Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:24, реферат
Алмаз — редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.
Алмаз — редкий, но вместе с тем довольно широко распространённый минерал. Промышленные месторождения алмазов известны на всех континентах, кроме Антарктиды. Известно несколько видов месторождений алмазов. Уже несколько тысяч лет назад алмазы в промышленных масштабах добывались из россыпных месторождений. Только к концу XIX века, когда впервые были открыты алмазоносные кимберлитовые трубки, стало ясно, что алмазы не образуются в речных отложениях.
О происхождении и возрасте алмазов до сих пор нет точных научных данных. Учёные придерживаются разных гипотез — магматической, мантийной, метеоритной, флюидной, есть даже несколько экзотических теорий. Большинство склоняются к магматической и мантийной теориям, к тому, что атомы углерода под большим давлением (как правило, 50000 атмосфер) и на большой (примерно 200 км) глубине формируют кубическую кристаллическую решётку — собственно алмаз. Камни выносятся на поверхность вулканической магмой во время формирования так называемых «трубок взрыва».
Возраст алмазов, по данным некоторых исследований, может быть от 100 миллионов до 2,5 миллиардов лет.
Известны метеоритные алмазы, внеземного, возможно — досолнечного, происхождения. Алмазы также образуются при ударном метаморфизме при падении крупных метеоритов, например, в Попигайской астроблеме на севере Сибири.
И импактные, и метаморфические алмазы иногда образуют весьма масштабные месторождения, с большими запасами и высокой концентрацией. Но в этих типах месторождений алмазы мелки настолько, что не имеют промышленной ценности.
У
древних греков существовало поверье,
что алмазы - это упавшие на землю
осколки звезд. Другие считали их
застывшими слезами богов. Со времени
начала добычи алмазов в Индии 2800
лет назад алмазы очаровывали
людей, неизменно связывавших
От углерода до алмаза путь неблизок.
Миллиарды лет назад на больших глубинах под действием температуры и давления алмазы образовывались из углерода в толще кипящей магмы. Вулканическая магма, в которой происходил процесс кристаллизации, устремлялась к поверхности земли, прорывая поверхностные горизонты и застывала, образуя при этом кимберлитовые трубки. Именно эти трубки и являются сегодня источником большинства алмазных месторождений.
На первом этапе добыча осуществляется открытым способом из карьеров. После того, как карьер достигает определенной глубины, начинаются подземные работы. В связи с эрозией трубок, алмазы часто вымываются подземными водами, попадая затем в реки и на континентальный шельф.
Современные
горнодобывающие методы значительно
модернизировали процесс
Добытые алмазы проходят процесс сортировки и оценки. Алмазы классифицируются по 5000 категориям в зависимости от формы, качества, размера. В мире нет двух одинаковых алмазов.
Существует множество категорий алмазов, от прекрасных камней "чистой воды" до непрозрачных матовых технических алмазов, добываемых на тех же рудниках и ставших, благодаря своей твердости, незаменимыми во многих отраслях промышленности.
Начало современной алмазной промышленности было положено после находок в Южной Африке в конце XIX в. и создания в 1888 г. фирмы "Де Бирс Консолидейтед Майнз". Ныне алмазы добываются в 20 странах на четырех материках. В семерку ведущих стран-производителей алмазов (90% мировой добычи) входят ЮАР, Россия, Ботсвана, Заир, Намибия, Австралия и Ангола. Добыча алмазов также ведется в Бразилии, Гвинее, Венесуэле, Гане, Сьерра-Леоне, Танзании, Индонезии, Индии.
Несмотря на увеличение объема производства за последние годы, общая добыча алмазов со времени их обнаружения и до сегодняшнего дня составляет около 500 т. Из всех добываемых камней лишь 50% являются алмазами ювелирного качества. Немногие из них после огранки превосходят по размеру спичечную головку.
