Беларусь в годы первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: осветить ход военных действий и их последствия для Беларуси
Задачи курсовой работы:
1) Проследить ход военных действий на территории Беларуси.
2) Рассмотреть военную кампанию 1916 – 1917 гг..
3) Подвести итоги Первой мировой войны для Беларуси.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
I ИСТОРИОГРАФИЯ 5
2.ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 11
3. ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ 1916-1917 ГГ. И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЬРЕСТСКОГО МИРА 20
4. ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ЕЕ ИТОГИ ДЛЯ БЕЛАРУСИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31

Содержимое работы - 1 файл

Беларусь в годы Первой мировой войны - диплом.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

     Головин Н.Н. является автором монографии «Военные усилия России

     в мировой войне». В монографии подробно рассмотрен ход военных действий, экономическое состояние стран- участниц войны, количество и виды вооружения, даются технические характеристики некоторых видов оружия. Кроме того, там представлены документы: телеграммы с театра военных действий, мемуары офицеров и воспоминания солдат, в том числе немецких, французских и т.д. монография изобилует статистическими данными, таблицами со сводными данными о количестве солдат разных стран в тот или иной момент войны [17].  

     Таленский Н.А. является автором статьи «Первая мировая война» в коллективной монографии «страницы боевого прошлого». В ней он рассматривает общий ход военных действий, анализирует правильность принимаемых полководцами и правителями решений, иногда пробует представить альтернативный вариант хода исторических событий [44].

     Во  многих исторических публикациях рассматривается  вопрос борьбы белорусского народа с интервенцией. Это в первую очередь монография академика И.И. Минца «Год 1918-й» [37]. И.И. Минц в данной монографии дает общую картину экономического, политического и военного состояния РСФСР в 1918 г. Автор резко подчеркивает стремление рядового населения страны к заключению мира, поэтому политику большевиков по отношению к военным действиям считает единственно верной. В  качестве доказательства он приводит факт, что экономика страны уже не могла поддерживать боеспособность армии – в стране царил голод, нищета, большинство предприятий военного назначения. Аналогичная точка зрения изложена и в монографии Майорова С.М. [36].

     Критике внешней политике кайзеровской германии посвящен целый ряд работ. Их авторы резко критикуют захватническую политику руководства Германии, которая впоследствии принесла «огромное горе миллионам жителям Европы», в т.ч. и жителям Беларуси. Во всех трудах подробно показывается отношение немецких оккупантов к захваченным землям и их обитателям как источнику обогащения. На захваченных землях немецкое командование восстанавливало «реактивные» порядки – восстанавливало власть помещиков, возвращало имущество, «украденное» крестьянами и т.д. Крайне резко критикуется отношение к населению белорусских земель как к «людям второго сорта»,  «дикарям», «азиатам». Принимая во внимание время написания этих монографий, простительны идеологические штампы и подходы. Историческая ценность этих монографий заключается исключительно в фактологии, особенно касающейся событий гражданской войны [13,14,18, 19, 22, 23, 32, 37, 39,40, 47 ].

     Проблема  иностранной интервенции, гражданской  войны и вопросов национального строительства рассматривается в коллективных монографиях, посвященных истории Беларуси в целом [15,16, 25, 26, 27]. Во всех изданиях советского периода деятельность функционеров БНР, как и сам факт ее создания, рассматривается с предвзято-негативной точки зрения. Руководство БНР рассматривается как националисты, которые преследуют исключительно собственные интересы. Всячески подчеркивается оторванность правительства БНР от народа, для чего приводятся многочисленные негативные высказывания представителей крестьянства и пролетариата о непризнании БНР и ее руководства, о искусственности этого государственного образования. С другой стороны, попытка сотрудничества с немцами и приветственная телеграмма правительства БНР в Берлин трактуются как факт предательства интересов России в угоду собственным, личным интересам функционером БНР. Всячески подчеркивается, что установление в Беларуси советской власти явилось оптимальным решением проблем как военных, так и политических. Из-за предвзятости мнения данные монографии интересны лишь с точки зрения фактологии.

     Попытка полного осмысления причин и итгов  первой мировой войны, наряду с подробным  анализом хода военных действий на территории стран-участниц войны имеется в монографиях Вережковского Д.В [12] Коблякова И.К.[30], Тарле Е.В.[45]. Эти авторы старались избегать идеологических штампов при создании монографий. Они занимают нейтральную позицию и просто, иногда с комментариями раскрывают накопление противоречий в европейской политике, подготовку государств к войне, ее начало и ход.

     Экономическое положение белорусских земель накануне Первой мировой войны анализируется  в коллективных монографиях «Экономика Белоруссии в эпоху империализма» [48], документы по этой же тематике имеются в книге «Белоруссия в эпоху капитализма» [11.

