Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:27, контрольная работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчёты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Введение 3
Глава 1. Банк: понятие, виды, функции. 6
Глава 2. Современная структура банковской системы России. 15
Глава 3. Проблемы функционирования банковской системы России на современном этапе . 21
Заключение 33
Список использованной литературы
Ряд коммерческих банков выбрали для себя стратегию быстрой универсализации, хотя первоначально являлись узкоспециализированными. В рамках политики универсализации многие новые банки, для того чтобы выжить, осознанно проходили четыре этапа развития операций. Первый этап – начальный, "ростовщический", когда основная деятельность заключалась в привлечении депозитов и размещении их в ссуды. На втором этапе депозитно-ссудные операции дополнялись расчетно-кассовыми. На третьем этапе в развитие всего спектра операций коммерческого рынка банк создавал разветвленную внутреннюю организационную структуру. Наконец, на четвертом этапе банк начинает проводить внешнеэкономические операции, осуществлять первые сделки с ценными бумагами, создавать филиальную сеть и выделять специализированные структурные подразделения в дочерние предприятия. В последующем, при благоприятном стечении обстоятельств, такое развитие может привести к созданию кредитного банковского объединения.
Началось быстрое развитие нетрадиционных операций, направленных на всемерную диверсификацию услуг, предоставляемых банками клиентам. Это прежде всего операции с ценными бумагами, управление имуществом по поручению, выполнение по поручению операций, относящихся к внутренней компетенции клиента, – ведение бухгалтерского учета, кассового и финансового хозяйства, осуществление планово-финансовых и других управленческих функций. Одновременно более активными стали специализированные банки, создание которых связано с появлением новых видов рынков в России и инициативой коммерческих структур, действующих на этих рынках. Речь идет о биржевых, ипотечных, страховых, муниципальных и других банках, осуществляющих кредитно-расчетное и иное обслуживание соответствующих операций и предприятий.[9, C.15]
Все более расширяющейся практикой становится переключение части денежных активов банка на вложения в реальное имущество, увеличение доли в активах банков вложений в недвижимость, интеллектуальную собственность, права пользования, предметы искусства и т.д. Неприбыльность таких вложений преодолевается передачей объектов собственности в аренду, рекламными результатами этих акций либо последующей перепродажей по ценам, превышающим стоимость покупки, что предохраняет активы от инфляционного обесценения. Тем же задачам служат расширение валютных оборотов в коммерческих банках и увеличение доли активов в иностранной валюте, трансформация их в валютную форму из рублевой.
Все более интенсивное развитие получает фондовое направление банковской деятельности. Банки стали увеличивать долю своих активов, вложенных в предприятия и организации, которые обеспечивают сохранность банковского капитала в условиях инфляции, а также дают возможность доступа к дополнительным материальным ресурсам, имуществу, правам пользования.
Коммерческие банки находили и другие возможности активизации своей деятельности с целью достижения более устойчивого финансового состояния.
В структуре рынка в ближайшем будущем не предвидится серьезных изменений. Мелким и средним банкам сложно конкурировать с крупными, тем более что Центральный банк Российской Федерации постоянно принимает меры, заставляющие их думать о консолидации. Еще один фактор, подтверждающий эту точку зрения, - нестабильность многих крупных банков, проявившаяся в кризис. Усиление концентрации банков можно ожидать в течение следующих 6-8 лет, затем последует снижение.[11, C.6]
3. Проблемы функционирования банковской системы России
За последние месяцы 2010 года ситуация и в российской, и в мировой экономике в целом изменилась в лучшую сторону. По сравнению с острой фазой глобального кризиса, начавшегося в августе 2006 года в США и плавно охватившего всю мировую экономику в течение 2007-2008 годов. Однако не следует забегать вперед и утверждать, что кризис уже позади. Возможны рецидивы. То и дело возникающие в российском реальном секторе экономики непростые ситуации свидетельствуют о том, что еще не все негативные тенденции преодолены. Тем не менее, регрессивные процессы явно пошли на убыль, появились первые позитивные наметки [6, C.18].
Стала явной необходимость изменений в экономической политике государства. Эта политика должна отражать сегодняшнюю реальную ситуацию и злободневные задачи, помогать восстановлению экономики, и в первую очередь производства, которое особенно сильно пострадало в период кризиса. И, разумеется, нужно учесть в предстоящей работе опыт пережитого кризиса.
