Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть становление Августина в христианстве и как кульминацию возникновение и развитие идеи божественной благодати и провидения, через анализ его творчества и биографии. Исходя из поставленной цели, его основными задачами являются:
1. Рассмотрение биографии Августина Аврелия.
2. Причины его перехода и затем разочарования в манихействе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ 6
ГЛАВА 2. БИОГРАФИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ 11
2.1. Детство и юность Августина Аврелия 11
2.2. Манихейский период Августина 15
2.3. Через скептицизм и неоплатонизм к христианству 20
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ И БОЖЕТСВЕННОЙ БЛАГОДАТИ БЛАЖЕННОГО АВГУСТИНА 24
3.1. Предпосылки и возникновение. Первая Фаза 24
3.2. Вторая фаза. О различных вопросах к Симплициану 27
3.3. Августин против пелагиан 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Августина такой результат не мог устроить, но и выйти из этого логического тупика он не смог. Ему оставалось лишь сослаться на бессилие человека в решении таких вопросов, и призывает отказаться от логического решения данного вопроса и опираться только на веру. «Вся надежда моя только на великое, великое милосердие Твое. Дай, что повелишь, и повели, что хочешь»[4, Х c. 29, 40; 31,45; 32, 48]
Теперь получалось, что никакого стремления к добру в природе человека не существует. Законы, заповеди, долг, заслуги, добродетель и всевозможные моральные императивы превращаются в эфемерные условности. Становится бессмысленной проповедь всякой аскезы. Это означает, что если твои заслуги — дары Божии, Бог вознаградит тебя не за твои заслуги как таковые, но как за дары [8, c. 6-15]. Однако самое существенное –отрицание за моральным субъектом всякой способности к добру и признание только способности ко злу. Это могло привести к катастрофическим последствиям, но отрицать всё сказанное ранее Августин не мог единственное, что ему оставалось – это прекратить разработку данной тематики. До начала 410-х годов Августин не уточнял концепцию благодати и предопределения, и только пелагиане, опиравшиеся на основные труды Августина заставили вернуться его к данной тематике.
Основной итог второго периода заключается в безоговорочном предпочтении авторитета Писания. Не признавая более за человеком способности к добру, он поставил себя перед необходимостью рассматривать свободу сквозь призму благочестия. Не пожелав сохранить идею свободы произвола, он должен был воспользоваться ее психологическим суррогатом - переживанием решения воли как свободного.
3.3 АВГУСТИН ПРОТИВ ПЕЛАГИАН. ТРЕТЬЯ ФАЗА.
Пелагианство предстает как учение большой внутренней целостности и последовательности. Исходным смысловым пунктом для пелагиан была концепция первородного греха. Как раз здесь коренятся все отличия пелагианства от зрелого и позднего августинизма. Пелагиане утверждали, что:
Первое. Грех не рождается с человеком: он может быть только личным решением каждого. Т.к. первый человек стал смертным вовсе не потому, что согрешил. Смертность была изначально присуща человеческой природе, значит – грех Адама - его личный грех и не переносится на потомство.
Второе. Изначальная благодать, данная человеку при сотворении, заключается в полноценной природной способности достигать добра своими силами. Свободное решение, таким образом, совершенно автономно. Автономия воли раскрывается в трех основных характеристиках: 1) возможность жить без греха; 2) воля, которая этого желает и 3) действие, которое этого достигает.
Третье. Добавочная благодать, или помощь благодати по мысли Пелагия, может лишь усиливать естественную способность к добру. «Добавочная» помощь состоит в открытии человеку закона и учения, знания которых вполне достаточно для достижения праведности. Пелагий считал, что благодать помогает избавиться еще и от порочных привычек. Достигается это с помощью наглядного поучения - на благом примере Христа, являющего образец для подражания [15].
Таким образом основные понятия пелагианства заключаются в признании свободной заслуги и свободного греха. Поэтому, если греха можно противиться, то праведная жизнь это долг каждого христианина.
Основные принципы пелагианства выражена в двух формулах Юлиана Экланского:
Положения пелагиан очень
близки с ранними учениями Августина.
Более того ища подтверждения
своих положений они зачастую
прибегали к трактатам
Августин попытался
Однако, спрашивали пелагиане, если сообщаемая при крещении благодать освобождает ото всех грехов, в том числе и от первородного, то почему безгрешные родители производят грешное потомство? Августин отвечал, что смертный люди способны только порождать, но не возрождать. Он не способен передать потомству свою духовную сущность. Вина сохраняется потому, что порождение происходит плотским образом и в силу плотского же вожделения.
Все это нужно было Августину лишь затем, чтобы доказать непоправимую испорченность человеческой природы, ее неспособность самостоятельно возвыситься к добру. Незаметно для себя он создал концепцию «вины без греха», которая хорошо объясняла смысл таинства крещения, но вела Августина по тому же пути, который он уже пытался пройти 20 лет назад [28].
Августин никогда не хотел вообще исключить понятие свободы из своей системы. желает расстаться Лютер, а Эразм – с понятием благодати). Поэтому он попал в своего рода интеллектуальную ловушку, приняв правила игры, предложенные пелагианами. Логика замысла поставила перед ним неразрешимую задачу - совместить в рациональных рамках свободу и благодать, то есть показать, как возможна свобода воли при том, что человек лишен какой бы то ни было возможности ее осуществить. Именно это цель, по замыслу Столярова и составляет логику третьей фазы становления концепции предопределения и благодати [28, c. 160].
