Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий (1865-1944)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2011 в 20:15, реферат

Краткое описание

9 июля 1865 года поместье Прилбичи Яворовского повета у польского графа Яна Шептицкого родился сын, нареченный в крещении Романом Александром Марией. Граф происходил из знатного рода Галицкой Руси, получившего боярское достоинство в конце XIII века от князя Льва Даниловича. После заключения Брестской унии князья Шептицкие стали ее сторонниками, полстолетия спустя они постепенно стали переходить в латинство.

Содержание работы

•Юные годы
•Монашество
•Станиславовский епископ
•Галицкий митрополит
•Хранитель украинства
•Переписка с епископом Антонием Храповицким
•Реаниматор Унии
•«Какой мерзавец!»
•Возвращение
•Призрак Святого Юра
•Конкордат Польши и Ватикана
•Защитник православия
•Собиратель Украинской церкви
•Свой во Израиле
•В годы войны
•Церковное примирение в Украине

Содержимое работы - 1 файл

Андрей Шептицкий.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

24 января 1938 года  митрополит уведомил Нунция Кортези  об эйфории в прессе об успехах  обращения восточных схизматиков  (т.е. православных) в истинную  веру и превращения оных в  польских патриотов. Митрополит утверждал, что это духовное насилие, сопровождаемое конфискацией православной прессы, нанесло колоссальный удар по авторитету Рима.

В мае митрополит получил благодарственное письмо православной молодежи Волыни за заступничество за украинский народ. Для укрепления позиций в июне папа назначил его ассистентом Апостольского престола.

В июле епископ  Иоанн Бучко сообщил о продолжающемся разрушении православных храмов в Холмщине. С целью довести до польского  духовенства подлинный смысл происходящих событий он написал письмо своему знакомому латинскому священнику, где осудил «николаевские» методов польского правительства, которое нанесло самый тяжелый удар по Унии за всю историю ее существования. От имени греко-католической церкви он заявил, не претендует ни на какое имущество, которое перешло к православным после ликвидации унии.

«Потрясающие события последних месяцев на Холмщине вынуждают меня публично встать в оборону преследуемых наших братьев, несоединенных православных христиан Волыни, Холмщины, Подляшья и Полесья, и призвать Вас к молитве за них и к делам покаяния, чтобы вымолить с неба Божие милосердие» - говорилось в митрополичьем послании 2 августа 1938 года, которое было конфисковано властями. 6 Августа в очередном послании «О преследованиях на Холмщине» он призвал гонимых хранить православную веру и свой обряд. Послание распространялось подпольно через активистов ОУН.

26 августа викарный  епископ Иоанн Бучко сообщил  о конфискациях послания и  запрете его публикации в Польше, газета «Gonec Warszawskij» писала, что конфискация храмов была проведена по договоренности между польским правительством, латинским епископатом и Нунцием Кортези. В Холмщине сложилась невыносимая обстановка, даже находящимся там василианам (имевших репутацию лояльных) власти велели говорить по-польски не только в проповедях, но и вне храма. Православное духовенство уже перешло на польский. Доверенный латинский священник сообщил, что власти в скором будущем закроют все православные храмы в восточных районах

10 сентября галицкий священник Федор Яцура описал свое пребывание на Волыни. Он видел духовный подъем народа и чувство грядущей опасности. В тех селах, где служат священники москвофилы сильны коммунистические симпатии и ожидание прихода Красной армии. Во время церковных праздников люди собираются вокруг радиоприемников и слушают церковные передачи из Львова, богослужения и проповеди митрополита. Сильна ненависть к римо-католикам.

Православный  митрополит Дионисий Варшавский сердечно благодарил за заступничество. В своем ответе митрополит Андрей назвал Дионисия своим братом во Христе.

Собиратель Украинской церкви

В 20-30-е годы Греко-католический митрополичий ординариат во Львове получал множество прошений от духовенства и мирян Волыни просьба о принятии в лоно греко-католической церкви.

Лишь в 1930 году митрополит добился назначения епископа Николая Чарнецкого Апостольским визитатором  греко-католиков в восточных провинциях Польши.

В апреле 1931 года владыка Андрей осудил обрядовые ошибки унии и латинские заимствования в Галицкой провинции: коленопреклонение священников во время литургии, разрешение грехов по-латыни, крестное знамение пятью пальцами, не использование копия, не моление перед иконостасом. То что происходило в греко-католических приходах он назвал карикатурой на византийский обряд и препятствием для объединения всей Украинской церкви.

