Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:12, контрольная работа
Но как только Русь вновь приобрела единство и покончила с внутренними междоусобицами и войнами, она тут же освободилась от угнетающего ига. И одну из главных ролей в этом событии сыграл тот самый казачий атаман, имя которого Ермак.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени
Академика
Д.Н. Прянишникова»
Кафедра
«История социологии»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
на
тему: «Ермак»
Выполнила: студентка II курса
факультета заочного обучения
специальности «Экономика и
управление на предприятии АПК»
Широглазова Татьяна Александровна
Эз-2009-257
Проверила:
Доцент кафедры история социологии
Шувалова Юлия
Борисовна
Пермь
2010 год
Введение
"Все, что
мог сделать русский народ
в Сибири, он сделал с
необыкновенной энергией, а результат
трудов его достоин удивления по своей
громадности. Покажите мне другой народ
в истории мира, который прошел бы
пространство, большее пространства всей
Европы, и утвердился на нем?
Нет, вы не покажите такого народа!"
Николай
Михайлович Ядринцев
В XVI веке началось освоение Сибири, открывшее в истории колонизации Руси одну из ее самых интересных и захватывающих страниц. Присоединение и освоение Сибири - это, пожалуй, самый значимый сюжет в истории русской колонизации.
Перевернем страницы истории немного назад... Занимая место на краю Европы, Русь очень часто подвергалась нападениям кочевых орд с востока. Пока Древнерусское государство сохраняло единство, оно успешно противостояло натиску кочевников. Однако, раздробленность и внутренние междоусобицы подорвали могущество Руси, и татаро-монгольские завоеватели на два с лишним века поработили страну.
Но как только Русь вновь приобрела единство и покончила с внутренними междоусобицами и войнами, она тут же освободилась от угнетающего ига. И одну из главных ролей в этом событии сыграл тот самый казачий атаман, имя которого Ермак.
Освоение Сибири связано с его именем. Четыре столетия назад его дружина перешла «Каменный пояс» Урала и разгромила Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды.
Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими.
За Урал двинулись казаки. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи.
Вспоминая слова Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...», невольно задумываешься: как бы сложилась судьба России, если бы в ее состав не вошла Сибирь - эта огромная территория, богатая природными ресурсами, обеспечивающими практически всю страну?!
В
своей работе я
попытаюсь посмотреть
на время Ермака с
объективной точки зрения,
попробую описать жизнь
Ермака, глядя через
призму происходящих
событий, а также попытаюсь
проследить путь экспедиции
Ермака и его дружины
и само значение присоединения
Сибири.
I.
Внешняя политика России
во второй половине
XVI века
К середине XVI века перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Кроме того, сохранялась угроза набегов со стороны крымских и казанских ханов.
Для решения задач внешней политики к этому времени сложилась довольно благоприятная ситуация. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были ослаблены. Ливонский орден, владевший в то время значительными прибалтийскими территориями, также не мог противостоять России. Наконец, реформы 1550-х гг. привели к формированию сильной регулярной армии и необходимых экономических условий.
В 1552 г. русская армия во главе с царем отправилась на завоевание Казанского ханства. Сопротивление защитников Казани было сломлено после подкопа и взрыва крепостной стены. В 1552-1557 гг. последовало присоединение башкирских земель, а в 1556 г. - Астраханского ханства.
В конце 50-х гг. резко меняется направление внешней политики России - главным становится западное. В 1558 г. вспыхнула Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет. Война велась за территории Прибалтики, которые к тому времени находились под властью Ливонского ордена. На первом этапе русские войска не только разгромили вооруженные силы, рыцарей, но и добились распада самого Ливонского ордена. Однако именно это обстоятельство обусловило вступление в войну Швеции и образовавшегося в 1569 г. единого польско-литовского государства - Речи Посполитой. В результате ситуация изменилась, Россия была вынуждена вести борьбу со значительно более сильным противником. Введение режима опричнины ослабило позиции страны, так как крестьянские хозяйства, составлявшие основу аграрного строя, оказались разорены. К тому же поход Ивана Грозного на Новгород в 1570г. обескровил северо-западные районы и сделал их уязвимыми для неприятеля. Все это привело к тому, что, сокрушив Ливонский орден, Россия была вынуждена вернуть все занятые в ходе войны земли. Более того, она потеряла имевшиеся со времен Ивана III Нарву, Ям, Копорье, Иван-город.
На восточных рубежах России в начале 80-х гг. начинается освоение Сибири. За Уралом существовало Сибирское ханство, во главе которого находился Кучум. Его отряды совершали набеги на русские земли, убивая и угоняя в плен жителей. Подобное положение не устраивало русское правительство и фактических хозяев Приуралья солепромышленников Строгановых. С их помощью был снаряжен отряд казаков, во главе которого находился атаман Ермак.
Итоги
внешней политики Ивана Грозного
достаточно противоречивы. С одной стороны,
удалось заметно расширить территорию
страны на востоке, присоединив не только
Казанское и Астраханское ханства, но
и значительную часть Сибирского ханства.
Однако, с другой стороны, продвижение
России к западным морям встретило противодействие
польско-литовского государства и Швеции.
Успеху в военном противостоянии с ними
мешали неэффективная экономическая система
и опричный режим. Значительные территориальные
приобретения России во второй половине
XVI в. способствовали тому, что экономика
страны стала ориентироваться на развитие
не «вглубь» (путем интенсификации
аграрного производства), а «вширь»
(за счет присоединения и освоения новых
земель). В результате, по образному выражению
В. О. Ключевского, «государство пухло,
а народ хирел».
