Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 09:36, реферат
В "мировой политике XXI века Китай стал фактором влияния, с которым нельзя не считаться. В странах, определяющих мировую политику, ни один стратег, разрабатывающий или реализующий проекты в области политики безопасности надрегионалыюго значения, не может игнорировать китайский фактор. Однако такая оценка политической роли Китая отнюдь не означает, что он уже превратился в мировую державу, располагающую достаточными ресурсами, которые бы позволяли осуществлять проекты силового характера на планетарном уровне.
Военный комментатор из Пекина Чжан Чжаочжун (Zhang Zhaozhong) назвал американский проект НПРО "ловушкой". По его словам, в той решительности, с которой администрация Буша проталкивает проект НПРО, он видит попытку Вашингтона "убить одним выстрелом двух зайцев" Это означает одновременное решение сразу трех задач: принудить Россию к интеграции с Западом в области политики безопасности, закрепить господствующее положение в космосе и подтолкнуть Китай к участию в широкомасштабной гонке вооружений. Комментатор приписывает Вашингтону, наносящему постоянные уколы по национальной гордости китайцев, желание дать толчок гонке вооружений с неизвестными доселе масштабами и. тем самым, отвлечь Пекин отрешения его главной стратегической задачи - экономического строительства и перемолоть силы китайского государства. "Очевидно, - говорит Цзян, - что Вашингтон хочет втянуть Китай в полномасштабную конкуренцию с Соединенными Штатами и таким образом обессилить его". В итоге Китай, "должен быть вновь поставлен на старый роковой путь, следуя которым уже однажды опрокинулся состав в лице советского государства".
Если исходить из рационализма технократического пекинского руководства, то новой волне масштабной гонки вооружений с китайским участием не бывать. Китай, пусть и с зубовным скрежетом, но будет вынужден смириться с развертыванием противоракетного зонтика с тем. чтобы не оказаться на убийственной дистанции гонки вооружений вместе с Соединенными Штатами. Есть впечатление, что именно этим объясняется то обстоятельство, что китайское руководство "внезапно превратилось в главного оппонента по проекту НПРО". Цзян Цзэминь и его соратники придерживаются завещания Дэн Сяопина (Deng Xiaoping) и в этой стратегически важной области. А он завещал следующее: "никогда не становиться во главе третьего мира (против Соединенных Штатов)". Если смотреть на вещи реально, то максимально, что может Пекин, так это выторговать, чтобы под американский противоракетный зонтик не попал Тайвань.
Война, которая ведется асимметричными способами
Впрочем, было бы заблуждением думать, что в политической игре, ставка в которой -господство, Китай будет оставаться безучастным на мировой политической арене. Наоборот, Пекин, учитывая свои ограниченные ресурсы, проявляет решительность действовать избирательно, чтобы занять по возможности выгодные позиции в новых политических условиях, в которых живет сегодня мир. Эта избирательность имеет два очевидных направления: консолидацию всего тога, что позволяет стране иметь господствующее- континентальное положение и подготовку к асимметричному ведению войны. Что касается последнего, то Пекин принял решение о приоритетном развитии технологий, связанных с ракетно-космической техникой с тем, чтобы максимально использовать свои ограниченные ресурсы. Эта стратегия, которая, очевидно, является продуктом теории асимметричного ведения войны, должна позволить Китаю, несмотря на его значительное отставание в области обычных и стратегических вооружений, получить потенциал, с помощью которого он будет в состоянии наносить удары по болевым точкам противника, таким, как системы информации и коммуникаций.
Согласно сообщениям печати Гонконга, уже разработана система вооружения под названием "Звезда-паразит", которая обладает способностью стыковаться к спутникам противника, мешать их работе или уничтожать. Китай добивается впечатляющих успехов в разработке спутников -области гражданской, которая в кризисной обстановке, может, однако, найти применение и в военной сфере. По данным президента китайского Института космической техники Сюэ Фусянь (Xue Fuxian). Китай намеревается отправить в ближайшие пять лет во вселенную около 30 навигационных спутников. Решимость Пекина пробить брешь в абсолютном превосходстве Соединенных Штатов в космонавтике наиболее наглядно проявляется в интенсивности работы на этом направлении. С ноября 1999 по январь 2001 года удалось запустить в космос два беспилотных космических аппарата "Корабль богов". Таким образом. Китай стал третьей после России и Соединенных Штатов страной, обладающей современной космической техникой. Пекин не делает секрета, что он использует все имеющиеся средства, чтобы уже в первые годы XXI столетия послать во вселенную китайских астронавтов.
Удача пого предприятия не только упрочит позиции Китая как континентальной держаны, но и значительно уменьшит его уязвимость в стратегической области. Тог факт, что эффективное применение современных систем вооружений зависит от бесперебойно работающих коммуникаций, что военно-техническое преимущество можно свести на нет или парализован. путем поражения систем информации и коммуникаций, дает китайской стратегии "асимметричного ведения войны" хороший шанс. Китай может найти точку опоры в противостоянии американским вооруженным силам, значительно превосходящим его во всех областях вооружений. Впрочем, и это не даст Народной Республике абсолютной безопасности. Не даст до тех пор. пока превосходящий ее в стратегическом плане гегемон не прекратит рассматривать страну в качестве своего конкурента.