Необработанный алмаз невзрачен, немногие из нас обратили бы на него внимание. Лишь искусство мастера открывает нам его красоту, скрытую от глаз. Огранка требует исключительной точности, ведь риску подвергается и сам камень, и кропотливая работа по его огранке, которая может продолжаться несколько месяцев. В ходе этого трудоемкого процесса камень теряет 50% первоначального веса.
Красота бриллианта зависит от его способности преломлять и отражать лучи света. Огранщик должен нанести грани на камень таким образом, чтобы луч света, отражаемый внутри камня от плоскости к плоскости, выходил через верхнюю площадку камня. Только в этом случае отражение света будет максимальным.
Огранка алмаза начинается с нанесения на камне тонким пером контура "распилки" или "расколки". Затем алмазы либо распиливают на части в направлении, обратном плоскостям спайности кристалла, диском из фосфористой бронзы, шарожированным алмазным порошком, либо раскалывают вдоль плоскостей спайности одним точно рассчитанным ударом. Распиленные или расколотые алмазы обтачиваются по форме будущего бриллианта на станке, где инструментом служит также алмаз.
Окончательная обработка начинается после нанесения граней вращающимся колесом, также шарожированным алмазным порошком. Наиболее распространены 6 видов огранки алмазов: бриллиантовая, маркизная, грушевидная, изумрудная, овальная и сердцевидная.
Огранка алмазов осуществляется во многих точках планеты, но самыми крупными центрами считаются Нью-Йорк, Антверпен, Израиль и Индия. Огранка алмазов как отрасль производства занимает важное место в промышленности этих стран, лишь в Индии огранкой занимаются 750000 человек, в Израиле 10000 огранщиков дают стране 25% общего дохода от экспорта
До
конца XIX века объемы добычи алмазов
в мире были слишком малы, чтобы
существовала возможность формирования
глобального мирового рынка алмазов.
Естественно, сделки с драгоценными
камнями совершались, но они проводились
нерегулярно и осуществлялись только
на уровне либо отдельных личностей,
либо целых государств. В торговых
операциях еще не участвовали
компании мирового масштаба, преследующие
коммерческие интересы - тогда их попросту
не существовало. Контролировать рынок
было просто: спрос на алмазы никогда
был не слишком высоким, зато их цена
была велика. Соответственно, объемы продаваемых
камней не были большими.
С открытием богатейших месторождений
в Южной Африке и с началом "алмазной
лихорадки" начали организовываться
компании, занимавшиеся добычей алмазов.
Добыча алмазов резко выросла, они стали
широко распространенными драгоценными
камнями, и цены на них начали падать. Появилась
необходимость контролировать количество
поступавших на рынок алмазов, а для этого
было необходимо объединять многочисленные
алмазодобывающие предприятия.
Одним из первых это понял основатель
"Де Бирс" выдающийся английский
предприниматель Сесиль
Джон Родс. В 1893 году он принял участие
в создании "Лондонского алмазного
синдиката", объединившего несколько
добывающих компаний. Синдикат преследовал
цели обеспечить продукции своих рудников
определенные преимущества на рынке и
поддерживать определенный уровень цен,
согласуя объем добычи алмазов со спросом
на рынке.
Соглашение удовлетворительно действовало на протяжении приблизительно тридцати лет, вплоть до открытия новых африканских месторождений и развертывания на них работ. Эти алмазоносные площади, в основном расположенные на юго-западе Африки, не контролировались синдикатом. Началась ожесточенная конкуренция, так что синдикат не мог больше осуществлять эффективный контроль над рынком.
Чтобы
исправить положение, в 1925 году был
создан новый, более крупный синдикат,
объединивший алмазные рудники Юго-Западной
и Южной Африки, Анголы и Конго.
Однако правительство Южно-
В конце концов, в 1931 году был заново создан "Лондонский алмазный синдикат". Была введена система квот, и правительство ЮАР согласилось регулировать добычу на государственных рудниках.
