Новый мировой порядок и тенденции его формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Проблема мирового порядка - одна из главных в науке о международных отношениях, поскольку в ней сконцентрировано представление о взаимодействующих на мировой арене социальных общностях как о составных частях, элементах единого социума, - «международного общества». Характер отношений между элементами «международного общества» все больше напоминает отношения, существующие внутри тех или иных государств.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие “мировой порядок” 6
2. Главные геополитические тренды ХХI вв. 9
2.1 Атлантизм (монополярный мир) 9
2.2. Мондиализм (универсализация под эгидой запада) 10
2.3 Геополитические тренды атлантизма 11
2.4 Виртуализация пространства 11
3.Основные тренды XXI века 13
3.1 Промышленные и технологические тренды XXI века 13
3.2 Основные тренды в сфере ресурсов XXI века 15
3.3 Основные демографические тренды XXI века 15
3.4. Основные экологические тренды XXI века 16
3.5 Основные научные тренды XXI века 17
4. Геополитическая идентификация 20
4.1 Геополитическое противостояние 20
4.2 Континентальная специфика России 21
5. Геополитический уровень: евразийская стратегия. 22
5.1 Создание Евразийского союза 22
5.3 Ложная и истинная многополюсность 23
5.4 Евразийские стратегические союзы 25
5.5 Минимальная: пост-советская интеграция 25
5.6 Континентальный блок 26
5.7 Геополитические центры евразийского союза 27
6. Будущему необходима альтернатива 29
Заключение 33
Список используемых источников 34

Содержимое работы - 1 файл

курсовая по геополитике.docx

— 62.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение            4

1. Понятие “мировой порядок”        6

2. Главные геополитические тренды ХХI вв.      9

2.1 Атлантизм (монополярный мир)       9

2.2. Мондиализм (универсализация под эгидой запада)    10

2.3 Геополитические тренды атлантизма      11

2.4 Виртуализация пространства        11

3.Основные тренды XXI века         13

3.1 Промышленные и технологические тренды XXI века    13

3.2 Основные тренды в сфере ресурсов XXI века     15

3.3 Основные демографические тренды XXI века     15

3.4. Основные экологические тренды XXI века     16

3.5 Основные научные тренды XXI века      17

4. Геополитическая идентификация       20

4.1 Геополитическое противостояние       20

4.2 Континентальная специфика России      21

5. Геополитический уровень: евразийская стратегия.     22

5.1 Создание Евразийского союза       22

5.3 Ложная и истинная многополюсность      23

5.4 Евразийские стратегические союзы       25

5.5 Минимальная: пост-советская интеграция     25

5.6 Континентальный блок         26

5.7 Геополитические центры евразийского союза     27

6. Будущему необходима альтернатива       29

Заключение           33

Список используемых источников        34

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема мирового порядка - одна из главных в науке о международных отношениях, поскольку в ней сконцентрировано представление о взаимодействующих на мировой арене социальных общностях как о составных частях, элементах единого социума, - «международного общества». Характер отношений между элементами «международного общества» все больше напоминает отношения, существующие внутри тех или иных государств. Несмотря на сохранение значения отличительных особенностей, рудиментов «нрава сильного», конфликтов и войн, в наше время международные отношения уже не могут быть представлены в виде «естественного состояния», при котором сильный делает все то, что он хочет, а слабый - лишь то, что может. Конечно, международное общество существует не в виде единой социально-политической организации, управляемой единым правительством на основе общих законов. Трудно предполагать, что такое возможно в обозримом будущем. Однако нельзя отрицать, что сегодня государства и народы нашей планеты, связанные нитями единой мировой экономики, в большинстве своем разделяют сопоставимые идеалы и ценности; они представлены в совместных политических и иных структурах и сталкиваются с общими вызовами и проблемами. То есть сегодня существует тот минимум единства и организации, который позволяет говорить, что существование международного общества - очевидная реальность. Следовательно, и мировой порядок является реальностью.

К великому сожалению мы не получили в наследство законченной  ясно сформулированной национальной доктрины. Не так просто различить ее черты, всматриваясь в виражи русской истории. Подчас вожди России, мыслители, идеологи, религиозные деятели, философы, люди культуры выражали свои интуиции относительно нашей судьбы в туманной подчас противоречивой форме. Сама русская история полна драм и конфликтов, кровавых репрессий и междоусобиц, смутных времен и неожиданных поворотов. Но такова история любого великого народа — она драматична и загадочна, часто парадоксальна. Много раз пытались элиты России уклониться с евразийской стези, но всякий раз логика исторического предназначения снова возвращала страну и народ на круги своя.