Китайская революция в геополитическом контексте
За рамками традиционного подхода к проблеме международного значения той или иной революции, который в большинстве случаев ограничивается анализом социальных последствий, остается, как правило, вопрос о соотношении революции с геополитикой как системой преимущественно силового взаимодействия межгосударственных структур. Между тем крупные общественные катаклизмы меняют не только социальную, но и геополитическую картину мира. К числу таких событий, несомненно, относится Китайская народная революция.
Последняя по времени из числа великих, она завершилась победой в середине XXв. и дает богатый материал для выяснения этого соотношения в ваше время. Она вывела китайский народ на путь преобразования общества на социалистических началах и менее чем за полвека сложного. зигзагообразного развития подняла Китай, в недавнем прошлом полуколониальную страну, унижаемую даже мелкими хищниками-колонизаторами, на уровень структурообразующей величины современного миропорядка.
В первой половине XX в. Китай, будучи одной из самых больших и древних стран мира. занимал вместе с тем одно из последних мест в мировом хозяйстве. В 1937 г., накануне заключительной стадии борьбы за освобождение страны от иностранной зависимости и внутренней реакции, на долю Китая (где жила тогда четверть населения Земли) в мировом производстве приходилось лишь 0,6 % добычи угля, 0,5%, добычи железной руды и менее 0,4% производства чугуна. Лишь 10% промышленной продукции приходилось на предприятия фабрично-заводского типа. Производительные силы этого богатейшего по своим ресурсам государства были скованы пережитками феодализма.
Расчлененная кликами милитаристов на враждующие уделы, страны была лишена возможности оказывать эффективное сопротивление колониальной экспансии и вооруженной агрессия. Используя внутреннюю междоусобицу, иностранные державы поделили Китая на сферы влияния. Япония отторгла от Китая северо-восточные провинции, а затем развязала широкую агрессивную войну, стремясь предупредить захват Китая Соединенными Штатами, державшими под своим контролем центральное правительство.
Нация оказалась на краю гибели. Спасти ее могла лишь народная революция, которая развертывалась в стране под руководством Коммунистической партии Китая. Был образован единый антияпонский фронт, вобравший все здоровые силы нации. На заключительном этапе второй мировой войны совместно с союзниками народ Китая изгнал японских оккупантов.
Когда лидеры гоминьдана отвергли план демократизации страны и попытались, опираясь на американские штыки, пода вить революционное движение. КПК возглавила Народно-освободительную войну, завершившуюся разгромом гоминьдановских армий и поражением американской интервенции. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Победа революции коренным образом изменила международное положение Китая. Внутри страны были пресечены дезинтеграционные процессы, устранены из политической жизни милитаризм и местничество, отменены колониальные привилегии иностранных держав. закреплена консолидация нации, достигнутая в ходе революционной борьбы.
Китайская Народная Республика иступила на мировую арену как влиятельный член мирового сообщества, самостоятельное, единое государство с эффективным правительством, готовым к международному сотрудничеству и способным защищать интересы страны. Вместе с тем геополитические последствия китайской революции оказались более широкими, чем только переход Китая на новую, более высокую ступень в иерархии геополитических величии.
Китайская революция, нанеся сильнейший удар по колониальной системе империализма, дала еще один импульс деколонизации народов Азии, Африки, Латинской Америки. Развитие этого процесса привело к образованию "третьего мира" - группы освободившихся стран, вставших на путь самостоятельного развития. Это была новая сила, геополитическое образование, ставшая вскоре важной составной частью расстановки сил в современном международном мире.
Китай принимал активное участие в становлении "третьего мира" (вспомним хотя бы его роль на Бандуигской конференции 1955г.). Принадлежность КНР к развивающимся странам неоднократно подтверждалась официальным Пекином, а отношения с этой группой стран неизменно остаются в числе приоритетов китайской внешней политики.
По мере укрепления народно-демократической государственности и успехов в экономическом строительстве возрастал вес Китая в мировой политике. Однако прошли десятилетия, прежде чем уже в наше время, на рубеже XXI в., геополитический потенциал китайской революции начал проявляться всесторонне и в полной мере. Чтобы это произошло, потребовался переход на качественно иной уровень основных показателей внутреннего, прежде всего экономического развития.
Произошла к тому же такая перегруппировка международных сил, которая вызвала потребность восстановления геополитического равновесия, нарушенного распадом коалиции социалистических стран, дезинтеграцией Советского Союза и отказом нынешней российской администрации от оставленной ей историей миссии поддержания геополитического равновесия и стратегической стабильности.
