Цезарь и внешняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 00:13, курсовая работа

Краткое описание

Гай Юлий Цезарь - одна из ярчайших фигур в истории мира, она не тускнеет на фоне появления новых фигур «великой шахматной доски» - политики. Выдающийся полководец и не менее выдающийся государственный деятель – слава, пережившая века

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава первая. Западное направление политики Юлия Цезаря……….11
Глава вторая. Восточное направление политики Юлия Цезаря и колонизация Африки…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………...31

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

     Период объединения Римом Средиземноморья был наиболее блестящим периодом римской дипломатии. Завершив свои победы в бассейне Средиземного моря, где противниками римлян явились государства высокой культуры, Рим переходит к распространению своей власти на менее культурные страны и народы, границы которых соприкасались с римскими. Во второй половине II и I столетий до нашей эры Рим ведет большую политику на Востоке — в Малой Азии и Сирии, и на севере — в Галлии, Германии и Британии. Масштаб внешней политики Рима в эти века был очень широк. Велика была и роль дипломатии. Но деятельность дипломатов протекала в сравнительно более благоприятных и легких условиях. За спиной римского посла и «оратора» теперь стоял великодержавный Рим, во много раз превосходивший своих противников. Соответственно упрощались задачи и методы дипломатии18.

 Начнем с того, что мы будем рассматривать каждый этап его завоеваний по отдельности. Одним из важнейших направлений внешней политики Гая Юлия Цезаря является Галльская война и борьба с германскими племенами. Галлия в то время переживала глубокий внутренний кризис. Старинный первобытно-общинный строй сменялся государственным. К древней вражде племен присоединились еще социальные противоречия между различными группами галльского населения. Цезарь в высшей степени искусно использовал все эти противоречия в интересах римского государства. С помощью «римских друзей» ему удалось организовать обще-галльскую конференцию. То был своего рода дипломатический конгресс представителей всех галльских племен. Цезарь добился того, что конференция провозгласила его вождем и защитником общегалльских интересов. Этот чисто дипломатический ход облегчил Цезарю задачу покорения Галлии. К нему как к третейскому судье и защитнику галлов начали обращаться галльские племенные князья со своими нуждами, жалобами и взаимными доносами. Это давало Цезарю полную осведомленность во внутренних делах Галлии, возможность вмешиваться в междуплеменные распри и безошибочно направлять свои дипломатические и военные предприятия.

Не последнюю  роль в дипломатических успехах  Цезаря сыграли и его личные качества. Юлий Цезарь отличался сильным характером и легко ориентировался в сложной обстановке. Вместе с тем он был общителен, щедр, прост и благодаря этим качествам легко располагал к себе людей, с которыми ему приходилось встречаться, независимо от их положения, возраста и национальности. В своей политике Цезарь руководствовался исключительно принципом целесообразности, государственной и личной выгоды.

Разделяя  своих противников, приближая и  объединяя своих сторонников, Цезарь к концу 52 г. привел галльские племена  к полному подчинению Риму. Таким образом, благодаря Цезарю одна из богатейших областей тогдашней Западной

Европы  — Галлия, которая включала в  себя нынешние Францию, Бельгию и  часть Германии, — была присоединена к римской территории.

       К началу 50-ч годов I века до н.э. Рим владел всей Цизальпинской Галлией и утвердился в ее приморской полосе, но большая часть последней, которая охватывает территории современных Франции, Бельгии, часть Голландии, большую часть Швейцарии, и простирающаяся до востока Рейна, оставалась свободной19. Основным населением свободной Галлии были кельтские племена, разделенные на три группы: белги на севере, собственно кельты, которых римляне называли галлы, и аквитаны, обитавшие на территории от реки Гарроны до Пиренейских гор. На юге кельтское население смешалось с иберами и лигурами, а на севере граничило с германскими племенами20.  В то время кельтские племена состояли на различных этапах развития – в то время, как одни сохраняли еще черты первобытно-общинного строя, другие переживали разложение родовых порядков и образование государства. Во главе племени стояла родовая знать (Цезарь называл это всадничеством), из которой выделялись вожди (principes), превосходившие других влиянием и богатством. Видную роль в жизни племен играла жреческая каста – друиды, которые фактически влияли на все решения в племени. Только они пользовались письменностью, составленной на основе греческой графики. Их культ отличался мрачностью и мистическими обрядами, верованиями в загробное возмездие и переселение душ. Под их влиянием находились и вожди племен, еще в юном возрасте отдававшиеся на обучение друидам. Масса свободного кельтского населения находилась, по словам Цезаря, в полной зависимости от аристократии, в состоянии, близком к рабству. Между отдельными галльскими племенами постоянно происходили войны. Прежде всего, война велась из-за владения землей для земледелия и пастбищ. Некоторые из них даже находились в дружеских отношениях с римлянами, например, эдуи и секваны. Приблизительно в 59-58 гг. до н.э. германское племя гельветов, приблизились к границе с Римом на территорию дружеских Риму секванов и эдуев, это представляло большую опасность для самого Рима. В марте 58 года Цезарь прибывает в провинцию, чтобы предпринять меры по невторжению гельветов на римские территории. Гельветы обосновались на территории секванов, которые, в свою очередь, попросили помощи у Рима. Несмотря на численное превосходство противника, Цезарь перешел границы своей провинции и последовал за гельветами. Германцы потерпели поражение и были вынуждены заключить с Римом мир и союз, а также выполнить требование Цезаря о возвращении на старое место поселения21. После данной победы Юлий Цезарь вмешался во внутренние дела кельтских племен, выступив в качестве покровителя эдуев и защитника их от Ариовиста. Он напал на германцев, прежде чем из-за Рейна могли прийти к ним подкрепления. Несмотря на упорное сопротивление свевов, их численное превосходство и умелую тактику Ариовиста, они были разгромлены в районе современного города Страсбурга.

