Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 20:04, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение времени правления Екатерины II.
Введение 3
Глава 1. Екатерина II как личность 4
1.1 Воспитание и образование 4
1.2. Начало царствования 7
Глава 2. Реформы Екатерины 9
2.1. Сословная политика «просвещение абсолютизма». Жалованные грамоты как новая форма общероссийских законодательных актов 9
2.2. Реформа местной администрации и ее отражение в «Учреждении для управления губерний 7 ноября 1775 г. 12
2.3. Полицейский устав 8 апреля 1782 г. 15
2.4. Внешняя политика Екатерины II 19
Глава 3. Итоги царствования Екатерины 23
Заключение 26
Список литературы
Магистраты после их восстановления в 1743 г. были полностью подчинены губернаторам и воеводам, которые стали для магистратов и вышестоящими органами управления и судами второй инстанции. Со временем на местах создаются некоторые новые органы управления специальной компетенции, в частности, межевые экспедиции и соляные конторы. «Реорганизация местного управления в послепетровское время в целом характеризуется упрощением и удешевлением местного государственного аппарата. Все органы управления общей и многие специальной компетенции выполняли судебные и полицейские функции на вверенной им территории или в отношении подвластного населения. Однако их карательно-правоохранительная деятельность оказалась малоэффективной. Немногочисленный административно-полицейский аппарат в обширных уездах не в состоянии был ни пресечь волнения, ни оперативно подавить нараставшее движение. Грандиозная антиправительственная война 1773-1774 гг. показала не эффективность сложившегося местного управления, особенно в условиях сельской местности»5.
Комиссия,
состоявшая из высокопоставленных чиновников
разработала обширный законодательный
акт под названием «Учреждения
для управления губерний Всероссийской
империи» который Екатерина II утвердила
7 ноября 1775 г. По этому закону было проведено
новое административно-
Глава об исправнике начинается с нравоучительного наставления, в котором сказано, что исправнику «надлежит исправлять должность свою с ревностью к службе Императорского Величества, с доброхотством и человеколюбием к народу, с осторожностью, кротостью, без ослабления во всех делах и с непристанным бдением, дабы везде установленный порядок всеми и каждым в уезде сохранен был в целости». За этим следовали предписания исправнику: следить за исполнением всеми подданными их долга и присяги, за тем, чтобы они были законопослушными и не предпринимали ничего противоправного (если же такое будет предприниматься, то сообщать губернскому правлению, наместнику, губернатору), не допускать правонарушений, смирять нарушителей, а всем подданным — помогать ему в этом.
Далее регламентируются обязанности исправника по пресечению эпидемий, эпизоотии, подавлению массовых неповиновений селян, проведению следствия по правонарушениям, пресечению действий «скопищ воров», поимке беглых. В обязанности исправника входило присмотр за мостами и большими дорогами, сопровождение войск по территории уезда, отвод воинским частям квартир, пастбищ и сенокосов для лошадей, лес для нужд военнослужащих, пресечение пожаров, поощрение земледелия, трудолюбия, забота о пропитании нищих, их трудоустройстве. Отмечалось, что исправник должен напоминать уездному казначею о его служебных обязанностях, участвовать во взыскании недоимок. Как и в подобных полицейских указаниях первой четверти и середины столетия, в этом законе трудно уловить логическую последовательность в определении компетенции. Она не была во всем новой, на дальнейшее расчленение государственного механизма и разграничение компетенции между государственными органами сочеталось с некоторым сужением полномочий полиции.
Аналогично определялась и компетенция городничих. Наместническим, а также губернским правлениям, наместникам, генерал-губернаторам и губернаторам указывалось «бдение свое прилежно простирать... дабы учреждения полицейские и благочинные... сохраняемые и исполнены были с точностью».
Провинции
упразднялись и по сути заменялись
губерниями; число которых возрастало
с 23 до 50. Согласно Учреждениям, губернии
должно было проживать от 300 до 400 тыс. ревизских
душ. Губернии непосредственно делились
на уезды, с числом ревизских душ от 20 до
30 тыс. 2-3 губернии объединялись в наместничество.
Таким образом в основу нового административно-
Во главе наместничества ставился «главнокомандующий» или генерал-губернатор (наместник). Это должностное лицо наделялось широчайшими полномочиями и было ответственным только перед императорской властью. Наместник возглавлял местную администрацию и полицию, осуществлял общий надзор над всеми государственными органами наместничества. Наместнику подчинялись войска, находившиеся на подвластной ему территории. При нем формировалось наместническое правление, включавшее 2-3 советника. Павел I упразднил наместничество.
Непосредственно губернией управлял губернатор, при котором формировались губернские правления. Губернатор являлся председателем, а два советника — членами этого правления, фактически находясь в подчинении у губернатора.