Победив внутреннего противника о внешнюю интервенцию, Китай продолжал внутренние преобразования. На этот раз перед китайской революцией встала не менее сложная задача -перевод китайского общества на социалистические рельсы, возрождение Китая как процветающего государства, приведение в соответствие его внутреннего потенциала с положением на мировой арене.
С 1949 по 1956 г. в Китае было восстановлено народное хозяйство, начато плановое экономическое строительство и в основном завершено социалистическое преобразование частной собственности на средства производства. Практическая реализация этих задач открыла возможность перехода к развернутому строительству социализма. Этот процесс, в целом развивавшийся успешно, протекал в крайне сложных внутренних условиях, поставивших китайское руководство перед необходимостью решать колоссальные по трудности проблемы. Еще больше осложнялось положение возникшими трениями между КПСС и КПК, которые переросла в межгосударственный конфликт.
Знаменательно, что именно в это время, в разгар "холодной войны", Вашингтон впервые обратил внимание на изменившийся геополитический вес Китая. Воспользовавшись советско-китайскими противоречиями, осложнявшими международное положение КНР. американская сторона попыталась навязать Китаю роль противовеса Советскому Союзу, использовать растушую китайскую мощь для геополитического давления на своего основного врага.
Внутри страны реакция на трудности социалистического строительства вылилась в левацкие эксперименты. Стране были навязаны сначала " Большой скачок", а затем "Культурная революция". Последняя причиняла особенно большой ущерб, затормозив экономическое, научно-техническое, культурное развитие страны, нарушив международные связи. Понадобилось 10 лет. чтобы здоровые силы КПК справились с левацким течением, покончили с кризисом в партии. Моментом исторического перелома стал Третий пленум ЦК КПК (1978 г.). поставивший задачу модернизации страны с акцентом на экономическое строительство, развитие общественных производительных сил, повышение материального и культурного уровней жизни парода. Как и в начале новодемократической революции, на папе модернизации страны Китайская компартия связала будущее Китая с социализмом.
В 1979 г. Дэн Сяопин сформулировал четыре основных принципа китайской государственности. Эти принципы - социализм, демократическая диктатура народа, руководящая роль партия, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна - были включены в 1982 г. в Конституцию КНР и приобрели силу основного закона. Общие установки Третьего пленума, конкретизированные в дальнейшем в программ) глубоких всесторонних реформ, направленных на совершенствование социализма, вывели экономику КНР на принципиально новый уровень. обеспечивающий широкий фронт развития основных внутренних геополитических параметров (научно-технический прогресс. культурный уровень населения. обороноспособность), определяющих геополитическое поле государства - уровень его влияния на международный мир. Уже занимая 6-е место среди стран мира по совокупной мощи, Китай идет в XXI век как динамичная, быстро развивающаяся держава.
Средства массовой информации, а то и ученые - западные и отечественные - охотно обращаются к сюжету впечатляющего экономического роста Японии или "малых драконов" -Южной Кореи, Тайваня, Гонконга, замалчивая никак не меньшие успехи Китая. В действительности же по темпам развития именно КНР вышел в регионе на ведущее место. За первое десятилетие реформ, с 1980 по 1990 г.ВНП Китая возрастал в среднем на 9% в год, увеличившись в два раза. На 90-е годы планируется новое удвоение и, судя по всему, этот план успешно выполняется: в 1992 г. Экономика Китая выросла на 14%.
Отдав на первом этапе реформ приоритет сельскому хозяйству, Китай покончил с хроническим недоеданием населения и вспышками голода. Имея лишь 7% обрабатываемых площадей мира, он кормит свой народ, численность которого в данное время составляет 22% человечества. За первое десятилетие реформ доходы населения в среднем возрастали на 8,4% в деревне и на 5% в города.
Успехи Китая в области науки и высокой технологии хорошо известны. Американский бизнес, к примеру, считает экономически целесообразным использовать китайские ракеты для выведения на околоземные орбиты коммерческих спутников.
Немаловажно с точки зрения геополитики, что успехи в экономическом строительстве и научно-техническом развитии позволяют Китаю модернизировать без перенапряжения экономики свои вооруженные силы, которые способны теперь адекватным образом реагировать на военные угрозы современные типа. Развёртывание и совершенствование средств обороны, в частности, военно-морских сил, в основном обеспечивается китайской военной промышленностью: она финансируется в объёме 2% ВНП.
Вместе с тем та интересная модель социально-экономического развития, которая как условие реализуется в Китае, импонирует многим странам "третьего мира". В силу этого обстоятельства, а также учитывая полуколониальное прошлое Китая и его место в антиколониальной революции XX в. Он стал центром притяжения для развивающихся стран, в известном смысле надеждой против надвигающейся с севера волны новой колонизации. Важен и тот факт, что с поражением социализма в странах Восточной Европы и в России, с кризисом коммунистического движения в Западной Европе, распадом или деградацией традиционных георетических центров марксизма. Китай становится центром разработки и практической реализации социалистических идей - к нему тяготеют левые движения и социалистические страны.