«Когда же против византинизма, его широких рукавов и бороды пойдем борьбой таким же самым византинизмом узких рукавов и бритой бороды ,- то едва ли когда его убедим в истинности католического учения» - писал митрополит Андрей.

Весной 1933 года митрополит призвал к организации  помощи потерпевшим от голодомора на Украине, участвовал в коллективном обращении украинского епископата к мировой общественности.

17 февраля 1939 он подписал грамоту об основании  во Львове Украинского католического  института Церковного единства  имени митрополита Рутского.

С началом Второй мировой войны и вторжением войск Германии и Советского Союза на территорию Польской республики, митрополит призвал украинцев не участвовать в войне ни с какой стороны.

Свой во Израиле

Удивительно теплые отношения сложились у митрополита с галицкими евреями, которые считали его «праведником среди народов». Во время пастырских поездок его часто кроме украинских приходов приветствовали также еврейские общины вместе с раввинами.

Львовские сыны Израиля поздравляли митрополита с юбилеями свитками на иврите. Во время войны по его указанию в монастырях прятали еврейских детей от фашистов. В Соборе Святого Юра нашли убежище два раввина.

В своих обращениях к вождям Рейха митрополит требовал прекратить истребление евреев, осудил христиан, участвовавших в этих зверствах.

До войны он весьма осторожно поддерживал идею латинского епископата о создании миссии для проповеди среди евреев, ограничивал  ее лишь распространением литературы.

 

В годы войны

С началом в  сентябре 1939 года Галиция оказалась  в советской зоне оккупации. В  первые дни вступления Красной Армии  начались расстрелы представителей аристократических фамилий, интеллигенции  и духовенства (эксплуататоров, в большевистском понимании ), жертвой которых пал младший брат митрополита и другие родственники. Церковное имущество было конфисковано, семинария закрыта, преподавание религии в школе запрещено.

25 ноября папа  назвал о. д-ра Иосифа Слипого,  имя которого находилось ранее в «черных списках» польского правительства, преемником митрополита.

В феврале 1940 года митрополит распорядился готовить священников  в закрытые ранее греко-католические приходы в Киеве, Одессе, Виннице, Харькове и Полтаве, призвав их быть готовыми на любые жертвы.

Весной Московский митрополит Сергий Страгородский назначил епископа Николая Ярушевича Экзархом Западной Украины, который под опекой НКВД приезжал во Львов и Галич  произнести антиуниатские воззвания. Однако, никто из галицкого греко-католического духовенства под его омофор не пошел.

Митрополит созвал во Львове архиепархиальный собор, перед  которым он поставил задачу расширение деятельности греко-католической церкви на Восток.

Через год, в  мае - июне 1941 года состоялся следующий архиепархиальный собор, который занимался обновлением византийского обряда в Галиции.

В своем послании «Об обрядах» он писал о том, что хаос в обрядовых делах, возникший вследствие исторических обстоятельств, мешает воссоединению с православными. Он распорядился исключить из обряда все латинские наслоения, сколько бы лет они не существовали. Напоминая, что стихийный протест верующих против обрядовой латинизации был использован царским правительством при ликвидации Унии в XIX веке, он обязал строго придерживаться византийских обычаев. После отступления советских войск, 1 июля 1941 митрополит благословил провозглашение независимости украинского государства, ожидая правительство разумного, которое бы заботилось о всех гражданах Украины, не взирая на национальность, вероисповедание и социальное положение. Вошедшие в город германские войска низложили Украинскую народную республику и присоединили Галицию к немецкому генерал-губернаторству. Хотя митрополит приветствовал Германию как освободителя от советского атеистического режима, унесшего жизни десятков тысяч галичан, очень скоро он убедился, что гитлеровцы по своей природе такие же насильники, что и коммунисты.

Он попытался  остановить фашистский террор своими протестами. Гестапо не преследовало его из-за того, что расправа с старцем в инвалидном кресле поссорила бы немецкие власти с украинским повстанческим движением, на которое они опирались в борьбе с польскими партизанами. В январе 1942 митрополит подписал послание украинских национальных деятелей Гитлеру с протестом против германской политики на Востоке. В следующем месяце он в письме рейсфюреру Гиммлеру протестовал против истребления евреев. 29 августа он написал письмо папе Пию XII с осуждением политики Гитлера, 21 ноября в пастырском послании «Не убий» он осудил всякое убийство.