Предложенные им решения данной проблемы можно разделить на положительные и отрицательные.
Положительные решения. Первое. Свобода решения ничуть не устраняется благодатью, которая исцеляет «больную» волю. Спасение не должно отнимать у грешников свободы решения, пользуясь которым хорошо или плохо, они получают справедливый приговор. Благодать выступает как добавочный мотив, способствующий решению.
Второе. Но свободное решение годится только для греха. Первый человек обладал полноценным свободным решением. Изначальная благодать заключалась в том, что человек мог быть благим, если хотел. Поэтому у него была и заслуга. В дальнейшем само желание стало зависеть от благодати. Человеческая воля не может противиться высшему решению; Бог делает с ней все, что хочет. Одна лишь благодать освобождает человека от зла, и без нее он не способен ни желать, ни любить, ни тем более творить благо.
Затем он ввел терминологическое
различие между провидением и предопределением
(первое предшествует второму). Это было
уже начало отрицательных решений. Избирая
Бог осуществляет не провиденье, а предопределение[29,c.203]
.
Таким образом Августин подвёл к своей
заключительно формулировке относительно
учения о благодати. «Благодать ... всегда
блага и содействует тому, что человек,
ранее имевший злую волю, обретает волю
благую. Она же способствует тому, что
сама благая воля, которая уже возникла,
укрепляется и делается столь сильной,
что может исполнить те Божественные указания,
которых пожелала. Человек, который пожелал
и не смог, сознает, что пока еще не имеет
полноценной воли, и молится, чтобы получить
эту волю. .. Таким вот образом он получает
помощь во исполнение того, что ему приказано»
[7, c.15, 31].
Учение о благодати и предопределении достигло своего завершения. Действие благодати предстает как необратимое и не оставляет никакого места для свободного решения [29, c. 203].
Таким образом, становление
учении о благодати прошло довольно
долгий путь в течении которого Августин
эволюционным путём пришёл к вышестоящему
выводу. Заметен в позднем творчестве
Августина фатализм, тот который
он так отрицал и вначале своего
христианского пути, так яростно
им отвергнутый. Невозможность решить
проблему свободый воли и концепции
предопределения ставила
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своём учении о свободе воли, концепции предопределения и благодати Августин выступил как продолжатель традиций платонизма, что несомненно связано с увлечением им в ещё раннем возрасте платонизмом и стоицизмом. Вслед за Плотином Августин учил, что истинная свобода есть пребывание в Благе.
Одним из главных аспектов изучения творчества является его полемика с пелагианами. Это является вехой в его творчестве. К важным достижениям Августина в ходе полемики с Пелагием, следует отнести, во-первых, то, что он выявил у пелагиан различие в содержании понятий «вечная жизнь» и «царство Божие»; во-вторых, осуществление им опровержения пелагианской концепции первородного греха, согласно которой последний есть результат подражания» греху Адама. Наконец, Августин убедительно доказал, что благодать необходима человеку как глубинная, оживляющая его сила.
Но учение Августина о предопределении и благодати никак не совмещалось с его учением о свободе и по своему содержанию было крайне фаталистично. По мнению Столярова, возможно, только преклонный возраст и смерть помешали Августину попробовать более глубоко проработать эти две концепции и совместить в единое учение.
Августин в своем учении о свободе воли и предопределении сохранил все главнейшие положения христианского учения. Но он ошибся в том одном, что является основанием для непринятия христианской ортодоксией его учения: он счел, что природа человека в грехопадении испортилась настолько, что он не способен уже не только на какое-либо подлинное добро, но и даже на стремление к нему. Августин оставил открытой проблему совместимости свободы воли и предопределения, не сумев преодолеть фатализм, с которым боролся.
Августина использовали многие философы и теологи для формирования своих учений о Боге и человеке. В XIV в. данную концепцию возродили Томас Брэдуордин и Григорий из Римини. Независимо от других к ней пришел Джон Виклиф, один из самых радикальных сторонников учения о предопределении в средние века.
В XVI в. Кальвин выдвинул теорию абсолютного предопределения к злу. Лютер также находился в русле августиновской традиции. Человеческая воля, согласно его учению, а это воля падшего человека, не способна подвигнуть человека на такое количество добрых дел, которых было бы достаточно для того, чтобы Бог простил его, поскольку тайна спасения — в руке Божией. Лютер иронически отмечал, что даже если допустить, что человек будет жить вечно и благодаря свободной воле творить добро, у него всегда будет оставаться сомнение: достаточно ли он сделал, чтобы заслужить спасение. Лютер был убежден, что сам человек вообще не способен на добрые дела, поскольку расстроенная грехопадением свободная воля неодолимо влечет его ко греху. Спасти человека может только благодать Бога, которая, по непостижимым для человеческого разума причинам, предопределила одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению. Удел человека и главная его заслуга перед Богом — верить, что он будет спасен, т. е. верить, что он принадлежит к тем избранным, которым уготовано вечное блаженство. В этом заключается оправдание верой.
Рассмотрение философии религии Августина является значимым для истории религиоведческой науки. Несмотря на то, что Августин был верующим человеком и теологом, его вклад в критическое осмысление политеизма и понимания сущности религии не вызывает никаких сомнений.
Результаты данного
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Августин Аврелий. Биография. Концепция предопределения и свободы воли