Чтобы адекватно представить  себе линию развития России в будущем  веке и тысячелетии, необходимо окинуть  панораму этого нового мира, выяснить очертания той картины, которая  складывается на горизонте будущего на рубеже эпох.

Будущее неопределенно. Никто  не может с уверенностью сказать, что точно знает что и случится и что произойдет. И тем не менее, внимательное рассмотрение магистральных  тенденций позволяет приблизительно наметить определенные тенденции, которые  скорее всего в той или иной форме реализуются в дальнейшем.

Нет сомнений, что конец  миллениума предлагает нам принципиальную новую карту становящейся реальности, где действует созвездие сложных  ансамблей сил, трендов, тенденций, векторов. Все они представляют систему  “вызовов” для России. На все  эти вызовы Россия должна дать определенный ответ.

И по мере формулировки самых  приблизительных и общих прояснятся основные черты той магистральной  стратегии, которой должны следовать  наша и страна и наш народ в  будущем, продолжая двигаться по высоким путям своего исторического  предназначения. 

 

 

1. ПОНЯТИЕ “МИРОВОЙ ПОРЯДОК”

В научной литературе представлены различные интерпретации понятия «мировой порядок. Согласно одной из них, условно расширительной, мировой порядок - это принципы, нормы и институты, регулирующие поведение и деятельность международных актеров. Устройство международных отношений определяет форму организации, протекания и воспроизводства политического процесса.

Как устройство межгосударственных отношений трактуется мировой порядок  известным исследователем проблемы английским ученым X. Буллом: «Под мировым порядком понимается характер или направление внешней активности, обеспечивающей незыблемость тех целей сообщества государств, которые являются для него, с одной стороны, элементарно необходимыми, с другой - жизненно важными, с третьей - общими для всех». Согласно Буллу, иерархия этих целей такова:

• сохранение самой системы  и сообщества государств, нейтрализация существующих и потенциальных угроз. 

• обеспечение независимости  и суверенитета каждого государства.

• сохранение мира, понимаемого  как возможность войн лишь при  особых обстоятельствах и в соответствии с принципами, разделяемыми мировым сообществом.

Наличие и функционирование общих установок для всей социально-политической сферы независимо от того, затрагивают ли они взаимоотношения между индивидуумами, обществом и государством или взаимоотношения между государствами.

Мировой порядок можно  определить как такое устройство международных отношений (межгосударственных), которое призвано обеспечить основные потребности субъектов мировой политики в безопасном существовании и реализации своих интересов.

Имеются следующие основные измерения мирового порядка: горизонтальное, вертикальное и функциональное.

 Горизонтальное измерение - это, прежде всего отношения между основными актерами мировой политики. Поддержание порядка в международной системе обеспечивается благодаря балансу сил, наличию общих интересов и ценностей.

Вертикальное измерение  миропорядка - это отношения между сильными и слабыми актерами. Гарантом существования жесткой иерархической организации международных отношений выступает, прежде всего, фактор силы. Именно сила обеспечивала жесткую иерархическую организацию международных отношений в рамках империй.

Основу функционального  измерения мирового порядка составляют такие факторы, как дипломатия и стратегия акторов - экономическое взаимодействие между ними, моральны, ценности и политические амбиции лидеров, транснациональные сообщества деловых людей, ассоциации ученых, специалистов и т. д. Каждый из указанных факторов может играть стабилизирующую и дестабилизирующую роль в международных отношениях.

Мировой порядок сочетает в себе элементы устойчивости, стабильности, т. е. собственно порядка, и переходности как накопления предпосылок для  продвижения к более высоким  формам организации международных отношений, соответствующим усложняющейся общественной жизни. Исторически начало очередного мирового порядка было связано либо с итогами войн, следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, либо с распадом некоторых крупных государств. Как следствие в сравнении с предшествующим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных субъектов международных отношении и конфигурация связей между ними.

В конце 70-х годов широкое  распространение получило понятие «новый мировой порядок». Именно тогда в связи с валютно-финансовым и энергетическим кризисами, демографическим взрывом, дефицитом продовольствия в третьем мире и другими процессами, резко снизившими стабильность международной системы, авторитетные неправительственные организации (Римский клуб, Совет по изучению человечества и др.), используя методы математического моделирования, пришли к выводу о необходимости трансформации существующего миропорядка в справедливый как для отдельных индивидов, так и государств. Главная цель такой трансформации виделась в «достижении достойной жизни и благосостояния для всех граждан мира».

 

2 ГЛАВНЫЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ ХХI вв.

2.1 Атлантизм (монополярный мир)

Геополитическая картина, складывающаяся на рубеже тысячелетия, является для  России довольно удручающей и не предвещает ничего хорошего. Этот зловещий компонент надвигающегося геополитического будущего нельзя игнорировать.

