Оценка деятельности Горчакова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 19:50, реферат

Краткое описание

Отец его - генерал-майор Михаил Алексеевич Горчаков - по долгу службы часто получал назначения в разные города, и семья жила то в Гапсале, то в Ревеле, то в Петербурге. Воспитанием детей, а их было в семье пятеро - четыре дочери и сын, занималась мать, Елена Васильевна Ферзен. Начальное образование Александр получил дома, а затем окончил гимназию в Петербурге. До поступления в 1811г. в Царскосельский лицей он прочел много книг, превосходно изучил английский, немецкий и французский языки. Поэтому неудивительно, что Горчакова зачислили среди первых учеников в это привилегированное заведение. Лучшие педагоги и воспитатели Лицея раскрыли и развили природные таланты юного Горчакова.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………стр 2-7
На посту министра…………………………………………………………………стр 7-11
Князь светлейший……………………………………………………………………стр 11-13
Не та карта…………………………………………………………………………………стр 14-16
Оценка деятельности Горчакова…………………………………стр 16-17
Заключение……………………………………………………………………………………стр17-18

Содержимое работы - 1 файл

Горчакоыв.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………стр 2-7

На посту министра…………………………………………………………………стр 7-11

Князь светлейший……………………………………………………………………стр 11-13

Не та карта…………………………………………………………………………………стр 14-16

Оценка деятельности Горчакова…………………………………стр 16-17

Заключение……………………………………………………………………………………стр17-18

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Да, Вы сдержали ваше слово-

Не двинув пушки, ни рубля.

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

Ф.И. Тютчев

Княжеский род Горчаковых является ветвью князей Черниговских, ведущих начало от Рюрика. В историю  российской дипломатии "золотыми буквами" вписано имя Александра Михайловича  Горчакова, чья жизнь и деятельность были связаны с XIX столетием.

Родился Александр Михайлович в 4 июня 1798 года в Гапсале в военной семье. Отец его - генерал-майор Михаил Алексеевич Горчаков - по долгу службы часто получал назначения в разные города, и семья жила то в Гапсале, то в Ревеле, то в Петербурге. Воспитанием детей, а их было в семье пятеро - четыре дочери и сын, занималась мать, Елена Васильевна Ферзен. Начальное образование Александр получил дома, а затем окончил гимназию в Петербурге. До поступления в 1811г. в Царскосельский лицей он прочел много книг, превосходно изучил английский, немецкий и французский языки. Поэтому неудивительно, что Горчакова зачислили среди первых учеников в это привилегированное заведение. Лучшие педагоги и воспитатели Лицея раскрыли и развили природные таланты юного Горчакова. Среди предметов, преподававшихся в Лицее, он особенно увлекался русской литературой и историей. Вместе со своими лицейскими товарищами А.С. Пушкиным, И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером он пытался заниматься литературным творчеством. Эти первые опыты не сохранились, однако изящество и непринужденность слова в деловой и частной переписке свидетельствовали о несомненных талантах их автора. В 1811 году он "выдержал блистательно" приемные экзамены и поступил в Царскосельский лицей.А.С. Пушкин посвятил ему одно стихотворение, предсказав блестящее будущее:

Тебе рукой Фортуны  своенравной Указан путь и счастливый и славный.

В лицее Горчаков получает прозвище "Франт" и принимается  в братство 30 мальчишек. Проведя  в лицее шесть лет, он оканчивает его с золотой медалью за "примерное  благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук". Заслужил от учителей самые блистательные отзывы: "Один из тех немногих питомцев, кои соединяют в себе все способности в высшей степени… Особенно заметна в нем быстра понятливость, которая, соединяясь с чрезмерным соревнованием с каким-то благородно-сильным честолюбием, открывает быстроту разума в нем и некоторые черты гения…. А также благородство с благовоспитанностью, ревность к пользе своей и чести, всегдашняя вежливость, усердие ко всякому, дружелюбие, чувствительность с великодушием". Был он исключительно красив и остроумен. "Питомец мод, большого света друг, обычаев блестящий наблюдатель".