В феврале 1944 года он опубликовал в подпольной газете Фронта возрождения Польши послание «Мир в Господе», где во имя христианской любви, цивилизованности и национального достоинства призвал поляков и украинцев прекратить братоубийственный конфликт.

Церковное примирение в Украине

16 октября 1941 года профессор Иван Яроцкий  в письме из Киева предложил  митрополиту разорвать с Римом  и возглавить Украинскую Православную Церковь. В те же дни владыка Андрей поздравил известного украинского ученого Иллариона Огиенко с епископской хиротонией и изложил свои взгляды на тему объединения церквей в Украине. В ответ владыка Илларион, который ранее будучи мирянином причащался и у православных и у греко-католиков, призвал Галицкую митрополию очиститься от латинского и московского(?) влияния.

30 декабря в  послании православным архиереям  в Украине митрополит писал:»Для достижения наших национальных идеалов нам нужно единство». Он призвал молиться, совершать богослужения за умножение любви между христианами и примирение.

В марте 1942 года митрополит призвал примириться  украинцев разных вероисповеданий  на основе христианского мировоззрения, подчеркнув, что не призывает православных юрисдикционно присоединиться к унии.

Автокефальный епископ Краковский и Лемковский Палладий заверил, что православная церковь готова устранить все  препятствия, чтобы вернуться вместе с униатами к состоянию до Брестской  унии.

Обращаясь к  украинской православной интеллигенции, митрополит снял свою кандидатуру на Всеукраинский престол. «Киевский митрополит должен быть выбран из православных или автокефальных Архиереев или священников. Когда бы он был в единении со Вселенской церковью, мы все греко-католики подчинялись бы ему и я первый радостно подчинился бы его верховной власти» - писал он.

Группа интеллигенции  ответила что , несмотря на то, что они  разделяют стремление митрополита  к примирению, их пугает то, что представителем Вселенской церкви на Востоке всегда был польский костел, подвигов которого несть числа. Они напомнили историю Брестской унии, творцам которой тоже обещали сохранить обряды, и из этого вышло то что теперь Украинская православная церковь имеет гораздо меньше московства, чем униатская латинства.

В июне об открытости к диалогу заявил митрополит Житомирский  Алексий (Громадский), имевший репутацию  москвофила. В своем письме он рассказал  про беседу с Константинопольским  патриархом Василием III в 1927 году о созыве Вселенского собора.

«А может ли, - спросил я его, - состояться тот Собор без Епископа Римского?»Да, - ответил мне патриарх я понимаю вас и перед Собором, если доживу до него, поеду в Рим, упаду на колена перед Папой и скажу ему: «Брат, оставь свои заблуждения и приходи, чтобы занять на Соборе свое место». «А если и Папа заговорит про какие-нибудь заблуждения, что тогда?» - спросил я. Ответа не было, но стало ясным, что Епископ Римский никогда не будет править на том Вселенском соборе, да и Собора того, может, не состоится на земле».

Во время войны  широко распространилось мнение, что  для достижения национального единства украинцев, греко-католики (их меньшинство) должны порвать с Римом и принять  православие. 8 декабря в Пастырском послании «Пропаганда отступничества» митрополит писал, что свободно изменить вероисповедание можно лишь по побуждению совести, а не для какой-нибудь временной политической или национальной выгоды. Даже если несколько десятков греко-католиков и перейдут в православие, для православной церкви это не будет победой, ибо она приобретет религиозно равнодушных людей. Православный, переходящий в общение с Католической церковью, не отрекается от православия (веры Семи вселенских соборов), от тех истин, в которые верил. Католик, переходя в православие должен отречься от учения, которое ранее считал истинным. Переход первого - акт веры, переход второго - акт неверия.

«Униат, как говорят россияне, переходя в православие, дополнил бы дело Екатерины II, Николая I, Александра II, и шел бы дорогой, указанной униатам Маркеллом Попелем и Иосифом Семашко! Кто же хочет вести наш народ этой дорогой?» - риторически вопрошал митрополит.

16 декабря 1943 года православный священник  Николай Дольницкий с Волыни  в письме просил владыку Андрея  выслать антиминс, и сообщил об убийстве партизанами митрополита Алексия Громадского.

Информация о работе Андрей Шептицкий, митрополит Галицкий (1865-1944)