Геополитическое содержание мировой истории представляет собой  дуэль двух типов цивилизации  — цивилизации Суши и цивилизации  Моря. Цивилизация Моря (атлантизм) исторически нашла свое наиболее совершенно выражение в структуре  современного Запада, группирующегося  вокруг США и стран НАТО. Цивилизация  Суши постепенно отождествилась с Россией-Евразией, с континентальными пространствами “сердцевинной земли”.

Последний — по времени  — этап этой дуэли протекал в  форме противостояния Восточного блока  со странами Западного блока, двух сверхдержав  СССР и США. СССР выполнял роль евразийского полюса, США — атлантистского.

Поражение СССР в  этом противостоянии тождественно геополитическому поражению всей цивилизации Суши. Это колоссальное поражение России, нашего народа, нашей исторической миссии. Никакой иной геополитической оценки данного явления просто не может быть1.

Мир, который складывается после этого проигрыша, является однополярным и американоцентричным. Это мир, в котором победу одержали атлантизм, цивилизация Моря. И соответственно, архитектура планетарной реальности, созидающейся в таких обстоятельствах, “новый мировой порядок” по логике вещей будет строится (если ему ничто не сможет помешать) на принципах, диктуемых Западом и США. Стратеги атлантизма прекрасно отдают себе в этом отчет, будучи уверенными, что следующее столетие будет “американским веком”.

США остались единственной мировой сверхдержавой, и они сделают все возможное, чтобы закрепить за собой эту роль единоличного мирового арбитра, бдительно надзирающего за тем, чтобы возможность появления любой цивилизационной альтернативы (Евразийской Альтернативы) была исключена. К этому, собственно, сводится содержание стратегических и геополитических проектов американского руководства применительно к ХХI веку.

В будущем намечается однополярный мир, основанный на господстве США и недопущении возрождения самостоятельной Евразии. Иными словами, Россия как могучая самостоятельная держава, следующая по пути своего исторического предназначения, заведомо исключается из будущего. По меньшей мере так обстоит дело в стратегических планах и проектах атлантистских идеологов, имеющих на своей стороне реальную политическую, военную и экономическую мощь.

2.2. Мондиализм (универсализация под эгидой Запада)

Другой важнейшей тенденцией надвигающейся геополитической  картины мира является стремление мира к унификации, “мондиализации” (от французского “le monde”, “мир”), к размыванию границ между государствами, народами, культурами. Параллельно распаду традиционных образований — таких как государства-нации — намечается организация новых форм объедения (микро-национализмы, этнизм, нео-трибализм и т.д.).

Процесс мондиализации при  сохранении основных геополитических  тенденций (доминация атлантизма) будет  не нейтральным и спонтанным, но спонсируемым, курируемым и организуемым единственной международной державой. Иными словами, мондиализация будет содержательно являться универсализацией атлантистской модели, перенесением основных черт западной цивилизации Моря на весь остальной мир. Этот Единый Мир будет складываться таким образом, чтобы быть увеличенной проекцией Соединенных Штатов Америки с соответствующим набором основных социально-экономических ценностей, лишь несколько адаптированных к локальным условиям.

2.3 Геополитические тренды атлантизма

Следующей важнейшей геополитической  тенденцией является развивающаяся  дифференциация между странами “богатого  Севера“ (полюс атлантизма) и странами ”бедного Юга” (периферия атлантизма). Это соотношение многообразно, но сущность его сводится к обратным пропорциям баланса между благами  атлантистской организации мира и ее издержками. Баланс “богатого  Севера” положителен в смысле благ и отрицателен в смысле издержек, баланс “бедного Юга”, соответственно наоборот. Демографические, экологические, социальные, финансовые, политические и культурные издержки цивилизации  Моря ложатся на страны “периферии”2.

Такое соотношение породит  противоречия нового типа, которые  во многом будут определять картину  планетарной реальности. Можно констатировать, что на смену национальным и классовым  противоречиям, предопределившим логику ХХ века, приходит эпоха противоречий геополитических и геоэкономических.

2.4 Виртуализация пространства

Еще одной тенденцией геополитики  ХХI века является изменение качества планетарного пространства, которое прараллельно развитию средств транспорта и особенно телекоммуникаций из привычных форм переходит к новому модусу существования. Реальное географическое и геополитическое пространство мира как бы дублируется на уровне виртуальном, на уровне информационных систем и сетей. Это порождает особое измерение геополитической картины мира, где основные тенденции финансового процесса, культурного и цивилизационного утверждения, политических баталий и эволюций переводится в сферу виртуального мира глобальной компьютерной сети.

Информация о работе Новый мировой порядок и тенденции его формирования