Вексель в гражданском обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать сущность векселя и проблемные аспекты вексельных правоотношений, сущность и значение векселя в гражданском обороте.
Поставленная цель работы достигается путем реализации следующих задач:
- исследовать историю становления вексельных отношений в зарубежных странах, появления векселя в России и развитие вексельных отношений, вплоть до настоящего времени;
- проанализировать юридическую природу векселя;
- рассмотреть источники правового регулирования вексельных отношений в Российской Федерации;
- раскрыть содержание понятия «вексель», его сущность и реквизиты;
- осуществить классификацию векселей;
- исследовать накопившуюся за десять лет существования в России вексельных отношений судебно-арбитражную практику;
- рассмотреть сложившуюся проблематику вексельных отношений в Российской Федерации;
- раскрыть сущность вексельных правоотношений;
- сделать анализ вексельного обращения

Содержание работы

Введение 3
Боби 1. Вексел ҳамчун қоғази қимматнок 7
1.2. Мафҳум ва моҳияти вексел 16
1.3 Таснифи векселҳо 19
Боби 2. Танзими ҳуқуқии амалиётҳи векселӣ 26
2.1 Намуди амалиётҳо бо вексел 26
2.2. Ситониш аз рӯи вексел 37
Глава 3. Хусусиятҳои муносибатҳои векселӣ 65
3.1 Мавзӯи ӯҳдадории векселӣ 65
3.2 Мазмуни муносибатҳои векселӣ...................………………………………...69
Хулоса........………………………………………………………………………….72
Рӯйхати адабиётҳои истифодашуда 74
Замимаи 1......….……………………………………………………………………79
Замимаи 2 80
Приложение 3 81
Приложение 4……………………………………………………………………….82
Приложение 5……………………………………………………………………….83
Приложение 6……………………………………………………………………….86

Содержимое работы - 1 файл

Вексель в гражданском обороте.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

Форфетирование –  термин, обычно употребляемый для  обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем, те которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfeit» французского происхождения и выражает отказ от прав, что и составляет самую суть операций по форфетированию.

При форфетировании продавец защищает себя от любого регресса включением в требование, например, переводной вексель, слов «без оборота» в индоссамент.

Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер. Он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфейтеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами.

Обычно форфетированию подлежат торговые тратты или простые векселя, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована. Менее употребительные формы включают аккредитив и вытекающие из него отсроченные платежи. Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового финансирования в течение длительного времени и свойственной им операционной простоте.

Если импортер не является первоклассным заемщиком, пользующимся несомненной репутацией, то любая  форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфейтера.

Выполнение этого условия  особенно важно, если рассматривать  сделку под углом зрения ее необратимости, так как в случае неплатежа со стороны должника, форфейтер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

Форфетирование –  наиболее часто применяемая и  важная из среднесрочных сделок, поскольку  охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

При форфетировании покупка  векселей осуществляется за вычетом (дисконтом) процентов, авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удовлетворительное изготовление и поставку товаров, и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования.

Следующие два соображения  определили преобладание векселей:

- известность, т.к. эти виды обязательств в ходу во всем мире со средних веков. Многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет к значительному облегчению общения участвующих сторон и, как правило, способствует быстрому и беспрепятственному осуществлению операций;

- согласованная на международном уровне правовая основа, заложенная Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской конференцией в 1930 году. Эта конвенция – четкий кодекс практических действий. Хотя конвенция подписана лишь представителями стран-участников, она разработала принципы, позднее воспринятые законодательством большинства торгующих государств.

Возвращаясь к двум наиболее распространенным видам негоциируемых документов, следует отметить, что при форфетировании между простыми и переводными векселями существует с юридической точки зрения различие интересов участников. Это относится к оговорке «без оборота» и отражается в Международной конвенции о коммерческих векселях, устанавливающей, что индоссант простого векселя обладает законным правом освободиться от любого обязательства на основании оговорки об отсутствии обратного требования в его индоссаменте. В случае переводного векселя кредитор выступает как векселедатель и потому, с точки зрения права, всегда ответственен, безотносительно к тому, напишет ли он на векселе какое-либо исключающее это правило распоряжение. На практике это создает несколько проблем.