     Победа над Ариовистом имела огромное значение. Она предотвращала вторжение новых германских полчищ из-за Рейна и утверждала влияние Цезаря в Средней Галлии, создавая тем самым условия для покорения остальных частей страны. Конец 58 и начало 57 года Цезарь провел в Цизальпинской Галлии, исполняя обязанности проконсула22.

     Весной 57 года началась борьба Цезаря с северными кельтскими племенами – белгами. Войско римлян значительно уступало своим противникам в численности, но последние не смогли долго сохранять боеспособность и их войска были разбиты. Но кельтские племена еще долго сопротивлялись, и нападение одного из них (нервиев), чуть не закончилось разгромом для войск Рима. Но умение быстро ориентироваться и анализировать сложные ситуации спасло Цезаря и его воинов. Все белгские племена были покорены. Под предлогом наказания за вероломное нападение на римлян были в проданы в рабство 53 тысячи человек из  племени адуатуков.

     Цезарь отправился в Иллирию, а его легаты продолжали покорение Галлии. Из них особенно отличился Публий Красс, сын триумвира, он сумел подчинить аквитанские племена. Северо-западные племена с помощью британцев соорудили большой флот, но были разбиты самим Цезарем в битве при Луаре. К концу 56 году можно было считать покорение Галлии законченным. Победа доставила римлянам огромную выгоду (добычу) – массу животного скота, драгоценнее металлы, десятки или даже сотни тысяч рабов. Успехи Гая Юлия Цезаря вызвали удивление и восторг в Риме. По постановлению сената были учреждены празднества, продолжавшиеся пятнадцать дней. В 56 году на переговорах самых видных политиков Рима было обусловлено, что срок управления Галлией, за Цезарем, будет закреплено еще на пять лет.

     Зимой 56/55 году Цезарь вел войну с перешедшими Рейн германскими племенами. Они предполагали утвердиться в Галлии. Цезарь, вступив с ними в переговоры, неожиданно напал на них. Большинство германцев было уничтожено, и только коннице удалось выйти за Рейн. Цезарь, преследуя германцев, первым из римских полководцев перешел Рейн и пробыл 18 дней на его правом берегу. Переход через Рейн должен был продемонстрировать военную мощь римлян.

     Другим мероприятием 55 года был поход Цезаря в Британию. Ее населяли кельтские племена, связанные со своими континентальными соплеменниками общей религией, обычаями и языком и не раз помогавшие им в борьбе против римлян, но неблагоприятное время года, избранное для экспедиции, заставило его заключить мир и вернуться обратно23. Возвратившись в Галлию, Цезарь стал с активностью готовиться к новой экспедиции и в следующем, 54 году переправился в Британию с большим войском, подкрепленным галльской конницей24. Он проник вглубь острова, перешел Темзу, но успехи были в конечном итоге, малозначительны. Тем не менее, независимо от своих результатов экспедиция в Британию, малоизвестную, о природе и населении которой существовали различные фантастические представления, произвела в Риме большое впечатление25. Впоследствии, через 20 лет после походов Цезаря, Британия была полностью под властью Рима.

     Во время британского похода среди галлов усилилось антиримское движение. Римская политика не находила сочувствия среди большинства галльского населения. Галльские отряды должны были сражаться на стороне римлян, обязательные поставки зерна и других продуктов, необходимых для содержания римских войск, все увеличивалось.  Римляне вмешивались во внутренние дела галльских племен, поддерживая одну партию против другой или возвышая одно племя и принижая другое. Политика Цезаря во многом не отличалась от политики завоевателей. Недовольство угнетателями и стремление изгнать из страны чужеземцев объединили все слои галльского общества – от друидов и племенных вождей до разорившихся и обедневших галлов. Движение началось среди белгских племен. Один из римских гарнизонов был полностью перебит. Другой римский лагерь, где легатом был Квинт Цицерон (брат консула 63 года), галлы окружили и держали в осаде до тех пор, пока на выручку Цицерону не явился сам Цезарь26.