Горчаков до поздней старости отличался теми качествами, которые  считались наиболее необходимыми для  дипломата. Он обладал также значительным литературным образованием, которое  и отражалось в его красноречивых  дипломатических выступлениях.

Ещё задолго до окончания  Лицея Горчаков твердо определил  род своей будущей деятельности. Он непременно хотел стать дипломатом. Кумиром его был И.А. Каподистрия. О нем Горчаков говорил: "Прямой характер Каподистрии не способен к придворным интригам, желал бы я служить под его начальством". В дальнейшем судьба предоставила ему такую возможность. В июне 1817г. после выпускных экзаменов молодой Горчаков был определен на службу в Коллегию иностранных дел. Брошенный на чужбину князь Горчаков и там не забывал своих лицейских товарищей. Отношения его к Пушкину продолжали быть дружественными. Первое время, когда Пушкин жил в Петербурге, они оставались друг для друга теми же милыми друзьями, какими были и в Лицее. Однако их разделило то, что они вращались в разных сферах общества: один был в кругу молодых весельчаков, а другой - в кругу вельмож высшего света. Они надолго расстались. Однако в сентябре 1825г., когда Пушкин находился в ссылке в с. Михайловское, Горчаков посетил его. Об этой встрече поэт написал в стихотворении:

Ты, Горчаков, счастливец с  первых дней,

Хвала тебе! Фортуны блеск  холодный

Не изменил души твоей  свободной:

Все тот же ты для чести  и друзей.

Нам разный путь судьбой  назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной  дорогой

Мы встретились и братски  обнялись.

В возрасте 19 лет молодой  князь начал дипломатическую  карьеру в МИДе в чине титулярного  советника. Его первым учителем и  наставником стал статс-секретарь  по восточным и греческим вопросам граф И.А. Каподистрия, с которым Александр Горчаков в составе русской делегации участвовал в работе конгрессов Священного союза в Троппау, Лайбахе и Вероне. И если с наставником отношения молодого дипломата были прекрасными, то у графа К.В. Нессельроде, статс-секретаря по западноевропейским делам, Горчаков расположением не пользовался. Граф Нессельроде всячески тормозил его продвижение по службе. В конце 1819 года Горчаков получает звание камер-юнкера, а вскоре и должность секретаря российского посольства в Лондоне, о чем он давно мечтал.

Обстоятельства рано позволили  Александру Михайловичу изучить  закулисные пружины международной  политики в Европе. В 1820-1822 гг. он как  раз и состоял при Каподистрии и Нессельроде (двух антиподах в русской дипломатии) на конгрессах Священного союза в Тропау, Лайбахе и Вероне. В качестве пресс-атташе выполнял дипломатические поручения Александра I. Император был весьма благосклонен к нему и "всегда отмечал как одного из лучших питомцев своего лицея".

С началом службы в МИДе Горчаков хорошо усвоил тонкости дипломатического искусства и не вмешивался в борьбу ведомственных группировок министерства, а занимался совершенствованием своих профессиональных навыков. Получив  назначение в Лондон, он начал быстро делать карьеру: 1820 год - секретарь посольства, 1822 год - первый секретарь, 1824 год - чин  надворного советника, что свидетельствовало  о признании императором способностей и талантов молодого дипломата.

В Лондоне Горчаков оставался  до 1827 года. Его отношения с послом России Ливеном оставляли желать лучшего, и Александр Михайлович покидает Лондон "по причине ухудшения здоровья". Он переводится на должность первого секретаря в Рим - место менее престижное, чем Лондон. Здесь Горчаков заводит полезные знакомства, среди которых дочь Жозефины Богарне, Гортензия, мать будущего французского императора Луи Наполеона, изучает греческий язык и вникает в состояние дел на Балканах. Через год он переводится в Берлин советником посольства, но вскоре снова возвращается в Италию в качестве поверенного в делах.

