Древний Рим. Период империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:55, реферат

Краткое описание

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают споры, заставляют тосковать о доблести, вдохновляют на подвиг и бередят сердца.

Содержимое работы - 1 файл

принципат и доминат - копия.docx

— 50.95 Кб (Скачать файл)

 

Разорение муниципальных кругов привело  к тому, что много городских  земель оказалось пустующими. Аврелиан возложил на оставшихся в городах землевладельцев ответственность за сбор налогов с пустующих земель. Если же они не могли обеспечить обработку этих земель и поступление налогов с них, предписывалось присоединять заброшенные земли к владениям соседних городов или магнатов, которые могли бы их заселить и обеспечить сбор государственных налогов. Таким образом, города теряли свои земли и слабели, а владения и политическое влияние магнатов расширялись. Аврелиан раздавал магнатам западных провинций пленных, обращаемых в колонов. Так намечался союз императорской власти с земельными магнатами, получивший дальнейшее развитие при Диоклетиане и Константине. Пока же сенат был недоволен деспотическими замашками Аврелиана, и один из заговоров закончился убийством этого императора.

 

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к  власти Диоклетиана, приказавшего именовать  себя Доминусом.

 

Ныне вся система правления  была ориентирована на одного человека– доминуса, властелина. Все дела в империи решались подчиненными ему непосредственно чиновниками, главными среди которых были следующие: quaestor sacri palatii (вносил и подписывал законопроекты), magister officiorum (руководитель гражданских и тайных служб), magister memoriae (хранитель государственного архива) и comes sacrarum largitionum (заведующий бюджетом). Этот последний, несмотря на свое звание (largitio буквально означает “щедроты”), занимался скорее выбиванием средств, чем их раздачей: он распоряжался налогами империи (indictio). В течение IV в. все большее влияние приобретают императорские евнухи: praepositus sacri cubiculi (постельничий) сделался в конце концов членом консистории. Воля императора, выраженная в эдиктах, становилась сводом законов империи. Император лично назначал на все гражданские посты, от низших постов вплоть до префектов претория, викариев и наместников провинций, а также многих офицеров вплоть до главнокомандующих родами войск (magister equitum, т.е. начальник конницы, magister peditum, т.е. начальник пехоты). Вся система корректировалась постоянными взаимными проверками и пронизывалась целой армией шпионов; agentes in rebus (агенты) и curiosi (соглядатаи) держали под своим контролем провинции. После падения язычества император утратил титул верховного жреца (главы коллегии понтификов), но продолжал решать вопросы религиозного характера, в том числе о терпимости или гонениях на иноверцев.

 

Большое значение для дальнейших судеб  империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина.

 

При Диоклетиане было подавлено  движение багаудов в Галлии; возвращена под власть Рима Британия; отражены нападения германцев, вторгавшихся в Галлию; пленных варваров селили в качестве колонов на императорских землях и в имениях магнатов.

 

Диоклетиан провел экономическую, военную, судебную и административную реформы. В экономической области  Диоклетиан попытался приостановить  обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием  драгоценного металла. Он выпустил полноценные  золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску  низкопробных монет.

 

Более эффективной оказалась реформа  налогообложения. Большая часть  налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения  поступления налогов была введена  периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения  в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах  вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии.

 

Военная реформа, закрепившая образование  пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости  от размера землевладения были обязаны  поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих.

 

В военной области профессия  воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство  и возможность продвигаться по служебной  лестнице вплоть до высших должностей. Было увеличено общее количество войск, но одновременно проведено уменьшение численности каждого отдельного легиона– теперь это соединение насчитывало около тысячи солдат. До Диоклетиана в войска набирались наемники-добровольцы преимущественно из населения империи. Для комплектования большой армии этого оказалось недостаточно. Диоклетиан обязал крупных землевладельцев поставлять рекрутов из числа рабов, колонов и вольноотпущенников. Обязаны были служить в армии и леты, пленные варвары, поселенные на римской территории– на императорских и сенаторских землях. Наконец, на военную службу принимались целые отряды варваров, так называемых федератов.

 

Прежде легионы были расквартированы  по провинциям и тесно связаны  с местным населением. Такие войска трудно было перебрасывать к угрожаемому  участку границы. При Константине  войска были разделены на две категории– пограничные и подвижные части. Пограничные постоянно находились на определенных участках границы; подвижные располагались внутри страны и в любое время могли выступить в нужном направлении. Разукрупнением и рассредоточением легионов достигалась большая оперативность военных сил, а также преследовалась цель ослабить власть полководцев и предотвратить захват ими престола.

 

Наиболее далеко идущие последствия  имела административная реформа  Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления  провинций, да и бесконечные государственные  перевороты времен “солдатских императоров”, предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя– цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части– западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя– цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря.

 

Когда к власти пришел Диоклетиан, в империи было совсем немного  судов.

 

Муниципальные суды, никогда не имевшие  особой важности, постепенно исчезли, и обычным судом первой инстанции  был суд правителей провинций. Некоторые  правители имели юридических  помощников, префект Египта имел своего iuridicus,a проконсулы Африки и Азии – соответственно двух и трех легатов, но большинство правителей работало без помощников. Диоклетиан значительно улучшил ситуацию, удвоив количество провинций. Все апелляции шли императору или его преторианскому префекту. И здесь Диоклетиан изменил положение, создав четырех императоров и четырех префектов, кроме того, юридическое право рассматривать апелляции было дано некоторым важным правителям провинции– правитель Сирии принимал апелляции со всей провинции Востока.