Первая важнейшая задача, для которой надо искать решение, - восстановление кредитования населения и предприятий. Необходимо сделать его доступным как по стоимости, так и по объемам предоставляемых займов. За время экономического спада объемы кредитования очень сильно сократились, особенно в потребительском и инвестиционном секторах, а процентные ставки достигли запредельных уровней. Это имело и объективные, и субъективные основания.
То, что резко возросли риски, и многим людям и предприятиями было не до дорогих покупок, не до инвестиций, - это объективный фактор. А вот то, что в разгар кризиса наши финансовые власти повышали ставку рефинансирования и ограничивали объемы кредитования – это субъективный фактор, который сыграл крайне негативную роль.
Сегодня ситуация другая. Есть большой потенциал для увеличения потребительского спроса, потребительского кредитования, что расширяет рынок сбыта для наших предприятий. Есть возможность и для значительного увеличения инвестиций. Это основа перехода к новому этапу экономического роста. Но подобные процессы необходимо подкрепить финансовыми ресурсами.
В настоящее время стоимость кредитов снижается. Банк России несколько раз понижал ставку рефинансирования, довел ее до рекордно низкого для страны уровня. Это в том числе и результат диалога финансовых властей с законодателями и с банковским сообществом. Но если сравнивать Россию с другими развитыми странами, то сегодняшний уровень ставки рефинансирования все еще высок. Да и стоимость кредита для конечного заемщика снижается недостаточно быстро. Для физических лиц, для малого бизнеса, для предприятий реального сектора получить кредит трудно и дорого. А это ведет к потере темпа в восстановлении экономики.
Во время кризиса те предприятия, для которых это было вопросом выживания, брали дорогие кредиты. Но когда ситуация более менее стабилизировалась, все начинали считать деньги – прикидывать, во что обойдется обслуживание кредита. Если процентные ставки высокие, значит, кто-то отложит покупку автомобиля, где-то собственники завода откажутся от строительства нового цеха, от закупки нового оборудования, от переоснащения своего производства. И это в масштабе нашей страны складывается в немалые потери.
На взгляд председателя Совета Федерации РФ С.М. Миронова, на ближайшие два-три года приоритетом денежно-кредитной политики должно стать стимулирование экономического развития, инвестиционной активности реального сектора и расширение операций банковской системы. Тем более, что для этого сейчас складываются благоприятные условия: уменьшилось инфляционное давление, значительно сократился отток капитала и натиск на рубль, на фоне более оптимистических ожиданий инвесторы готовы к более активным действиям.
В связи с этим особенно острым становится вопрос о функциях и роли Банка России в макроэкономической стабилизации. Уроки кризиса дают основание для целого ряда важных выводов, для того, чтобы по новому взглянуть на многие стороны в работе этого важнейшего финансового государственного института. Конституция РФ и законодательство, регулирующее деятельность Банка России, называют его основной функцией защиту и обеспечение устойчивости рубля. Это, конечно же, правильно. Но основная – не значит единственная. Да и устойчивость рубля имеет разные измерения. Можно говорить о стабильности валютного курса, а можно – об устойчивости покупательной способности. В период экономического роста эти нюансы не так заметны, но в условиях кризиса играют очень большую роль.
Если посмотреть, как определены задачи центральных банков в других государствах, то видны довольно важные различия. Например, в Европейском центральном банке и в странах Евросоюза акцент делается в первую очередь на поддержание ценовой стабильности. В Японии речь идет о поддержании стабильности финансовой системы. Перед Федеральной резервной системой США ставится задача поддержания макроэкономического равновесия. Это не просто тонкости формулировок, а конкретные функции, которые имеют большое значение и для нашей страны.
Во время кризиса стало понятно, насколько важно и благотворно для всей экономики было бы более широкое участие Банка России в решении задач макроэкономической стабилизации. Однако приоритет ограничительной антиинфляционной политики привел к неоднозначным действиям и последствиям с точки зрения экономики в целом.
Конечно, нельзя начинать безоглядно перекраивать очень тонкие правовые нормы и механизмы, которые действуют в этой сфере. Но с учетом уроков кризиса и задач послекризисного развития, здесь есть предмет для размышлений и для обсуждения возможных направлений развития законодательства в будущем. В первую очередь представляют интерес предложения банковского сообщества, а главное - самого Банка России, который внимательно изучил опыт собственной работы во время кризиса.
