Ермак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Но как только Русь вновь приобрела единство и покончила с внутренними междоусобицами и войнами, она тут же освободилась от угнетающего ига. И одну из главных ролей в этом событии сыграл тот самый казачий атаман, имя которого Ермак.

Содержимое работы - 1 файл

контр.по истории.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

     Нрав  Ермака, как свидетельствуют  достоверные источники, был по-настоящему твердым и суровым. Вот, что пишет  о чертах характера  Ермака А.Н.Радищев  в своем очерке «Слово о Ермаке»: «Ермак, избранный единожды верховным начальником своею собратею, умел над ними удержать свою власть во всех противных и неприязненных ему случаях: ибо если нужно всегда утвержденное и наследованное мнение, чтобы владычествовать над множеством, то нужно величие духа или же изящность почитаемого какого-либо качества, чтобы уметь повелевать своею собратею. Ермак имел первое и многие из тех свойств, которые нужны воинскому вождю, а паче вождю непорабощенных воинов».

     Вообще  вольные казаки в  то время участвовали  в самых значительных военных событиях, что во многом способствовало и их победе над Сибирским ханством, имели свою военную организацию и признанных военных руководителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Экспедиция Ермака 

        Бескрайние просторы Западной Сибири в XVI столетии были малозаселенной и плохо освоенной в хозяйственном отношении территорией. На крайнем Севере обитали немногочисленные племена самоедов, объединенные в родовые общины и занимавшиеся оленеводством и охотой.

          Народы севера Западной Сибири издавна поддерживали экономические связи с русскими землями. Еще в XI столетии предприимчивые новгородские и поморские купцы проникали в низовья Оби и Таза, куда привлекали их в первую очередь пушные богатства. Торговые и политические связи новгородцев унаследовало Московское государство, включившее, в конечном счете, далекие сибирские земли в состав своей территории. В Югорскую «вотчину» великие князья московские неоднократно посылали ратных людей для сбора дани. Эти походы не привели к присоединению и освоению Сибири. Зависимость местных племен от России была в значительной степени формальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Влияние Московского государства за Югорским Камнем в XV - XVI веках оспаривало татарское Сибирское ханство.

       Самым опасным противником был Кучум - правитель Сибирского ханства, которое подчинило себе коренные народности Западной Сибири: вогулов и остяков. Именно против него и организовывалась экспедиция Ермака.

       Строгановы давно вынашивали планы расширения своих владений за счет зауральских земель. Исходатайствовав в 1574 году грамоту на земли по Туре и Тоболу с правом строительства крепостей также на Иртыше, Оби и других реках, они приступили к набору ратных людей.  Узнав о Ермаке, Строгановы послали к нему грамоту с приглашением на службу. Тот принял предложение и вместе со своими казаками явился в Орел - городок. Рассказав Ермаку о богатствах Сибирского ханства и его внутренней слабости, промышленники склонили его к походу в Сибирь.

         Поход в Сибирь не был результатом сознательной деятельности Строгановых. Они пригласили Ермака, чтобы его мечом обезопасить свои владения, а поход в глубь Сибири явился делом самого атамана. Замысел о походе за Урал созрел у Ермака еще на Волге. Ни Строгановы, ни Ермак в то время не могли допустить и мысли, что горстка казаков может разгромить Сибирское ханство. Поход казаков, открывший дорогу в Сибирь для широкой народной колонизации, сам, по существу, представлял ее первый могучий поток.

         Тыловой базой похода послужило владение купцов и промышленников Строгановых в Приуралье, получивших от царя жалованную грамоту на «камские изобильные места». Со сложным чувством покидал Ермак Чусовской городок. Не впервые ему было брать на себя ответственность за судьбы сотен людей, веривших в счастливую звезду своего атамана. Но это был необычный поход. Не  на  волжских купцов вел  он  преданных  ему  казаков, а на смертельную схватку с чужеземцем, который позволял себе гордо говорить с самим самодержцем российским.    

     Итак, 1 сентября 1581 года дружина Ермака выступила в поход. Маршрут похода довольно точно прослеживается историками. Сначала он плыл по реке Каме, потом вверх по реке Чусовой. Сильное встречное течение очень замедляло движение стругов. Затем их путь пролегал по реке Серебрянке к Тагильским перевалам, где было удобнее перебраться через «Камень».

