Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 00:29, реферат
Первая коммерческая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США еще в 1821 году Уильямом Хартом, который считается в США «отцом природного газа». Инициаторами масштабного производства сланцевого газа в США стали Джордж Митчелл и Том Уорд. Митчелл основал независимую нефтегазовую компанию, которую в 2001 году успешно продал Devon Energy за $3,5 млрд. В свою очередь, Уорд является соучредителем второго по величине газопроизводителя газа в США – компании Chesapeake Energy.
8 апреля 2010 года министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что вокруг роста производства сланцевого газа в мире образовался «ненужный ажиотаж». По его мнению, развитие рынка производства сланцевого газа в США не может повлиять на энергобаланс в мире.
19 апреля 2010 года министр природных ресурсов и экологии России Юрий Трутнев заявил, что рост добычи сланцевого газа является проблемой для «Газпрома» и России. Это стало первым подобного рода заявлением от российских чиновников высокого ранга.
По мнению британского еженедельника The Economist, Газпром часто принижает усилия, направленные на извлечение сланцевого газа. Это по мнению журнала является верным признаком того, что руководство Газпрома обеспокоено.
Добыча сланцевого газа в России экономически не выгодна. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Минприроды. В совещании министерства по вопросу освоения нетрадиционных источников и трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья приняли участие многие крупные компании, в том числе "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Татнефть" и другие.
Если в первой половине прошлого года все мировые агентства «взахлеб» восхищались грядущими перспективами месторождений сланцевого газа, то во втором полугодии энтузиазм несколько утих. Правда, геологи методом глубокого изучения карт нашли ресурсы сланцевого газа в Аргентине, Германии и Южной Африке.
В 2010 году в Европе стартовало 9 проектов разведки на сланцевый газ, из которых пять идут в Польше. Бурение разведочной скважины там обходится в $20 млн. Первый газ с глубины 1620 м получен в скважине Марковоля-1 (Markowola-1). Судя по тому, что в сообщениях не указан дебит газа, приток был затухающий. Президент польской государственной компании PGNiG М. Шубский считает первые результаты разведки «не очень хорошими», но по-прежнему верит в перспективы сланцевого газа. О результатах бурения по другим проектам никакой информации нет.
Специалисты сильно расходятся в оценке ресурсов и запасов сланцевого газа, поскольку часто оперируют разными понятиями. Потенциально возможные ресурсы планеты оцениваются примерно в 200 трлн. м3. Чтобы их разведать, потребуется 30-50 лет, полученная при этом цифра геологических запасов, вероятно, будет в 1,5-3 раза меньше. Однако труднее всего определить, какую часть из них можно отнести к доказанным запасам, пригодным для рентабельной промышленной разработки.
В мире практически нет опыта
разработки месторождений сланцевого
газа. В 2008 г. Агентство Энергетической
Информации США (US EIA) оценило его доказанные
запасы США в 866,3 млрд м3, но затем объявило,
что методика подсчета является несовершенной.
Тому есть две главные причины. Первая
состоит в том, что сланцевый газ не подстилается
водой и не ограничивается сверху покрышкой,
традиционные методы подсчета запасов
здесь невозможны. Для достоверной оценки
нужно разбурить огромные по площади месторождения
плотной сеткой разведочных скважин, однако,
это нереально с точки зрения экономики.
Другая причина в том, что плотность и
теплотворная способность сланцевого
метана более чем в 2 раза ниже, чем обычного
газа. Простая оценка добытого объема
не отражает его полезности, сланцевый
газ надо бы считать в тоннах, но это не
принято. Поэтому ряд авторов применяют
для этого кубические футы газового эквивалента
(cfe).
В декабре 2010 г. US EIA все же опубликовало величину доказанных запасов сланцевого газа в США по состоянию на конец 2009 г. в размере 1637 млрд. м3. По теплотворной способности это соответствует примерно 800 млрд. м3 обычного газа, менее 0,5% от его мировых доказанных запасов. Добыча сланцевого газа в 2009 г. указана в размере 84 млрд. м3, что составляет 2,7% от мировой добычи.
Насколько прибыльна в США добыча сланцевого газа?
Оказывается,
уже в 2008 г., когда цены на газ били рекорды,
а его потребление росло, компания начала
чувствовать себя неуютно. Балансовая
прибыль сократилась в 2,37 раза, долги выросли
на 29,4%. Компания продолжала скупку минеральных
прав ради перспективных запасов, но их
стоимость (в США она рассчитывается как
потенциальный дисконтируемый доход)
в удельном исчислении уменьшилась на
46 %. При этом ожидаемая доходность добычи
газа осталась на неоправданно высоком
уровне $ 48/1000 м3. В следующем году она упала
еще вдвое, до $ 24,5/1000 м3.