 

После двадцатилетнего правления  Диоклетиана и последовавшей  борьбы за власть между его преемниками  наступает период тридцатилетнего  правления Константина (306–337 гг.), вновь  восстановившего единство власти.

 

Константин продолжил экономические  реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной  и привела к стабилизации денежного  обращения. Упорядочение налогообложения  еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к  земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) “О беглых колонах” 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи, как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них.

 

Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия  была упразднена, в каждой иа двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам– двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы.

 

Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы– на провинции, которыми управляли ректоры, провинции– на округа с окружной администрацией.

 

Если эти мероприятия Константина  были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные  Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи. В 325 г. церковный собор в малоазиатском городе Никее проходил с участием императора. Были сформулированы общеобязательные основы христианского вероучения. Языческие культы с этого времени начинают вытесняться, хотя официально они были запрещены лишь в самом конце IV в. Господствующая церковь стала называться христианской, апостольской, католической (всеобщей) и православной (т. е. единственно правильной). После крещения Константина в 337 году христианство стало государственной религией.

 

Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината– военной, политической и идеологической.

 

Константин уполномочил епископов  решать гражданские дела по просьбе

 

одной из сторон. Bпоследствии эти полномочия были отменены, возможно, Юлианом и уже никогда не возрождались в полной мере. За епископами тем не менее оставалось право рассматривать дела, предоставленные им с соглашения обоих сторон, и их суды, дешевые и быстрые, пользовались большой популярностью. Августин и другие жаловались на то, что слишком много времени приходится уделять юридическим обязанностям. Правда, эти суды не всегда избегали коррупции: Сильваний, епископ Александрии Троянской, обнаружил, что его священнослужители, которых он наделил юридическими полномочиями, брали взятки. В будущем он с большей осторожностью подходил к назначению на эту должность, причем избирал на неемирян. Некоторые епископы в качестве юридических советников использовали барристеров.

 

Константин значительно увеличил число апелляционных судов, предоставив  такие полномочия не только преторианским  префектам и префекту города Рима, но и проконсулам и викариям. Высшим апелляционным органом оставались преторианские префекты и тем не менее даже на их решения можно было подать supplicatio самому императору; апелляции на решения других судей (vice sacra iudicantes) направлялись непосредственно императору. Территориальные границы, в пределах которых действовали апелляционные суды, часто перекрывали друг друга. Так, например, апелляция из суда правителя могла быть подана непосредственно преторианскому префекту или викарию, а в некоторых случаях– префекту Рима или Константинополя или проконсулу.

 

Наконец, учитывая, что восточная  часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более  развитой, Константин перенес туда свою столицу– в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Экономический центр империи переместился на Восток, поэтому Рим утратил значение и политического центра. Кроме того, навсегда покидая Рим, Константин подчеркивал разрыв со старыми политическими традициями и окончательное утверждение домината. Место для столицы было выбрано удачно: город расположен на перекрестке военных и торговых (морских и сухопутных) дорог, он имел выгодное стратегическое положение, занимая возвышенность, обращенную одной стороной к бухте Золотой Рог. В новой столице велось большое строительство. Среди прочих сооружений Константин строил здесь и христианские церкви, и языческие храмы.

 

Перенос столицы в Константинополь  закрепил процесс распада империи  на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную  Римскую империю (Византию).

 

Император Юлиан Отступник (361—363) попытался восстановить язычество  и порвал с христианством, за что  и получил от христианской церкви свое прозвище. Он приказал отнять у  христиан переданные им раньше языческие  храмы и вернуть их жрецам. Были восстановлены жертвоприношения языческим  богам, в которых принимал личное участие император. В жертву приносилось  огромное количество животных, главным  образом быков белой масти. Юлиан  начал конфискацию земли у  христианских общин и передачу ее городам, чтобы поддержать разоряющееся сословие куриалов — социальную опору  Римской рабовладельческой империи. Христианам было запрещено занимать командные должности в армии  и государственном управленческом аппарате, а также преподавать  в школах. Последняя мера вызвала  осуждение даже со стороны такого поклонника Юлиана, как историк Аммиан Марцеллин, который в целом одобрял попытку императора спасти гибнущую античную культуру. Юлиан был образованным человеком и талантливым писателем. В своих сочинениях он справедливо критиковал христианское духовенство за аморальное поведение, стяжательство и властолюбие. Он не просто решил снова ввести римскую общинную религию в ее прежнем виде, что было явно невозможно, но попытался наполнить ее философским и этическим содержанием и противопоставить христианству в некоем обновленном виде. Попытка оказалась искусственной и неудачной; и в целом политика Юлиана, направленная на восстановление античных городов с их языческой культурой и на поворот вспять развития римского общества, не могла не кончиться провалом. Гибель Юлиана во время войны с Ираном положила конец реставрации язычества. Христианская церковь полностью восстановила свои позиции и продолжала укрепляться в дальнейшем. Христианство больше соответствовало историческим условиям поздней Римской мировой империи, нежели любые общинные (полисные) религии.

Информация о работе Древний Рим. Период империи