     Вопросам  подписания Брестского мира и его  губительным для белорусских  земель итогам посвящены труыд Панцова А.В. [38] и Платонова Р [41]. В них показано, как правительство большевиков, для того, чтобы добиться стабильности внутри государства и прекратить войну, решило пожертвовать частью белоруских земель. Тем самым Россия, которая имела все шансы окончить войну как государство-победитель, заключило сепаратный мир с Германией и была лишена дальнейшем на право компенсации военных расходов. Все это прикрывалось идей о грядущей всемирной пролетарской революции, нереальность которой прекрасно сознавало руководство большевиков.

     Использованная  при написании настоящей работы литература, как видно, имеет различную направленность – военно-историческую, экономическую, социально-политическую и т.д. Такой подход к подбору литературы был использована, чтобы придать настоящей дипломной работе многовекторность и широту исследования.

   
2.ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

     8 июня в городе Сараево вблизи  границ Сербии был убит эрцгерцог

     Франц-Фердинанд.  Схваченные  участники  покушения  входили  в патриотическую группу «Млада Босна». На суде стрелявший в эрцгерцога Принцип говорил, что они борются за «объединение югославских народов...». В Вене не стали ожидать даже первых результатов следствия. Начальник австро-венгерского штаба генерал Конрад пришел в восторг оттого, что наконец-то возник повод для нападения на Сербию. В Берлин отправился специальный посланец Франца-Иосифа испрашивать санкции «старших партнеров». Вильгельм II рекомендовал «покончить с сербами». 23 июля Австро-Венгрия предъявила сербскому правительству ультиматум, включив в него требования, несовместимые с суверенитетом Сербии. Учитывая, что страна еще не оправилась от недавних войн, сербское правительство стремилось отстрочить столкновение с Австро-Венгрией и согласилось почти со всеми требованиями. Тем не менее, Австро-Венгрия 28 июля объявила Сербии войну [6, с.321].

     Маскируя  подготовку к агрессии, руководящие деятели Германии с начала июля отбыли «в отпуск». Но если общественность и была  дезориентирована, то правящие круги стран Антанты имели достаточно информации, чтобы быть настороже. Соотношение сил, как они полагали, позволяет надеяться на победу. Будучи в 20-х числах июля в Петербурге, президент Франции Пуанкаре всячески подчеркивал, что России надлежит помочь Сербии; а Франция, в свою очередь, будет «верна своему союзническому долгу». В России лето проходило в упорных социальных столкновениях, и царские министры больше всего заботились об отвлечении народных масс от внутренних проблем. Из Петербурга Белграду посоветовали проявить максимум уступчивости, но одновременно в России была начата подготовка к всеобщей мобилизации.

     В конце июля ход событий ускорился. Для обмана общественности каждая из держав предприняла ряд дополнительных маневров. Берлин,. например, начал уверять, что выходом из кризиса была бы «локализованная война» Австро-Венгрии с Сербией. С запоздалым «посредничеством», которое ничего уже не могло изменить, выступило английское правительство. 31 июля началась всеобщая мобилизация в России. В тот же день Германия ультимативно потребовала прекратить ее, а 1 августа объявила России войну. Поспешность этого шага определялась стремлением правительства скрепить уже наметившийся сговор с правыми лидерами социал-демократии, которые охотно поддерживали фальшивую версию о необходимости вести оборонительную войну против царизма. Тем временем немецкие войска концентрировались вдоль западных границ. Это происходило по уже введенному в действие плану, предусматривавшему в первую очередь разгром Франции.

      3 августа под вымышленным предлогом германское правительство объявило Франции войну. Одновременно оно предъявило Бельгии требование пропустить войска через ее территорию. Уверенный в победе, Бетман пренебрежительно сравнил договор о неприкосновенности Бельгии с «клочком бумаги». Нарушение же бельгийского нейтралитета послужило отличным предлогом для британских правящих кругов  4    августа    объявить войну Германии.

           В августе 1914 г. в Российской империи была объявлена мобилизация. Призыв происходил строго по территориальному принципу, и все военнообязанное мужское население белорусских губерний в возрасте до 43 лет на протяжение трех дней пополнило ряды армии.

           Стоит отметить, что рабочие и беднейшие крестьяне Беларуси выражали недовольство войной. Это недовольство ярко проявилось уже в дни мобилизации в июне и июле 1914 г. Несмотря на усиленную военно-полицейскую охрану призывных пунктов, а также помещичьих имений, мобилизация в Беларуси сопровождалась волнениями трудящихся. В Минской губернии антивоенными волнениями были охвачены пять уездов. Мобилизованные на фронт крестьяне 21 июня 1914 г. разгромили помещичьи имения Буды, Смоловичи, Новый Двор, Каролищевичи. В Мозырском уезде за 10 дней было разгромлено и сожжено девять помещичьих имений. Крупные антивоенные волнения происходили в Сенненском уезде Могилевской губернии.