Мировой алмазный рынок насчитывает уже сотни лет своей истории. Мистика, таинственность, присущая торговле драгоценными камнями, всегда соседствовала с жестким прагматизмом колониальной политики европейских держав. На протяжении всего XX века центром, определявшим развитие алмазного бизнеса, был Лондон. Корпорация "Де Бирс", будучи мировой монополией, сама определяла, кто имеет право покупать у нее алмазы, а значит, в принципе существовать на рынке, а кто - нет.
Советский Союз как одного из крупнейших в мире производителей алмазов в принципе устраивала одноканальная система сбыта сырья - через "Де Бирс". Картель давал хорошую гарантированную цену Советскому Союзу за драгоценный товар, брал на себя заботы за дальнейший его сбыт, реализацию маркетинговых и рекламных кампаний по всему миру.
Главных принципов, на которых базировалась политика картеля, было собственно два. Первый - бриллиант как символ роскоши всегда должен расти в цене, следовательно, рынок всегда должен испытывать дефицит сырья. Второй - торговать алмазами и гранить их нельзя там, где они добываются. Зависимость разных участников рынка друг от друга на всем протяжении от карьера до ювелирного изделия должна носить еще и географический характер. Африка, Советский Союз, на чьей территории добывались алмазы, зависели от способностей "Де Бирс" обеспечить хорошую цену сырью. Дилеры, огранщики в Бельгии, Израиле, США, Индии, Китае полностью зависели от картеля как поставщика сырья. Монополия обеспечивала стабильность рынка и рост его стоимости.
Однако
ситуация изменилась, и причем довольно
быстро. Прошедшая недавно в Антверпене
международная конференция
Позиция стран Африки заслуживает уважения: на протяжении столетия корпорация рассматривала их в качестве сырьевого придатка своей ресурсной базы. Алмазы стали настоящим проклятьем для многих стран Африки, провоцируя многолетние гражданские войны. Сегодня в большинстве африканских стран - производителей алмазов центральные власти смогли взять под контроль ситуацию и решительно настроены направить "сырьевые", в том числе "алмазные", деньги на восстановление инфраструктуры и социальное развитие.
Поднимая проблему ресурсного национализма, "Де Бирс" косвенно затронула крайне важную тему, фундаментальную для алмазного рынка, но вслух сегодня не обсуждаемую. У бывшей мировой монополии ресурсная база не подкреплена суверенным правом. Если в России государственная компания АЛРОСА добывает алмазы на месторождениях в Якутии или в Архангельской области, то "Де Бирс" - компания семейная в прямом смысле этого слова, к тому же с колониальным прошлым. Поэтому добыча алмазов "Де Бирс" сегодня во многом зависит от политической воли стран Африки или даже местных общин в Канаде.
В этой связи основой нынешней стратегии компании является перенос центра торговли алмазами из Лондона в Африку, а также формирование гранильной промышленности на территории африканских государств, о чем было заявлено на конференции в Антверпене.
Развитие гранильной промышленности в африканских странах - политика весьма неоднозначная. Доходы, полученные бюджетами алмазодобывающих стран, могут быть использованы более эффективно. Гранильная промышленность по своей доходности - последняя отрасль, куда стоит инвестировать деньги с точки зрения национальной экономики. По расчетам ряда экспертов отрасли, запустив в оборот 550 миллионов долларов США бюджетных средств, та же Ботсвана, крупнейшая алмазодобывающая страна в мире, получит 1,2 миллиона долларов США налогов (в самом лучшем случае) и создаст рабочих мест всего на 27,5 миллиона долларов США при значительном уровне коммерческого риска. Весь "социальный эффект" укладывается в 1 - 1,5 процента от годового экспорта алмазов из Ботсваны, и его можно достичь без всякого риска, просто увеличив экспортную пошлину на эту величину. Негативный опыт создания национальной гранильной промышленности в Африке уже имел место. После падения режима апартеида (1994 г.) Алмазный Совет ЮАР выдал свыше 1000 лицензий на открытие гранильных предприятий чернокожим гражданам страны, подавляющее большинство этих фирм быстро разорилось, остальные занимались исключительно дилерской деятельностью.