     Эти вспышки прелюдий к великому  галльскому восстанию в 52 году. В это время Цезарь находился в Цизальпинской Галлии, зорко следя за теми бурными событиями, какие развертывались тогда в Риме. Но эти события не оставляли без внимания и галльские вожди, готовившиеся к выступлению против римлян. Во главе антиримского движения стоял юный, но талантливый вождь арвернов Верцингеториг, отличавшийся храбростью и пользовавшийся влиянием, как среди своих соплеменников, так и у соседей27. К восставшим присоединились даже те племена, которые ранее в течение всей кампании были на стороне Рима. Цезарь же находился далеко от своего войска, разбросанного по всей территории Галлии. Верцингеториг ставил своей целью оторвать Цезаря от его северных войск, и это отчасти ему удалось. Однако Юлий Цезарь действовал очень решительно; собрав значительную часть своих отрядов, он подкрепил их наемной германской конницей. С восставшими он расправлялся с исключительной жестокостью. В городе Аварике, которым Цезарь овладел после продолжительной осады, было перебито около 40 тысяч человек, среди которых были женщины и дети. Но нападение Цезаря на Герговию, где укрепился Верцингеториг, окончились полной неудачей. Восстание  стало всеобщим; от римлян отпали даже эдуи – соратники Рима28.

     Галльские племена выбрали Верцингеторига вождем в борьбе с Римом. Римлянам угрожала опасность быть отрезанными от Цизальпинской Галлии, которая могла в свою очередь подвергнуться галльским вторжениям. Цезарь после неудачи под Герговией соединился со своим легатом Лабиеном в Северной Галлии и направился на юг, но на пути им пришлось выдержать нападение Верцингеторига. Благодаря германской коннице Цезарю все-таки удалось отбить атаки галлов. Верцингеториг должен был отступить и укрыться в укрепленном лагере в Аллезии, создав все условия для длительной обороны. Римляне со всех сторон обложили крепость, и Верцингеториг был отрезан от галльского ополчения, которое безуспешно пыталось выручить своего вождя. Голод, в конце концов, заставил Верцингеторига сдаться. Он рассчитывал на милость и великодушие победителя, но расчеты его не оправдались: в цепях он был отвезен в Рим. Вплоть до триумфа Цезаря его содержали в подземелье, а потом предали смертной казни29.

     Падение Алезии было тяжелым ударом для инсургентов. Единая организация распалась, однако восстание еще не было окончательно подавлено. Многие племена продолжали борьбу с Римом, и еще в 51 году происходили последние битвы. Переходившие на сторону Рима племена получали прощение, и в отличие от первого года восстания Цезарь демонстрировал свое милосердие (clementia).

     «Косматая» Галлия (Gallia Comata) вплоть до Рейна стала римской. Она, однако, не была объявлена провинцией. Некоторые галльские племена (эдуи, лингоны, ремы) считались союзниками римского народа, другие же считались покоренными (dediticii). Вновь завоеванная область должна была платить ежегодно трибут в размере 40 млн. сестерциев. В отличие от других провинций подать (tributum) собирали не публиканы, а представители отдельных племен. Это было одним из существенных нововведений Цезаря, избавлявшим вновь завоеванные области от чрезмерной эксплуатации римскими откупщиками, которые разоряли провинции и давали нередко поводы к возмущениям30.

     Галльская война является важнейшим событием римской истории, ускорившим разложение Республики и образование Империи. Галльские походы открыли перед Цезарем новые перспективы. Они способствовали радикальным изменениям политической ситуации. В распоряжении Цезаря оказалась большая армия (13 легионов) преданных ему солдат, которых можно было использовать не только в борьбе с внешними врагами, но и с соотечественниками.

     В руки Цезаря попала колоссальная добыча. Обогащаясь сам, Цезарь не забывал также своих друзей и сподвижников. Многие из них разбогатели и превратились в магнатов. Галльская добыча дала возможность приверженцам Цезаря развернуть широкую демагогическую политику. Из галльских денег покрывались расходы на устройство зрелищ, празднеств, на раздачи, подарки и подкупы.

     Вскоре после завоевания свободно Галлии туда были выведены римские колонии. Галльские земли, отошедшие к римским крупным владельцам или оставшиеся в руках местной аристократии, начали интенсивно обрабатываться. Широко развернулся обмен между различными италийскими и галльскими областями. Некоторые города Цизальпинской Галлии и Этрурии производили товары для сбыта в Транзальпинских областях. Однако и в самой Галлии стало развиваться производство, как сельскохозяйственных продуктов, там и ремесленных изделий. Через несколько десятилетий продукты галльского производства успешно конкурировали с италийскими товарами31.

     Хотя Галлия еще не раз проявляла свое недовольство римским владычеством, однако романизация делала быстрые успехи. Наиболее крупные галльские поселения превращались в римские города, в которых развивалась галло-римская культура, отличавшаяся своеобразием и сыгравшая большую роль в истории возникновения западноевропейской цивилизации.

Информация о работе Цезарь и внешняя политика