До своей отставки Горчаков служил во Флоренции и Лукке, был  посланником в Тоскане, советником посольства в Вене. В отставку он вышел в 1838 году в чине статского  советника. Уход со службы был вызван не только женитьбой на Марии Александровне  Урусовой, брак с которой укрепил  позиции Горчакова при дворе, так как семья жены была богата и влиятельна, но и отношениями  с графом Нессельроде, которые были далеки от дружественных. Александр Михайлович в тайне надеялся, что отставка не будет принята, но ее приняли, чем сильно задели честолюбивого дипломата.

Шло время, жизнь в столице  и развлечения при дворе сгладили горечь ухода со службы. Александр  Михайлович все ждал, что его снова  пригласят занять должность в  МИДе, но приглашения не поступало. Видя беспокойство зятя, граф Урусов начинает содействовать его возвращению  на службу. Вернувшись в МИД, в 1841 году Горчаков был направлен чрезвычайным посланником и полномочным министром  в Вюртемберг. Назначение казалось второстепенным, но на самом деле германский вопрос был одним из центральных  в европейской политике России. В  Петербурге внимательно следили  за внутренними процессами в германских государствах, за борьбой между Австрией и Пруссией, желавших играть руководящую  роль в объединении Германии. Задача Горчакова сводилась к поддержанию  авторитета России как покровительнице  германских стран и умелому использованию  противоречий, так как создание на границах империи сильной единой Германии для России было небезопасно. Связи дипломата при дворе  вюртембергских князей помогали Горчакову передавать в Петербург уникальный материал о тайных планах правительств стран Германского союза. Прокатившиеся по континенту революции 1848-1849 гг. чрезвычайно насторожили Горчакова. В своих сообщениях о митингах и демонстрациях в Европе он настойчиво советовал императору охранять Россию от взрывов и потрясений, подобных тем, какие он наблюдал здесь. Деятельность Александра Михайловича была оценена высоко. Король Вюртемберга наградил его орденом Большого Креста, а император Николай I представил его к орденам Св. Анны и Св. Владимира. В 1850 году Горчаков получает назначение на должность чрезвычайного посланника и полномочного министра при Германском союзе. В этом союзе русское правительство усматривало залог сохранения мира, а Горчаков был призван сдерживать усилия Австрии и Пруссии - двух соперничающих держав, выступать в роли объединителей Германии. Тогда же Александр Михайлович близко сошелся с прусским представителем Бисмарком. Горчаков не скрывал, что является ревностным почитателем этого великого человека. На его глазах, при благосклонном невмешательстве России, Бисмарк добился удивительных свершений: разбил поодиночке сначала Данию, потом Австрию, затем сокрушил и Францию и создал могущественную германскую империю.

Той же цели - только созданию великой России - была посвящена  и деятельность Александра Михайловича  Горчакова. Вот почему он всегда отметал  все революции, направленные в первую очередь на разрушение, а не на созидание. Ещё в 1825 г., когда он приехал на лечение в Россию, его пытались втянуть в тайное общество декабристов. Благомыслящий Горчаков ответил  своим друзьям по лицею, что справедливые цели никогда не достигаются коварными и тайными происками и что питомцы лицея, основанного Александром Павловичем, не подобает идти против монаршей особы.

"Горчаков обладал умом  возвышенным, большим, тонким, и  его умение использовать дипломатические  уловки не исключало лояльности. Он любил играть с противником,  приводить его в замешательство, захватывать врасплох, но никогда  не позволял себе обращаться  с ним грубо или его обманывать. Ему приходилось прибегать к  хитростям, так как его замысел  был всегда ясен и лишен  загадок. С очень немногими  из дипломатов было так легко  и надежно". - писал французский политический деятель Эмиль Оливье.

На следующий год Горчаков был переведен управляющим посольства в Вену вместо барона Мейендорфа, выполнявшего больше поручения австрийского императора, чем русского. В это время началась Крымская война. Австрия повела себя крайне неблагодарно к России, и Горчакову пришлось решать сложные дипломатические задачи. Он всегда выступал против войны с Турцией, а сейчас на ее стороне выступили Англия и Франция. Австрия также помогала державам антирусского блока, хотя и сохраняла видимый нейтралитет но Горчакову удалось на своем посту отдалить Австрию от воюющих западноевропейских держав. Те же самые шаги он предпринимал и в отношении Пруссии. И тут последовала смерть императора Николая I.

