Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:55, реферат
Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Поэтому они волнуют, тревожат, вызывают споры, заставляют тосковать о доблести, вдохновляют на подвиг и бередят сердца.
Компетенция сената при принципате существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената– сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами “чистки” сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов– часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.
Параллельно с республиканскими магистратурами
создается императорский
В полном соответствии с этой старой
республиканской традицией
Впоследствии, в силу того, что управление громадными территориями требовало все большего аппарата управления в центре, канцелярия императора только разрасталась, поглощая собой все остальные органы власти. В том числе перед этой канцелярией стали трепетать и наместники провинций.
Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые– назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении– сената и принцепса.
Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса– фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы.
Отдельным образом управлялся Египет– главная житница Рима. Египет, со времени самоубийства последней царицы Клеопатры VII, стал личным поместьем Августа (еще Антоний считался– как муж Клеопатры– фараоном), а потом его наследников. Управлял Египтом назначаемый принцепсом префект из сословия всадников.
Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.
Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления.
Установление принципата, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
С расширением пределов Римского государства растет численность свободного населения, в том числе количество римских граждан (уже в период республики права гражданства были предоставлены жителям Италии). Этот процесс продолжался и с переходом к империи: права граждан все чаще предоставлялись и внеиталийским жителям провинций– завоеванных Римом стран.
Наряду с этим развивается социальная
и сословная дифференциация свободных.
С развитием рабовладельческого
строя и расширением
Происходят изменения и в
положении рабов. Рабский труд как
основа производства требовал постоянного
притока новой рабской силы. Однако
эпоха успешных завоевательных войн
уходит в прошлое, и военный плен,
бывший ранее основным источником пополнения
численности рабов, начинает иссякать.
Положение рабов несколько (правда,
временно) улучшается. Жестокое обращение
с рабами, как и беспричинное убийство
раба, запрещаются; поощряются семейные
отношения рабов. Эти меры имели
целью смягчение классовых
Развиваются и формы эксплуатации,
которые появились еще в
Принципат подавил дух гражданственности
у римлян, республиканские традиции
ушли теперь уже в далекое прошлое,
последний оплот
ГЛАВА 3. ДОМИНАТ. РАСПАД РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Уже в период принципата рабовладельческий
строй в Риме начинает клониться
к упадку, а во II–III вв. назревает
его кризис. Углубляется социальное
и сословное расслоение свободных,
усиливается влияние крупных
земельных собственников, растет значение
труда колонов и уменьшается
роль рабского труда, приходит в упадок
муниципальный строй, исчезает полисная
идеология, на смену культу традиционных
римских богов идет христианство.
Экономическая система, основанная
на рабовладельческих и
После убийства Домициана, последнего из династии Клавдиев, ускоренное продвижение римской системы управления к доминату на время приостановилось.
На смену династии Клавдиев к императорскому трону пришли представители династии Антонинов. Так называемые “пять добрых императоров”, от Нервы (96–98 гг.) до Марка Аврелия (161–180 гг.), восходили на престол благодаря избранию, а не по наследству; они правили авторитарно, но не теряли самоконтроля и постоянно обращались за советом к сенату. Траян (98–117 гг.) был до такой степени не похож на dominus, что взял говорящий о многом титул “Наилучший” (Optimus). Траян расширил территории империи до невиданных размеров и возвел грандиозные фортификационные сооружения в Великобритании, известные под названием “стен Адриана”, для защиты провинции от набегов племен скоттов и пиктов. В Риме был построен величественный мавзолей Адриана, затем превращенный в крепость.
Правление Марка Аврелия ознаменовалось чередой военных столкновений на границах империи. Угроза исходила не только от германцев, но и от парфян. Военные кампании, в которых принимал участие сам император, были успешными для Рима. Однако Марк Аврелий встретился с серьезными противниками в лице римских военачальников и был вынужден разделить власть со своим сыном Коммодом, который сменил его на троне.
При Коммоде (180–192 гг.), традиция виртуозного правления, заложенная Нервой и Траяном, была нарушена. Все большее значение приобретает церемониал; например, когда император следовал по городу, его приветствовали ритуальными славословиями.
Коммод показал себя жестоким правителем. Развязанный им террор привел к тому, что император был убит заговорщиками. Принято считать, что крушение империи началось с эпохи правления Марка Аврелия и Коммода.
В это время династию Антонинов сменяет династия Северов.