Простые или переводные векселя, акцептуемые при форфетировании, почти всегда сопровождаются банковским страхованием в виде обычной гарантии или аваля. Гарантом, как правило, выступает действующий на международном рынке и известный форфейтеру банк, являющийся резидентом в стране импортера и способный подтвердить платежеспособность импортера. Такая гарантия важна не только для уменьшения риска форфейтера, но также для того, чтобы при необходимости иметь возможность переучета обязательств на вторичных рынках ссудных бумаг. Гарантии и аваль, в сущности, просты: оба вида в их простейшей форме выступают, как обещание платить некую сумму на определенную дату в случае неплатежа исходного должника. Применение в качестве обеспечения обязательств «бюргшафта» (поручительства) несколько сложнее.

Аваль выписывается прямо  на каждом векселе или тратте, для  чего на них достаточно сделать надпись  «per aval» и подписаться под ней (на переводном векселе надо указать также наименование исходного должника, в пользу которого произведен аваль).  

Бюргшафт (поручительство) – объявление обязательства, привязанного к определенному контракту. По причине  зависимости от правового обоснования  нижеследующего контракта эта форма  гарантии при форфетировании менее употребительна.

2.2 Взыскания по векселю

 

Практика вексельного  обращения ставит ряд вопросов и  проблем, незначительных на первый взгляд, но таких, которые могут повлечь  неблагоприятные последствия для  участников вексельного рынка. Одна из них состоит в процедуре  передачи векселя его держателем векселедателю при его оплате. Какова она может быть?

Первый вариант –  по требованию векселедателя держатель  передает ему вексель по акту приема-передачи, то есть вексель находится у векселедателя. Данный вариант наиболее распространен, так как он закреплен в положениях об обращении векселей банков и большинства эмитентов. Это обосновывается тем, что векселедатель должен проверить подлинность векселя.

Указанный вариант опасен для кредитора.

Во-первых, законным векселедержателем  является другое лицо – сам векселедатель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых, векселедатель  может не оплачивать вексель (отбросим случаи недобросовестности, хотя и  они нередки) по причине отсутствия денежных средств. Кредитор в данном случае лишен возможности опротестовать вексель, так как нотариус делает запись о протесте на самом векселе. Таким образом, кредитор будет лишен права защищаться в соответствии с вексельным законодательством (в частности, права на трехпроцентную пеню за каждый день просрочки платежа).

Судебная практика (например, «Практика рассмотрения межмуниципальными  судами г. Москвы гражданских дел  по спорам, связанным с обращением ценных бумаг») подтверждает эти опасения: Мосгорсуд полагает необоснованным рассмотрение дел о взыскании  сумм по векселям без наличия самих векселей. По мнению Мосгорсуда, в таком случае у суда нет оснований для применения Положения о переводном и простом векселе и права кредитора подлежат защите в общегражданском порядке (соответственно кредитор имеет право на проценты, предусмотренные ст.395 ГК РФ, что значительно меньше, чем по Положению о векселях).

Приедем другой пример из практики:

Старательская артель «Саяны»  обратилась в Арбитражный суд  города Москвы с иском о взыскании  с закрытого акционерного общества «Регитон» (далее – ЗАО «Регитон») – векселедателя и акционерного коммерческого банка «Общий» (далее – АКБ «Общий») – авалиста 2568333 рублей, из которых 2000000 рублей вексельной суммы, 113666 рублей 67 копеек годовых, 56833 рубля 34 копеек пеней по простому векселю серии A №0047 и 397832 рубля 99 копеек убытков. Старательская артель предъявила подлинный вексель к платежу векселедателю – ЗАО «Регитон», которое по акту от 23.04.97 приняло его, но не оплатило, а впоследствии уничтожило.

Решение принималось на основании светокопии векселя, на которой усматривается совершение аваля с проставлением печати с оттиском АКБ «Общий».

Если в качестве авалиста выступает юридическое лицо, то аваль  подписывается уполномоченным представителем этого лица. Проставление аваля на векселе оспаривалось банком. Доказательств того, что подпись на векселе в качестве авалиста была поставлена одним из уполномоченных представителей банка, истцом не представлено. Подлинный вексель авалисту не предъявлялся и был уничтожен векселедателем. При таких обстоятельствах не имелось правовых оснований для возложения ответственности на акционерный коммерческий банк "Общий"».

