засух, богатые черноземы стали основой для подъема сельского хозяйства. Множество рек обильно снабжали население рыбой. В верховьях Прута находились огромные запасы соли, которой снабжалась вся Южная Русь. Обширные лиственные леса позволяли сравнительно безболезненно решать жилищные проблемы. Во многих былинах рассказывалось о роскоши княжеских дворов и боярских вотчин, о тучных стадах на склонах Карпатских гор, об удивительных изделиях галицких ремесленников из серебра и золота.
Возвышение Галицкого княжества началось тогда, когда им стал править Ярослав Осмомысл (1152-1187 гг.) В жестокой борьбе с боярами и внешними врагами он отстоял свое право на престол. Недюжинный ум и хорошее образование (возможно его называли Осмомыслом за знание восьми языков) помогли ему справиться со всеми трудностями. При нем Галицкое княжество укрепило международные связи с Венгрией, Польшей, Византией. По замечанию автора «Слова о полку Игореве» Ярослав держал в своих руках ключ от Киева, преграждал венгерскому королю проходы через Карпаты и простирал свое влияние до самого Дуная. А вот сын Осмомысла Владимир оказался непутевым, проявлял очевидную склонность к пьянству и бесшабашному прожиганию жизни, пользы от его княжения было немного, а, может быть, больше вреда. После его смерти в 1199 году наиболее удачливым соискателем Галичского престола стал волынский князь Роман Мстиславович. Ему помогли наемное польское войско. Таким образом появилось объединенное Галицко-Волынское княжество, по территории не уступавшее Германской империи.
Информация о работе Феодальная раздробленность на Руси в 12-13 веках