В результате гражданских войн 193–197 гг. появились новые тенденции. Септимий Север (правил в 193–211 гг.), желая одолеть других претендентов на престол и возвысить собственное семейство, вступил в конфликт с сенатом и опирался всецело на армию.
Режим военного правления практически полностью вытеснил прежнее представление о принцепсе и принес с собой многие черты домината. Хорошего принцепса отличало уважение к сенату, теперь же сенат лишился влияния на законодательство, финансы, чеканку монеты. Ослабление влияния сената и потускнение самого понятия “принцепс” заметно также в царствование Каракаллы (211–217 гг.), Максимина I (235–238 гг.), Аврелиана (270–275 гг.) и Кара (282–283 гг.); благоприятные для сената тенденции отмечаются при Александре Севере (221–235 гг.) и Бальбине с Пупиеном (правили совместно в 238 г.). Галлиен (253–268 гг.) отстранил сенаторов от командных постов в армии. После Диоклетиана римский сенат превратился в аристократическое сословие с чисто декоративными функциями (Рим перестал быть столицей); такую же роль отвел новому сенату, заседавшему в Константинополе на Востоке, и Константин (306–337 гг.).
Критическое для Римской империи положение создалось в середине III в. Готы перешли Дунай и вторглись в Мёзию и Фракию. В борьбе с ними погиб император Деций (249–251). С 251 г. в течение полутора десятилетий восточные провинции империи были охвачены эпидемией чумы.
В правление Валериана (253–260) и его сына и соправителя Галлиена (253–268) готы и другие, союзные с ними племена продолжали опустошительные набеги на придунайские провинции. Племенные союзы франков и алеманнов совершали набеги из-за Рейна на Галлию, доходя до Пиренеев. На востоке перешла в наступление держава Сасанидов– царь Шапур I вторгся в Месопотамию. Римляне потерпели сокрушительное поражение в решающем сражении у г. Эдессы в Северной Месопотамии, император Валериан попал в плен. Борьба между Римом и Ираном за Месопотамию продолжалась и в дальнейшем– до конца существования Римской империи; шла она с переменным успехом, но неизменно сопровождалась разграблениями страны между Тигром и Евфратом со стороны обеих великих держав.
Галлиен попытался выправить положение империи. Он оказывал поддержку городам, стремился ограничить произвол чиновников, прекратил преследования христиан, проводимые Децием и Валерианом, провел реформу конницы (разрозненные конные отряды, придававшиеся легионам, были сведены в особые крупные части), продиктованную тем обстоятельством, что конница была главной ударной силой врагов империи– Ирана и варваров. Опорой Галлиена была армия, но сенат ненавидел его.
Земельные магнаты в провинциях поднимают мятежи и пытаются отделиться от империи. Галлия, Испания и Британия отпали от Рима, образовав самостоятельную Галльскую империю с центром в Трире. Ее первый император, Постум (258–268), взял в свои руки борьбу с наступавшими из-за Рейна германскими племенами, для чего использовал наемников, набираемых среди германцев же.
Оборону против Ирана возглавил Оденат, правитель независимого города-оазиса Пальмиры, расположенного на востоке Сирии. В 262 г. он одержал крупную победу над персидскими войсками, вторгшимися в Сирию и Малую Азию, после чего Галлиен признал его вождем и императором Востока и передал ему римскую армию, находившуюся там. Вскоре погибшего Одената сменила его вдова Зенобия, энергичная и честолюбивая женщина. Она захватила Сирию и Египет, порвала с Римом и заключила союз с Ираном. Итак, почти одновременно Рим лишился ряда западных в восточных провинций.
В Галлии в 60-х годах III в. началось
восстание багаудов (“борцов”), как
называли себя восставшие крестьяне, колоны
и рабы. Они нападали на богатые
усадьбы и даже на города. Напуганный
этим восстанием, а также, возможно,
и недовольством галльских
В 273 г. Аврелиан разрушил Пальмиру и вернул под власть Рима восточные провинции. Правительница Пальмиры Зенобия была в цепях проведена по Риму в триумфальном шествии Аврелиана.
Но полного восстановления империи не произошло: под натисском варварских племен Аврелиан вынужден был отвести легионы и часть колонистов из Дании на правый берег Дуная. Дакию захватили готы, сарматы и маркоманны. Для защиты от варваров, нападения которых стали реальной угрозой и для Италии (в 271 г. Аврелиану пришлось отражать набег алеманнов, вторгшихся в Северную Италию), Рим был обнесен новой крепостной стеной.