     Мобилизованные  на фронт рабочие и крестьяне  под воздействием агитаторов, призывавших солдат к борьбе против помещиков и царского самодержавия, подожгли имение Ходцы, разгромили имения Быково, Гамишино, Скрыдлово. Только при помощи крупного карательного отряда могилевскому губернатору удалось подавить это волнение. Четыре участника

     антивоенных выступлений в Сенненском уезде  были повешены, многие

     подвергнуты телесным наказаниям.

     Особым  приказом минского губернатора, белорусские  губернии объявлялись на военном положении. Это привело к усилению репрессий против социал-демократов. Так, например, 15 июля 1914 г. полиция арестовала большинство членов Полесского комитета РСДРП, конфисковала несколько гектографов и политическую литературу. Разгрому были подвергнуты партийные организации и правдистские группы Минска, Могилева, Бреста, Витебска. Царское правительство запретило профсоюзы, больничные кассы и другие организации трудящихся. За распространение .политической литературы, организацию митингов, демонстраций, собраний и стачек рабочие предавались военно-полевому суду. Командующий Северо-Западным фронтом в самом начале войны предписывал «подавлять зарождавшиеся беспорядки и забастовки силою с такой быстротой, решимостью и беспощадной жестокостью, которая исключала бы всякую возможность их продолжения» [7, с. 156].

     Предприятия Беларуси были милитаризованы и поставлены под контроль военного ведомства. Работа на этих предприятиях считалась как особый вид военной службы, нарушение установленных на предприятиях «Особых правил» грозило рабочим отправкой в штрафные роты. Усиление репрессий и разгул военщины привели к резкому спаду революционного движения в Беларуси. Во второй половине 1914г. здесь состоялось только несколько непродолжительных стачек. Ослабление революционной социальной борьбы связано было и с тем, что Беларусь с самого начала войны оказалась в прифронтовой зоне, а с лета 1915 г. на ее территории начались военные действия.

     К сентябрю немецкие войска, наступавшие  по всему русско-германско-австрийскому фронту, дошли до линии Митово (Елгово) – Вильнюс, Гродно – Пинск.

     Стратегические планы германского командования в 1915 г. сводились к тому, чтобы вывести Россию из войны. С этой целью планировалось дальнейшее наступление. В том числе по направлению Вильнюс – Молодечно. Участок прорыва был выбран на север от Вильнюса между Западным и Северным фронтами русской армии. Западный фронт защищал направление Минск- Москва (командующий – генерал от инфантерии А.Е. Эверт), Северный – линию Рига – Петроград (командующий – генерал от инфантерии Н.В. Рузский). Германская группировка включала 4 пехотные дивизии (28 800 штыков, 320 пушек, 288 станковых и 216 ручных пулеметов) и 4 кавалерийские дивизии (14 400 сабель, 72 пушки и 48 пулеметов).

     9 сентября 1915 г. началось немецкое  наступление. Первоначально оно  шло успешно. Уступая в численности  противнику, русские кавалерийские части с боями отходили на восток. Разрыв между северным и Западным фронтом достиг 60 километров.

     11 сентября захватив в боя Свентяны, германские войска открыли себе путь для наступления в Вилейку- Молодечно – Смаргонь, где в районе между Западной Березиной и Вилией, удобном для обороны, решили дождаться своей пехоты, чтобы окружить русские войска.

     Решением  русского Верховного Главнокомандования, было создана новая, 2-я армия. В составе26-го, 27-го, 29-го и 36-го армейских, 4-го Сибирского корпусов. В ней было 31 633 штыка, 13 455 сабель, 227 пушек. 2-я армия должна была от линии железной дороги Вильнюс-Молодечно атаковать противника и прорвать фронт. Для прикрытия разворачивания 2-й армии был выделен 1-й кавалерийский корпус (20 000 сабель, 67 пушек, 56 пулеметов).

     На  Свентянском направлении русские  войска имели только этапный батальон Гвардейского корпуса, сотню забайкальских  казаков и несколько взводов из ополченских частей. Эти силы были объединены в отряд под командованием полковника П.И. Назимова, командира запасного батальона лейб-гвардии Семеновского полка Солдаты были вооружены карабинами и берданками, с запасом всего в 60 патронов.

Информация о работе Беларусь в годы первой мировой войны