Причиной стал рост издержек.
Уже в 2007 г. сумма операционных затрат
и амортизационных отчислений выросла
до $160 за 1000 м3. В отчете за 2008 г. компания
объявила о выгодной продаже части своих
активов на общую сумму $8,6 млрд..Тысячи
пробуренных скважин и миллиарды долларов
взятых кредитов железной рукой придавили
сланцевый бизнес. Прошлые затраты на
бурение списывались на текущую добычу,
но расходы росли быстрее, чем выручка
от продажи газа.
В 2009 г. после снижения газовых цен продолжать такую практику стало невозможно, и, судя по документам, компания решилась на отчаянный шаг – списание активов на сумму $11,2 млрд.В результате в 2009 г. резко (на 30 %) сократились амортизационные отчисления, компания получила возможность декларировать прибыль от своей основной деятельности, хотя в целом балансовые убытки составили $9,3 млрд.
Если списаны действительно скважины (а других столь крупных активов у компании просто нет), то это очень важный факт. Срок их эксплуатации 5-8 лет (первые списания на сумму $2,8 млрд. сделаны в 2008 г.), и за этот период почти половина пробуренных скважин истощилась.
А ведь Barnett Shale, первый актив Chesapeake Energy – одно из лучших месторождений сланцевого газа в США. Высокая пористость (до 18%), зона больших толщин пласта (до 270 м) при наличии участков с малой глубиной залегания (до 450 м). И вот, через 10 лет после начала бурения оказывается, что на больших площадях пласт уже полностью выработан. Доля компании в добыче газа на этом месторождении сократилась с 11,4 млрд. м3 в 2005 г. до 6,5 млрд. м3.
На это
же указывает резкий рост затрат. Обычное
дело: первые скважины бурятся на участках
наибольшей толщины пласта, там и дебиты
выше, и отдача больше.
В целом, финансовое положение Chesapeake Energy
представляется весьма трудным: на $9,5
млрд. стоимости запасов она имеет $12,3
млрд. долгов и примерно $20 млрд. активов,
из которых львиную долю составляют короткоживущие
газовые скважины. В трудных условиях
компания предпринимает героические усилия,
чтобы избежать банкротства: наращивает
добычу дорожающей нефти, расширяет сервисные
услуги, пытается продать часть активов.
Не исключено, что ей удастся выбраться
из финансовой ямы, но не сланцевому газу
она будет этим обязана: в 2009 г. доля газа
в общей выручке сократилась до 57%.
Есть еще одно интересное наблюдение. В отчете за 2009 г. Chesapeake Energy впервые привела данные по добыче сланцевого газа на своих месторождениях, ранее такие цифры она не публиковала. На четырех крупных месторождениях: Barnett, Fayetteville, Haynesville и Marsellus Shale годовая добыча составила 11,6 млрд. м3, пятый крупный актив Eagle Fort Shale пока не эксплуатировался, 1,9 млрд. м3 газа добыто на месторождении Greater Granite Wash, которое не относится к сланцам. Откуда же компания взяла еще 9 млрд. м3 добычи газа?
Похоже,
это ее доля добычи в совместных предприятиях,
компания имеет полное право зачислить
ее на свой счет. Но затрат на эту добычу
она не несет. Если же разделить ее затраты
на добычу газа ($2,6 млрд.) на собственную
добычу (13,5 млрд. м3), то мы получим фактическую
себестоимость $192,6 на 1000 м3 и причины критического
состояния Chesapeake Energy становятся яснее
ясного.
Добывающие сланцевый газ американские
компании изрядно нарастили свою капитализацию,
после падения газовых цен под разговоры
о грядущих перспективах им удалось продать
часть своего бизнеса. Chesapeake Energy заключила
соглашения о продаже части лицензий с
англо-американской British Petroleum, норвежской
Statoil Hydro и французской Total, а другая добывающая
сланцевый газ компания XTO Energy слилась
с Exxon Mobil.
Потребители газа в США и Европе получили возможность пользоваться дешевым топливом, впрочем, тут более существенную роль сыграл экономический кризис.
Но больше всего выиграли буровые и нефтесервисные компании. В 2010 г. в США и Канаде работало 2025 буровых установок, это 65% от числа буровых станков во всем мире. А на сланцевый газ в США сейчас бурится 66% всех скважин. Сервисные компании глубоко не волнует реальная эффективность добычи сланцевого газа, свои немалые деньги они получают после сдачи скважины заказчику. Не зря Chesapeake Energy расширяет объем своих сервисных услуг.
