Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 16:24, контрольная работа
В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой формой "милосердия" был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы "не мучился".
Введение
1. Развитие призрения после крещения Руси
2. Виды нищелюбия
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное
государственное
«Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации»
Контрольная
работа:
«Развитие
призрения после крещения Руси, виды нищелюбия»
Выполнила
Студентка гр.2307
Факультета социальных технологий
Иванько
Алена Игоревна
Проверила
Кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии и социальной работы
Цинченко
Галина Михайловна
Санкт-Петербруг
2010
Содержание
Стр. | |
Введение | |
1. Развитие призрения после крещения Руси | |
2. Виды нищелюбия | |
Заключение | |
Список используемой литературы |
Введение.
В дохристианской древней Руси благотворительность, как таковая отсутствовала, а самой распространённой формой "милосердия" был обычай добить раненого, в том числе и своего соплеменника, чтобы "не мучился". Знаете, откуда идут корни выражения "салазки смазать", то есть умереть? Оттуда, из язычества. В те тёмные времена престарелых родителей, немощных родственников ритуально убивали: привязывали к салазкам (саням) и спускали в глубокий овраг, где несчастные находили свою смерть.
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства.
С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания.
С принятием в 988 г. христианства на Руси стала активнее развиваться традиция личной благотворительности русских князей, которая носила религиозный характер. Великий князь киевский Владимир Красное Солнышко уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, больниц.
Народ, живущий общиной, также был готов к оказанию помощи "ближнему своему". Для крестьянина-смерда благотворительностью стала простая помощь такому же бедолаге, как он сам, зерном, посевным материалом, лесом, постройкой дома, когда, например, всей деревней за несколько дней ставили новую избу погорельцам.
Особо следует отметить благотворительную деятельность Владимира, благодаря чему он заслужил безмерную любовь народа. Многие летописцы сообщают о щедрости князя как о чем-то небывалом. Владимир устраивал пиршества не только для бояр и знати, но и для бедноты. А после своего спасения в битве с печенегами под городом Василевом, всякий бедняк мог утолить свой голод на княжеском дворе и всякий нищий мог получить от князя немного денег Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского учения. Он говорит, что слова из Евангелия "блажены милостиви, яко тем помиловании будут" и Соломоновы "дая нищему, богу в земле даете" так подействовали на князя, что внушили ему необыкновенную любовь к благотворению и милосердию.
Итак, Владимир, первый русский князь-христианин, начавший с убийства своего брата Ярополка, приняв христианство, стал ярким примером высочайшего покровительства над бедными, нищими и убогими. В его лице объединилась личная и государственная благотворительность. Жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был, тем не менее, первым человеком в государстве, да и тратил деньги, поступающие в казну из налогов. Так что здесь мы видим государственную и частную благотворительность тесно сплетенной, вернее сказать еще не разделенной. Эта традиция долго продолжалась в России - руководствуясь христианскими заповедями, князья и цари оказывали благотворительную помощь вроде и личную, но на деньги их казны, которые они считали своими. Но даже такая благотворительность характеризует их с положительной стороны, ведь они могли потратить эти деньги и на свои личные нужды. Владимир пишет своим сыновьям : «Всего же паче убогих не забывайте, но елико могущее по силе кормите придавайте сироте, и вдовицю оправьдите сами, а не давайте сильным погубите человека»
Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов - "Русской Правды". Этот документ состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было нехарактерно для молодых государств Европы.
Так, в 31 главе мы видим пример заботы о подрастающем поколении, касаясь раздела наследства, Ярослав говорит: "Двор отцовский всегда без раздела принадлежит меньшему сыну", имея в виду, что младший сын всегда более старших братьев не защищен в социальном плане. И если раньше старшие братья могли решить спор силой, то теперь младшие сыновья были защищены законом.
Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Ярослав повелел передавать детей ближайшим родственникам отца, если мать выйдет замуж вторично. Конечно, это было не совсем справедливо по отношению к матери, но являлось своего рода страховкой от возможного дурного обращения отчима с детьми.
"Русская Правда" явилась первым славянским законом, включающим в себя подобие социальной программы. О важности для Ярослава социальной темы свидетельствует тот факт, что из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Эта первая попытка составления русского свода законов так или иначе определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию "Русской Правды", так что в русской юридической практике с самого начала прочно утверждались основы социальной политики.
Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены гуманностью, верой в силу добра, человеколюбием.
На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице, человеколюбие на деле значило нищелюбие. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше была нужна самому "нищелюбу", чем нищему.
Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви.
При подобном взгляде на нищенство вокруг церквей и монастырей сложились со временем целые слободки, где жили люди, основным источником существования которых стала милостыня. Люди иногда начинали нищенствовать не потому, что неожиданно впали в нужду, а потому, что, это было выгоднее, чем честным трудом зарабатывать свой хлеб.