     На  перевале казаки построили  земляное укрепление - Кокуй-городок, где зимовали до весны. Эта зимовка не была временем простой передышки: Ермак создавал тыловую базу похода уже на восточной стороне Уральских гор, вел разведку, привлекал на свою сторону местное население.

     По  реке Тагил судовая  рать Ермака спустилась в реку Туру, где начинались земли Сибирского ханства.

       Здесь произошли  первые столкновения Ермака с сибирскими татарами. В ходе сражений казакам удалось занять Епанчин-городок, затем старую столицу Тюменского «царства» Чинги-Туру. Далее путь пролегал через «вражескую» территорию. В результате сибирским татарам ни разу не удалось напасть на судовой караван Ермака неожиданно. Опасность теперь угрожала непосредственно столице Сибирского ханства - городу Искеру. Русское войско медленно, но верно приближалось...

     Хан Кучум  лихорадочно  собирал воинов, требуя от мурз и князей, чтобы они пришли к столице со своими отрядами. Сибирскому хану удалось создать  определенное численное  преимущество над  казаками Ермака. Сдаваться  без боя он не собирался.  Укреплялась столица ханства - город Искер, также были укреплены близлежащие городки Атик и Карачин.

     Первую  серьезную попытку  задержать русское  войско хан Кучум  предпринял близ устья  реки Туры. Сюда пришли главные силы сибирского войска. Эта попытка была обречена на неудачу. Казаки, отстреливаясь из пищалей, миновали засаду и вошли в реку Тобол. Но и дальше, вниз по Тоболу, плыть было довольно тяжело. Казакам то и дело приходилось высаживаться на берег, дабы отпугнуть противника. В этом очень важна была та тактика, которой пользовался Ермак. Дело в том, что Ермак вел боевые действия, четко следуя определенному плану. Чаще всего при сражении Ермак атаковал в два «захода». Сначала в бой вступали пищали, при ударах которых очень большое количество воинов противника гибло, затем шло молниеносное наступление пехоты, отчаянно навязывая противнику рукопашный бой. Татары не любили рукопашного боя и страшно его боялись.

     После ведения довольно затяжных битв Ермак  неожиданным ударом взял Карачин - укрепленный городок всего  в шестидесяти километрах от Искера. Отбить город попытался сам Кучум, но ему пришлось отступить и вернуться в столицу. Затем воины Ермака захватили другой укрепленный городок, прикрывавший сибирскую столицу - Атик. Время сражения, которому было суждено решить судьбу Сибирского ханства, приближалось. Силы Кучума были еще весьма значительными.

     Первый  приступ казаков  не удался. Штурм повторился, и снова за окопы прорваться не удалось. Именно после этого Маметкул, оборонявший Чувашский мыс, и совершил крупную военную ошибку. Ободренный неудачами русских приступов и малочисленностью дружины Ермака, он решился на большую вылазку. Татары сами разобрали в трех местах засеки и вывели свою конницу в поле. Казаки заняли круговую оборону, встали плотными рядами. Стрельба из пищалей велась непрерывно: пищальники укрывались внутри каре, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды, чтобы встретить залпом атакующую конницу. Татары понесли крупные потери, но прорвать плотные слои казаков так и не сумели. В бою был ранен предводитель татарской конницы Маметкул.

     Неудача в полевом сражении у Чувашского мыса оказалась гибельной  для хана Кучума. Насильно собранное  ханское войско начало разбегаться. Вогульские и остяцкие отряды, составлявшие немалую  часть его, также обратились в бегство. Отборная ханская конница погибла в бесплодных атаках.

     Ночью хан Кучум покинул  свою столицу, и 26 октября 1582 года Ермак с дружиной вошел в столицу  Сибирского ханства.

     В этих сложных условиях Ермак проявил  себя не только дальновидным военачальником, но и дипломатом, политическим деятелем. Удержаться в крепости, удаленной от России на тысячи километров, можно было только при поддержке местного населения. Ермак сразу же постарался установить дружеские связи с вогульскими и остяцкими «князьями». Ненависть жителей Западной Сибири к хану Кучуму способствовала этому.