Сейчас наступает пора собрать урожай денег за пределами Северной Америки. Польша ассигновала на разведку сланцевого газа $465 млн., бурят, разумеется, американские компании. Они же уже заключают контракты в Китае, ведут переговоры в Индии, Аргентине, Африке. Хотелось получить контракты и в России, но одурачить ее, увы, не удалось, слишком дешев у нас обычный газ.
Не все в США поддались пропаганде, есть там грамотные и объективные специалисты. Не могу не упомянуть Арта Бермана (Art Berman), американского геолога высочайшей квалификации. Это он почти три года назад первым усомнился в рентабельности добычи сланцевого газа, углядел, что часть скважин истощается уже после пяти лет эксплуатации. Его объявили чудаком, не верящим в светлое американское будущее на какой-то период от него отвернулись заказчики, но он остался при своем мнении, которое сейчас с каждым днем все больше подтверждается. «Сланцевый газ может стать следующим пузырем, который лопнет» — говорит Арт Берман полгода назад. Долго сопротивлялось сланцевому буму US EIA, но в конце концов уступило и признало увеличение доказанных запасов сланцевого газа.
Вовсе не помешает человечеству такой ресурс, постепенно найдет он себе рациональное применение. Без подтасовки запасов и других сенсационных открытий. Интересна мне, например, такая идея: муниципальная администрация пробурит неподалеку от своего города 2-3 десятка скважин на сланцы и будет использовать их в период сильных холодов, когда и потребление, и цена газа растет. Этакое природное газохранилище получится, такие скважины будут десятки лет служить и вполне себя окупят.
Только бизнесу такая работа не интересна, ему прибыль нужна сейчас и побольше.
В США общая сумма сделок, имеющих отношение к сланцевому газу, за два последних года составила по данным компании Dealogic 292 млрд долл. Последняя из них – покупка компанией Statoil американского предприятия Brigham Exploration, которое осуществляет горизонтальное бурение, гидроразрывы, а также проводит трехмерные сейсмические изыскания в формации Баккен, где активно добывается сланцевая нефть. Сумма сделки – 4,4 млрд долл. Кроме того, сланцевый газ является источников роста доходов сервисных компаний – например, доходы Halliburton в третьем квартале 2011 финансового года достигли 6,5 млрд долл. Доходы компании Chesapeake Energy, пионера сланцевой газодобычи, в 2010 году составили 9,4 млрд долл. Всего в 2010 г доля сланцевого газа на рынке природного газа США составила 23%.
Добыча сланцевого газа и нефти оживила индустрию, которая в США была скорее мертва, чем жива. Сейчас на рынке природного газа в США – избыток предложения, цена в очередной раз упала, достигнув на днях уровня 127 долл за тыс куб м, а производство нефти в Америке растет впервые за несколько десятилетий.
Глобальные перемены
Пример США, которые благодаря разработке сланцев к 2009 году по добыче газа опередили лидера – Россию, воодушевляет многих. Сланцевый газ распространен практически повсеместно, и сторонники «сланцевой революции» ликуют, объявляя о скором освобождении от диктата стран-экспортеров энергоресурсов.
По данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency, IEA), объём добычи газа в России составила 589 млрд куб.м., в США – 594 млрд куб.м. (общий объём добычи газа в мире составил 3,1 трлн куб.м). Таким образом, Россия переместилась с первого на второе место в мире по объёмам добычи газа, хотя осталась крупнейшим его экспортёром, тогда, как США, по-прежнему, один из крупнейших мировых импортёров этого продукта.
Действительно, успех мероприятия кардинально изменит геополитическую картину мира. Европа, Китай, получив источники газа на своей территории, станут более независимыми в своих политических решениях, а Россия и страны Ближнего Востока лишатся инструмента международного давления.
Россия перестанет быть «энергодонором»
В России относятся к открытиям весьма сдержанно и высказывают мнение, что сланцевый газ – дело дорогое и опасное для окружающей среды. Буровой раствор может просочиться в водоносный слой и создать опасность для грунтовых вод. К тому же технология требует большого потребления воды.
В России, в то же время, есть «аналог» сланцевого газа, разработка которого тоже начинается – это газ угольных пластов.
Оппоненты уверяют, что эти недостатки поддаются контролю и регулированию, и саркастически замечают, что волнения России оправданы: теперь США обеспечивают свои потребности в газе сами. Катарский дешевый сжиженный газ, ранее потреблявшийся Америкой, был главным соперником трубопроводного газа. Теперь он перенаправлен в Европу. Низкая стоимость катарского газа уменьшает спрос на продукцию Газпрома.
Недостатки сланцевого газа
Себестоимость сланцевого газа сильно зависит от глубины залегания – дополнительные несколько сот метров вглубь делают добычу нерентабельной.