Помощником
губернатора был вице-
2.3.
Полицейский устав 8
апреля 1782 г.
Определенный
итог развитию административно-полицейского
права подводил Устав благочиния
или полицейский 1782 г. В нем формировалась
идеология карательно-
«В
Уставе благочиния развивались административно-
При
определении функций управ
Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния», которым открывалось «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия. I. Не чини ближнему чего сам терпеть не хочешь. П. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро кол и ко можешь. III. Буле кто сотворил обиду личную или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности. IV. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимущему, напой жаждущего. V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи подающему. VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется — подыми ее. VIII. С пути сошедшему указывай путь». Так проведение политики просвещенного абсолютизма обусловило замену жестких регламентов и грубых формулировок, характерных для первой четверти и середины столетия, мягкими человеколюбивыми принципами в духе христианской морали.
В то же время у полиции сохранялась полная возможность беспредельно вмешиваться в личную жизнь людей. На втором месте в Наказе стоят «Правила обязательств общественных», в которых содержатся приведенные ранее наставления в семейной жизни. Заседания в управе благочиния начинались по общему правилу в 8 часов утра с рассмотрения рапортов частных приставов о происшествиях, случившихся за истекшую ночь. Правонарушителей, доставленных в управу из частей после проведения расследования в зависимости от тяжести и характера деяний направляли в суд или подвергали наказанию по приговору присутствия управы. Обвиняемый мог требовать передачи его дела для окончательного решения, даже по мелкому правонарушению, в сословный суд. Если оштрафованный был не в состоянии заплатить штраф, он должен был отработать его.
Далее в управе благочиния следовало слушать дела, касавшиеся убогих, вдов и неимущих, тягавшихся с богатыми и знатными.
В управе должны были выслушивать всех без изъятия: убогих и богатых, сильных и бессильных, знатных и незнатных. И здесь видны новеллы по сравнению с соответствующими нормами законов Петра I, который требовал сначала рассматривать государственные, а затем «партикулярные» дела.
Впервые полиция обязывалась защищать деятельность законных обществ, отвращать от них при удобном случае вред, ущерб, убыток. В то же время подлежали «уничтожению и запрещению» общества, товарищества и братства, а также собрания, «законом, не утвержденные», «буде такое общество... общему добру вред, ущерб или убыток наносит, либо бесполезно».
Подтверждались и предписания полиции смотреть за узаконенными ограничениями роскоши. Следовало пресекать запрещенные игры, «которые игроку служат единственным упражнением и промыслом», и поощрять «игры, основанные на силе и проворстве... на дозволенном искусстве и случае», а также домашние игры и разрешенные управой «общенародные игры или забавы, или фестивальные представления», если в них не усматривалось ничего «закону противного или общего, или частного вреда». Запрещались самовольные лотереи.
«Уставом благочиния полиции предписывалось иметь в каждой части «народную школу». Число школ в стране возросло с 8 в 1782 г. до 165 в 1786 г. Частному приставу поручалось иметь бдение за тем, чтобы не нарушался закон божий, «чтобы общий порядок сохранен был во всех вещах», чтобы в его части не предпринималось «противное службе Императорского Величества» и общему благу. Он должен был иметь «попечение об исполнении изданных узаконений для сохранения мира и тишины между гражданами», бдительно смотреть, «дабы не учинились чего в нарушение спокойствия общего»»7.
Частному приставу следовало проживать в пределах своей части, его дом должен был стоять открытым днем и ночью, давать пристанище лицам, находившимся в опасности. Он обязывался во всякое время терпеливо выслушивать жалобы, прошения, уведомления, извещения и донесения, проводить немедленное устное расследование правонарушений, о чем составлять протоколы, брать под стражу преступников. При отсутствии в части хотя бы в течение двух часов он должен был поручить исполнение своих обязанностей соседнему частному приставу.
В
служебных передвижениях
Непосредственное
обеспечение порядка и
В последних главах Устава благочиния («Запрещении» и «Взыскании») раздельно фиксировались диспозиции и санкции правонарушений. Так, в первой из этих глав записано: «Всем и каждому запрещено пьянство» (ст. 214). В следующей главе установлено — пьяницу, найденного в общественном месте с бессознательном состоянии, содержать в течение суток на хлебе и воде, а хронического пьяницу — держать в смирительном доме до исправления (ст. 256).
Продолжалось формирование понятия административного правонарушения (проступка), отграничение его от уголовного преступления. Такое разграничение происходит по видам нормативно-правовых актов, определявших противоправность деяний, по функциям правоприменительных органов, компетентных назначать наказания за соответствующие правонарушения, по тяжести и стадиям совершения правонарушения, по характеру и размеру! причиненного вреда, по цели и мере наказаний, предусмотрен-; ных законодательными актами.