Нищих было несколько категорий: "блаженные" - раздавали все свое имущество и добровольно несли крест терпения и смирения "Христа ради"; "юродивые" - прорицатели, ясновидцы, вразрез с нынешними представлениями отнюдь не сумасшедшие. Чаще всего симулировали безумие; "немощные" - слепые, старые; "настоящие" душевнобольные, все те, кто не мог добывать на пропитание иначе; "гулящие" - те, кто бродяжничал в собственное удовольствие или скрывался от властей.
В
течение нескольких веков благотворительность
воспринималась как выражение христианской
любви к ближнему и, в основном,
была частной, личной инициативой каждого
благотворителя, определяемой его христианским
мировоззрением.
Обозначились основные направления помощи и поддержки:
* Княжеская.
«Нищелюбие» Владимира Святого.
Великий
князь Киевский Владимир Красное
Солнышко уставом 966 года официально вменил
в обязанность духовенству заниматься
общественным призрением, определив десятину
на содержание монастырей, церквей, богаделен
и больниц.
2) Владимир также строил церкви, которые
стали не только фундаментом веры, но и
основой научного знания, книжного дела.
Основывал школы и училища, ставшие первой
ступенью народного просвещения России.
Поначалу это благое дело не встретило
поддержки у населения, особенно у знати.
По словам одного литописца, жены из богатых
семейств, у которых забирали детей на
ученье, оплакивали их, как мертвых, считая
письменность чародейством.
3) Владимир устраивал пиршества на княжеском
дворе не только для бояр и знати, но и
для людей бедных, всячески стараясь удовлетворять
их нужды, он «хотел делиться своими утехами
со всем народом – и с старым и малым; он
отправлял пиршества преимущественно
в большие церковные праздники или по
случаю освящения церквей… Он созывал
народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших,
раздавал неимущим потребное и, даже, заботясь
о тех, которые почему-нибудь сами не в
состоянии были явиться на княжий двор,
приказывал развозить по городу пищу и
питьё».2 Этим подчеркивалось милосердие
всего христианства, в том числе самого
великого князя, принявшего его.
4) Князь также велел своим людям развозить
по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, а «…немощным
и больным, развозить припасы по их дворам»3.
Нестор объясняет такое человеколюбие
Владимира действием христианского ученья.
5) Князь стал распространять свое благорасположение
даже на преступников и убийц, заменяя
им казнь штрафом
«Нищелюбие» Владимира Мономаха.
В «Поучении к детям» Владимира Мономаха (великий князь с 1113 по 1125 г.) мы видим следующий вариант христианской морали: «Научись, верующий человек, быть делателем благочестия, научись, по евангельскому слову, иметь очам управление, языку воздержанность, уму смирение, телу порабощение, гневу погибель, хранить мысль чистою, побуждая себя на добрые дела ради Господа. Будучи лишаем, - не мсти, ненавидим, - люби, гоним - терпи, хулим - моли, умертви грех. Избавьте обидимого, дайте суд сироте...»По его мнению, не пост, не уединение, не монашество приносят спасение людям, а именно благодеяния. Мономах - сторонник безусловного соблюдения принципа «не убий»; примечательно, что Мономах советовал учить иностранные языки, хорошо принимать иностранцев, чтобы они прославляли гостеприимных хозяев у себя. Призыв Мономаха «Укройся от зла и делай добро, и будешь жить вечно» - противопоставлен строгому аскетизму. Мораль Мономаха «приземлена», направлена на решение земных дел, тогда как аскетическая мораль требовала ухода из жизни, смотрела на земную жизнь как на подготовку к «жизни вечной».Видно, что князья в то время не были окружены царственным величием и были доступны для всех. В «Поучении…» Владимир завещает детям посещать больных, отдавать последний долг мертвым, любить своих жен, почитать старших как своих отцов и не гордиться своим званием.
«Нищелюбие» Андрея Боголюбского.
Еще одним известным великим князем «нищелюбия» был Андрей Боголюбский (1157-1174). Прозвище, которого говорит само за себя. Автор одной летописи называет князя святым, мучеником, страстотерпцем, сравнивает его со святыми Борисом и Глебом, из жития которых делает заимствования. Он прославляет благочестие князя, его усердие к церкви, построение храмов. Особо отмечается его милостыня - чертами, напоминающими князя Владимира: "веляшет по вся дни возити по городу брашно и питие разноличное больным и нищим на потребу".Он с юных лет возлюбил Бога, в центре села построил церковь в честь рождества Пресвятой Марии. По распоряжению князя Андрея были построены Золотые Ворота во Владимире, расширился и украсился сам город. Кроме церкви Успения, удивлявших современников великолепием и блеском иконостаса «…он построил во Владимире монастыри Спасский, Вознесенский, соборный храм Спаса в Переславле, церковь Святого Федора Стратилата». Андрей Боголюбский умел приобрести любовь его, а тем самым укреплял свою власть в народе. В делах его жизни современники видели набожного и благочестивого человека. Его всегда можно было видеть в храме на молитве со слезами умиления на глазах. Андрей всенародно раздавал милостыню убогим, кормил чернецов и черниц и за то слышал похвалу своему милосердию.