II. Ермак Тимофеевич - завоеватель Сибири
Ермак был широко известен на Руси еще до экспедиции в Сибирь. Безусловно, о Ермаке знал сам царь Иван Грозный, как командира казаков, который с успехом может быть использован в защите рубежей. Исторические источники не сохранили сколько-нибудь достоверных сведений, которые позволили бы воссоздать биографию Ермака Тимофеевича. Но то, что Ермак был профессиональным воином, точнее - военачальником, документально подтверждено. Два десятилетия он служил на южной границе России, возглавлял станицы, которые посылались в Дикое Поле для отражения татарских набегов. Один из соратников Ермака, казак Гаврила Ильин сообщал, что был на государственной службе «в Сибири два года, а прежде того служил на поле двадцать лет у Ермака в станице и с иными атаманами». Во время Ливонской войны Ермак Тимофеевич был одним из самых известных казацких воевод. Польский комендант города Могилева доносил королю Стефану Баторию, что в русском войске были «Василий Янов - воевода казаков донских, и Ермак Тимофеевич - атаман казацкий».
До сих пор остается неизвестным подлинное имя Ермака. Большинство летописей называют его волжским казаком Ермаком Тимофеевым сыном Поволжским. Некоторые из них считают Ермака донским казаком.
В Черепановской летописи он назван Василием, выходцем откуда-то с Нижней Чусовой. Официальный документ - царская грамота Строгановым 16 ноября 1582 года - именует его волжским атаманом Ермаком.
В начале 90 - х. годов XIX века уральскому историку А. Дмитриеву удалось найти новый летописный памятник – «Сказание земли Сибирской», содержащий наиболее достоверные сведения о происхождении Ермака и о его жизни до похода в Сибирь. В нем говорится, что дед Ермака Афанасий Григорьев сын Аленин был посадским человеком старинного русского города Суздаля. В одних из лихих неурожайных годов семья Алениных переехала на житье во Владимир. Афанасий Аленин промышлял извозом. Случалось, на лесных дорогах встречали ямщики беглых людей, которые жили грабежом боярских имений и богатых купцов, и подряжались возить их воровские клади. С такими «ворами» и сошелся Афанасий Аленин, человек смелый и решительный, но во время одной из облав в Муромском лесу был схвачен и посажен в тюрьму. По жестоким законам тех лет «воров» и их сообщников ждала смертная казнь, Аленину, однако, удалось бежать и вместе с семьей поселиться в небольшом городке Юрьевце Поволжском. Возможно, название последнего и закрепилось за семьей Алениных.
Младший сын Тимофея Аленина Василий и стал позднее знаменитым Ермаком. Подобно деду и отцу, Василий Аленин занимался свозом купеческих грузов, но в отличие от них возил товары не на подводах, а на судах. Строгановы вели обширный торг хлебом, солью и пушными товарами.
Летопись умалчивает, каким путем и при каких обстоятельствах Василий Аленин променял тяжелую долю судового работника на вольную, на полную опасности жизнь казака. Возможно, вспомнились ему рассказы деда о добрых молодцах из Муромских лесов, или, покарав несправедливого приказчика, он ушел на Волгу от сурового возмездия.
Таким образом, не существует достаточного количества достоверных данных, которые позволили бы нам составить правдивое жизнеописание Ермака Тимофеевича. Поэтому мы не сможем узнать, как именно прожил Ермак первую половину своей жизни.
И все-таки, вот какой портрет может предстать перед нашим взором: среднего роста, широкоплеч, узкое (по-тогдашнему плоское) лицо, обрамленное темной бородой, густые, слегка вьющиеся волосы, светлые (голубые или серые) глаза, весьма подвижен и скор в движениях. Во время похода в Сибирь ему было 35 - 40 лет. Сибирские летописи, весьма скупые при оценке личных достоинств казацких атаманов, говорят о Ермаке как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, природным умом, способностями организатора, железной волей и большим даром убеждения. Волжская вольница по достоинству оценила эти качества, отшлифовала его характер и воспитала в нем лучшие гражданские чувства. Он превыше всего ценил свободу, люто ненавидел холопство и в этом своем качестве являлся прямым предшественником Степана Разина.
Как и прочие волжские атаманы, Ермак предпочитал сражаться на стругах. К этому побуждал и сам характер его ремесла: купцы перевозили свои товары на судах под усиленной охраной. Чтобы захватить купеческий караван, нужно было владеть тактикой судового боя, и Ермак отлично владел этой тактикой. Не гнушался атаман и засад на сухопутных торговых путях. Иногда захват каравана сопровождался настоящим сражением. В 1573 году, например, в нападении на английские суда близ Астрахани участвовало 150 человек. Нападающие потеряли в перестрелке и рукопашной схватке 14 человек убитыми и 30 ранеными. Англичане вынуждены были для спасения жизней отдать суда со всеми товарами.
В подобных сражениях мужала казацкая доблесть. Отряд Ермака отличался крепкой товарищеской спайкой и строгой дисциплиной, что и обеспечивало ему успех во всех делах. Скоро весть о храбром и удачливом атамане разнеслась по всей Волге и Дону. В его стан стекались удалые казаки, беглые холопы, не желавшие терпеть боярского ярма.