Проблемы и задачи российской банковской системы в период выхода из кризиса сложны и объемны. Есть очень острые вопросы по расчистке долгов, по расширению ресурсной базы банковской системы и еще по целому ряду направлений.
Вице-президент Ассоциации российских банков А. И. Милюков предложил сосредоточить внимание только на одной проблеме - кредитовании, так как в настоящее время именно она внушает наибольшую тревогу. Но, не улучшив дела в производстве, нельзя поправить дело с кредитами. Ситуация такова: в условиях спада производства надежные заемщики, как правило, перекредитованы; усиливается тенденция досрочного погашения долгов; многие компании не знают перспектив рынка и опасаются обременять себя долгами; примерно половина «плохих» кредитных предприятий не обращается в банки, так как это бесполезно. Постоянно анализируя обстановку в банках, эксперты заявляют, что развернуть масштабного кредитования те объективно не могут.
Вторая проблема низкого уровня кредитования - отсутствие «длинных» ресурсов. Эта проблема в нашей стране актуальна уже довольно давно. О ней ведутся разговоры на заседаниях Ассоциации российских банков последние 4—5 лет. Но самое тревожное, что частный долг корпораций растет — они обращаются к зарубежным кредитам, а не к внутренним ресурсам. Внутренними ресурсами финансовые власти по-прежнему распоряжаются крайне непродуктивно. Отсюда и возникает та самая кредитная зависимость. Год назад сделаны расчеты: прямые иностранные инвестиции в Россию — только 25 %, а кредитные ресурсы банкам — 75 %. Долговая кредитная зависимость больно ударила по нашей экономике в условиях кризиса. А ведь во многих развивающихся странах положение обратное.
Поэтому от этих общих разговоров, которые ведутся по долгосрочным ресурсам, надо переходить к конкретным шагам. Первоочередные шаги — максимальное использование внутренних рублевых ресурсов, расширение возможности Внешэконобанка (ВЭБ) по увеличению субординированного кредитования.
Следует увеличить использование средств пенсионных фондов, расширить ипотеку, выпуск ценных бумаг. Пора, принять законы, разрешающие банкам работать с долгосрочными вкладами населения.
Капитал банковского сектора можно увеличивать ежегодно на 20-25 %. Проведение мероприятий по страховым компаниям, по пенсионным накоплениям и т.п. дало бы возможность наращивать кредитование на 25-30 % в ближайшие три года.
Сдерживает кредитование и наличие плохих кредитов. Причем оценки в этом плане разные. Есть данные, которые показывают, что стандартный курс — 20—35%, Альфа-Банк считает, что он равен 25-30%, Банк России — 12%, Минфин России - 10%. Оптимальный уровень — 10— 12 %. Но все дело в том, что никто не знает реальной ситуации с плохими кредитами. Представители банков в регионах эти кредиты воспринимают как «мину замедленного действия», которая еще неизвестно как проявится через полгода, через год. Реструктуризация во многих случаях прошла поспешно. Можно ожидать, что около половины реструктуризированных кредитов не будут возвращены [3, C.57].
Важная проблема — законодательная защита кредиторов. Ее нерешенность также сдерживает кредитование.
Наконец, последняя проблема — это низкая конкуренция в экономике и в банках. Вообще, если на рынке отсутствует должная конкуренция, то это даже хуже, чем социалистическая плановая система. Не секрет, что рынок может быть активным (это касается и банков), только если есть конкуренция. Но необходимо понимать, что искусственное административное давление еще более убивает конкуренцию, снижает накал борьбы за эффективного заемщика.
В настоящее время идет процесс адаптации российского банковского законодательства к международному. Ассоциация российских банков выступает за такое последовательное приближение наших норм и требований по формированию резерва к международным на основе мотивированного обсуждения, с учетом всех обстоятельств и фактов. Это позволит производить адекватную оценку кредитных рисков банков, и, соответственно, кредитные портфели банков станут более прозрачными для Банка России и всех заинтересованных пользователей.
Пока рано говорить о том, что все кризисные проблемы решены и можно восстанавливать старые или вводить новые механизмы, ужесточающие требования к банкам. Это тема не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. К ней целесообразнее вернуться, когда страна с уверенностью будет смотреть в завтрашний день.
Информация о работе Банковская система России на современном этапе