В 1853 году Александр Михайлович перенес личную трагедию - смерть жены, с которой они счастливо прожили 15 лет. На его плечи легла забота о своих сыновьях и о детях  от первого брака Марии Александровны. Забота об их воспитании не помешала ему  продолжать активную дипломатическую  деятельность, которая приобрела  особый вес накануне Крымской войны. В эти трудные для России годы Горчаков еще раз заявил о себе, как о дипломате высшего класса.  

 

На посту  министра

В 1854 году он получает назначение на должность посла в Вену. На стороне Турции уже выступили  Англия и Франция. Австрия все  еще колебалась, и задача Горчакова  сводилась к устранению Австрии  как возможной союзницы Турции в  борьбе с Россией. Задача была весьма сложной, и Николай I, провожая Горчакова  в Вену, сказал ему: "Я доверяю  Вам. Но я совсем не надеюсь, что Ваши усилия увенчаются успехом". Прибыв в Вену, Александр Михайлович лично  убедился о ненапрасных опасениях  императора. Он сразу сообщил в  Петербург о стягивании австрийских  войск к Трансильвании, что угрожало русской армии на Дунае, о требовании вывода русских войск с территории Дунайских княжеств, о попытках австрийского правительства вовлечь в войну с Россией и Пруссию. Имея большой авторитет в дипломатических кругах и приложив огромные усилия, Горчакову удалось предотвратить вступление Австрии в Крымскую войну.

На Парижском конгрессе, начавшем работу в феврале 1856 года, интересы России представляли дипломаты  А.Ф. Орлов и Ф.И. Бруннов. Героическая оборона Севастополя, взятие русскими войсками Карса и успешная работа Горчакова по ослаблению антирусской коалиции сыграли важную роль в уважительном отношении участников конгресса к российской делегации. В Париже самого Горчакова не было, а когда работа конгресса была завершена, он уже находился в Петербурге. Его успешная деятельность по защите интересов России была высоко оценена новым императором Александром II.

Проигранная война и крах дипломатической политики графа  Нессельроде заставили Александра II изменить направление внешней политики России и начать преобразовывать внутреннее управление. Нужен был новый министр иностранных дел, и главой МИДа становится Александр Михайлович Горчаков. Император надеялся, что князь сумеет восстановить престиж страны, подорванный поражением в Крымской войне.

Новое направление внешней  политики министр Горчаков изложил  в циркуляре от 21 августа 1856 года и в личном докладе императору. В нем подчеркивалось желание  правительства посвятить "преимущественную заботливость" внутренним делам, распространяя  деятельность за пределы империи, "лишь когда того безусловно потребуют  положительные пользы России". Отказ  от активной внешнеполитической деятельности носил временный характер, что  подтверждается фразой Горчакова: "Говорят, Россия сердится. Нет, Россия не сердится, а сосредотачивается". Это означало, что Россия временно не станет активно вмешиваться в европейские дела и не будет жертвовать своими интересами ради поддержки принципов Священного союза, она будет собираться силами.

Одну из основных своих  задач новый министр видел  в отмене унизительных статей Парижского договора о нейтрализации Черного  моря. Следовало также восстановить утраченное влияние на Балканах. Решение  этих задач требовало поиска новых  путей и дипломатических комбинаций.

Для решения этих задач  нужны были новые люди. Формируя аппарат министерства, он заменил  многочисленных иностранцев, которых  привел с собою Нессельроде, русскими дипломатами, Александр Михайлович руководствовался профессиональной подготовкой сотрудников и их политической ориентацией. Он сократил аппарат МИДа, усилил ответственность руководителей отделов за принимаемые решения, ликвидировал мелочную опеку старших над младшими. Авторитет нового министра, его разумная требовательность к подчиненным, доверительные отношения с государем и реорганизованный аппарат позволили Горчакову уже в 1856 году приступить к реализации новой внешнеполитической программы.

Информация о работе Оценка деятельности Горчакова