В качестве комментария  к данному делу можно выделить:

Банк-авалист (давший вексельное поручительство) может нести ответственность (солидарную с векселедателем) при условии доказанности проставления им (уполномоченным его представителем) аваля на векселе. Таких доказательств – истец – суду не представил. Подлинный вексель авалисту не предъявлялся. Векселедатель (ответчик) принял подлинный вексель к оплате, но не оплатил, а впоследствии уничтожил. Решение суда об удовлетворении иска за счет векселедателя и об отказе в иске к банку-авалисту признано правильным.

Но вернемся к рассмотрению вариантов взыскания по векселю.

Другой вариант – вексель остается у держателя. Предположим, что векселедатель в присутствии держателя убедился в подлинности представленного ему для оплаты векселя, после чего производит платеж, как правило, в безналичном порядке.

Должник несет риск вследствие того, что в течение срока прохождения платежа держатель передаст вексель другому лицу, которое, в свою очередь, будет иметь все права на повторное предъявление векселя к платежу. Разумеется, первоначальный кредитор, на счет которого поступили денежные средства, виноват. Суд подтвердит это, но реальное исполнение решения суда вызывает сомнения. Возможно даже уголовное преследование виновных за хищение путем мошенничества.

Третий вариант - векселедержатель и векселедатель договариваются о том, что вексель помещается в депозит банка, который выдает его должнику после предъявления документов об оплате векселя. Такой вариант наиболее безопасен из встречающихся в практике, но, тем не менее, он не лишен недостатков. Во-первых, депозитарием должен быть солидный банк, авторитетный и для должника, и для кредитора. Во-вторых, услуги подобного банка недешевы. В-третьих, предъявление документов об оплате не означает получение платежа кредитором.

Рассмотрим перечисленные  варианты с точки зрения действующего законодательства. Согласно ст. 39 Положения о переводном и простом векселе (далее – Положение) плательщик при оплате векселя может потребовать, чтобы он был вручен ему держателем с распиской в получении платежа.

Аналогичные положения  содержатся и в гражданском праве. Так, в соответствии со ст. 408 ГК РФ кредитор (в данном случае векселедержатель), принимая исполнение, обязан по требованию должника (векселедателя) выдать ему расписку в получении исполнения полностью или в соответствующей части. Если должник выдал кредитору в удостоверение обязательства долговой документ (каковым и является вексель), кредитор, принимая исполнение, должен вернуть этот документ, а при невозможности возвращения указать на это в выдаваемой им расписке. Расписка может быть заменена надписью на возвращаемом долговом документе. Важно именно то, у кого находится вексель, так как нахождение долгового документа у должника удостоверяет, пока не доказано иное, прекращение обязательства.6

При отказе кредитора  выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение. В этих случаях кредитор считается просрочившим.

Таким образом, и вексельное, и гражданское законодательство однозначно закрепляют право векселедателя  потребовать вручения векселя при получении платежа.7 В этой связи требует разрешения вопрос: в какой момент обязательство векселедателя считается исполненным?

Сумма займа считается  возвращенной в момент передачи ее займодавцу или зачисления соответствующих  денежных средств на его банковский счет, если иное не предусмотрено договором займа (п.3 ст. 810 ГК РФ). Данное положение применимо и к вексельным отношениям, так как вексель может выдаваться в подтверждение договора займа (п.2 ст. 808 ГК РФ) и согласно ст. 815 ГК РФ правила, регулирующие договор займа, распространяются на вексельные отношения постольку, поскольку они не противоречат вексельному законодательству.

Положение не содержит норм, указывающих, что считать моментом оплаты вексельного обязательства. Поэтому справедлив следующий вывод: векселедатель считается исполнившим свое обязательство по уплате денежной суммы в момент зачисления соответствующих денежных средств на банковский счет векселедержателя или в момент передачи ее векселедержателю (если это физическое лицо или юридическое, но сумма не превышает двух миллионов рублей).

Исходя из этого, требование векселедателя к векселедержателю передать ему (векселедателю) вексель  для последующей оплаты незаконно, так как даже в случае оформления платежного поручения должник не считается исполнившим свою обязанность уплатить денежную сумму. Следовательно, векселедержатель имеет право не передавать вексель и такие действия не считаются просрочкой кредитора. Векселедатель должен будет возвратить вексель должнику только после зачисления денежных средств на свой счет.

Информация о работе Вексель в гражданском обороте