     Разгром большого татарского войска Ермак использовал  для того, чтобы поставить под свою власть соседние земли. Он разослал в разные стороны казацкие отряды, которые «очищали» земли от остатков орды. Русские потери в этих походах оказались минимальными.

     Летом 1583 года казацкие войска на судах двинулись  по Иртышу, подчиняя местных князьков...

     Итак, подводя  итог, мы можем сделать некоторые выводы. Поход был тщательно подготовлен. Первоначально казаков насчитывалось около 540, затем их численность увеличилась до 1650 человек. Были построены большие лодки - струги, каждая из которых вмещала до 20 воинов с запасами оружия и продовольствия. Но если сравнивать силы Ермака с силами, которые мог привлечь хан Кучум, то становится непонятно, как Ермак смог выиграть сражения.

     По  данным тогдашнего Посольского  приказа, Кучум мог  вывести в поле около 10 тыс. воинов, причем большей частью конных. Также хан мог принудить себе в помощь вогульские и остяцкие войска плюс к этому добровольная помощь ногаев, у хана Кучума были хорошие  отношения. Таким образом, численное преимущество хана было более чем подавляющим.

     Историки  обычно объясняли  блестящие победы Ермака превосходством в вооружении, прежде всего в огнестрельном оружии, которого татары не имели в достаточном количестве.  Несомненно, рать Ермака имела хорошее по тем временам оружие. По словам летописца, ее снабдили «оружием огненным».

     Пушки были, но только легкие (так  как транспортировка больших, тяжелых орудий была более проблематична)   и   при   всем   этом было их немного, всего несколько штук. Зато имелось триста пищалей, дробовые ружья и даже испанские аркебузы. В целом же ручным огнестрельным оружием владели не более одной третьей части войска, остальные воины имели луки со стрелами, сабли, копья, топоры, кинжалы, какое-то количество самострелов. Пушки стреляли на 200-300 метров, пищали - на 100, причем скорострельность была незначительной (2-3 минуты на перезарядку). Так что решающего преимущества Ермаку огнестрельное оружие не давало.

     Что же обеспечило успех  Ермака?

     Во-первых, умелое командование и четкая организация  войска. Сам Ермак  обладал большим  военным опытом. Признанными  воеводами считались  и его ближайшие  соратники: Иван Кольцо и Иван Гроза. Дружина разделялась на пять полков во главе с выборными есаулами. Полки в свою очередь делились на сотни, сотни - на полусотни и десятки со своими сотниками, пятидесятниками и десятниками соответственно. В войске были выделены полковые писари, трубачи, литаврщики и барабанщики, подававшие сигналы во время сражений. В течение всего похода соблюдалась строжайшая дисциплина. Казаки были искусными, мужественными бойцами, привычными к дальним и трудным походам.

     Во-вторых, успехам Ермака способствовала умело выбранная тактика - быстрые маневры «судовой рати», недоступной для татарской конницы, внезапные удары, сочетание «огненного» и рукопашного боя, использование легких полевых укреплений.

     В-третьих, Ермак выбрал для  похода наиболее выгодное время, когда силы Кучума оказались раздробленными. Как раз накануне похода   Ермака хан послал своего старшего сына и наследника Алея с лучшими отрядами на Пермский край.

     И, наконец, тыл хана Кучума был довольно непрочным. Вогульские и остяцкие «князья», данники хана, только по принуждению присоединились к его войску, на их верность нельзя было рассчитывать, а местные жители, рыболовы и охотники, вообще не желали воевать с русскими...

     Три года длилась первая сибирская экспедиция. Голод и лишения, суровые морозы, бои и потери - ничто не могло остановить вольных казаков, сломить их волю к победе. Три года дружина Ермака не знала поражений от многочисленных неприятелей. В последней ночной стычке, поредевший отряд отступил, понеся небольшие потери. Но он лишился испытанного вождя. Без него экспедиция продолжаться не могла.

     Прошло  несколько лет, прежде чем правительственные  войска окончательно закрепились в  Сибири и выстроили  в окрестностях Кашлыка  крепость Тобольск, ставшую новой  столицей края. Через  тринадцать лет после гибели Ермака царские воеводы окончательно разгромили Кучума... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

IV. Присоединение Сибири 

Информация о работе Ермак