Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:00, реферат
Профессионально-этический кодекс (далее – Кодекс) – императивно-ценностная декларация базовых профессий научно-образовательной деятельности университета: преподавателей, научных работников, профессоров-администраторов, самообязательство университетских профессионалов, ориентир самопознания и саморегулирования профессии.
Профессионально-
Тюменского
государственного нефтегазового
университета
ПРЕАМБУЛА
Профессионально-этический кодекс (далее – Кодекс) – императивно-ценностная декларация базовых профессий научно-образовательной деятельности университета: преподавателей, научных работников, профессоров-администраторов, самообязательство университетских профессионалов, ориентир самопознания и саморегулирования профессии.
Проблемная ситуация. Современное общество предъявляет научно-образовательной деятельности университета вызовы, создающие напряженные профессионально-нравственные ситуации:
* массовизация высшего образования, его трансформация в коммерциализированную индустрию «образовательных услуг», провоцирует снижение требований к абитуриентам, студентам, преподавателям;
* самоидентификация университетов как бизнес-корпораций провоцирует конфликт между миссией высоких профессий, несущих перед обществом повышенную ответственность, и требованиями корпоративной этики;
* процесс девальвации профессионально-нравственных ориентиров научно-образовательной деятельности университетов (то, что еще недавно считалось постыдным, сегодня для многих становится нормой), формирует внутренний конфликт сообщества: профессиональная деятельность – исполнение долга или «деловое предприятие»?
Мотивы и намерения. Кодекс – этический документ профессии. Не просто «рода занятий, не допускающего любительства», «специальности, требующей высокой квалификации». Кодекс определяет профессию как противоположность и ремеслу, и бизнесу и относит ее к типу деятельности, предполагающему профессиональное призвание, служение, саморегулирование через этические кодексы. «Дух» профессии выражает двойное назначение профессиональной этики: представлять коренные интересы профессии, защищать свободы и достоинство профессионалов – и, через эффективное осуществление профессией своей миссии, проводить интересы общества.
Кодекс - сигнал университетских профессионалов о необходимости кредита доверия со стороны общества. И, одновременно, сигнал «профессионалам», для которых научно-образовательная деятельность все больше становится «деловым предприятием».
Кодекс – способ защититься от огульно негативных образов университетского профессионала и ответить на рациональные претензии общества по поводу его добросовестности, честности и компетентности.
Кодекс – способ моральной рефлексии университетских профессионалов о напряженных ситуациях научно-образовательной деятельности.
Кодекс – шанс удержания миссии профессии в ситуации доминирования установок корпоративной этики, по своей природе чреватой подавлением индивидуального профессионально-нравственного выбора.
Кодекс - «демонстрация флага» университета, его заботы о своей репутации и конкурентоспособности, прямо зависящих от престижа и репутации базовых профессий научно-образовательной деятельности.
Формат. Кодекс - этический документ небюрократического назначения. Своим форматом он противостоит некомпетентности в предъявлении требований к университетскому профессионалу «от имени профессиональной этики», спекуляциям на мотивации высокой профессии.
Устав университета, должностные инструкции для персонала, документы менеджмента качества и другие средства административного регулирования предписывают строго регламентированное поведение безотносительно к моральному выбору субъекта и потому обеспечивают скорее легальность поведения.
Не являясь ни «добровольным ошейником», ни инструментом «моральной полиции», декларированные Кодексом ценности – предмет внутреннего решения. Но не частного лица, а профессионала. Отвечающего перед профессией и за профессию, которой общество доверило саморегулирование.
* Формат Кодекса определен установкой на реально-должное: содержащиеся в нем нормы соответствуют профессионально-нравственным ситуациям, складывающимся в координатах здесь и сейчас. В то же время установка на реально-должное не означает попустительского оправдания нравов ссылками на «трудные обстоятельства».
Формат
Кодекса предполагает культивирование
компетентности университетского профессионала
в проблемах морального выбора. Но предлагаемые
Кодексом ориентиры не избавляют профессионалов
от самостоятельного решения профессионально-нравственных
конфликтов. Кодекс – своеобразная лоция
для творческого морального выбора в конкретных
ситуациях научно-образовательной деятельности.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
Университетский профессионал – субъект морального выбора. Преподаватель, научный работник, университетский администратор – не просто объекты внешних требований, «исполнители функции», дисциплинированно следующие должностным инструкциям. Они – субъекты морального выбора:
- осознанно принимающие мировоззренческое решение как относительно сложившихся в профессии нравов, так и отстаиваемых ею нравственных норм: последовательно исполнять профессиональный долг? предпочесть позицию «двойной морали»? цинично согласиться с профессиональными деформациями?
- лично приверженные ценностям своей профессии, они не делегируют персональный профессионально-нравственный выбор своей организации;
- готовые проводить ценности профессии через нравственно-конфликтные ситуации, требующие ради следования одной из моральных норм поступиться другой. Типичные ситуации такого рода: противоречие требований профессиональной этики - и этики организации; столкновение ценностей высокой профессии - и требований от имени «интересов университета», идентифицирующего себя как бизнес-корпорацию по оказанию образовательных услуг; противоречие требований профессиональной этики - и требований общественной морали; конфликт норм в рамках профессиональной этики.
Служение в профессии. Ценность Служения Делу прямо не заложена в административных документах университета. Возвышение службы до служения - персональная задача университетского профессионала. Пафосное слово «служение» - не заносчивость касты, а ориентация на миссию высокой профессии.
Характеристика высокая противостоит тезису «все профессии обслуживают», выделяя особые профессии, которым общество намеренно дает не просто «функцию», но миссию. И, вместе с такой избранностью - сверхнагрузку. Не от администрации, а от собственного понимания профессионалом природы его деятельности.
Установка на служение в высокой профессии предполагает, что университетский профессионал не просто исполняет работу в рамках элементарной порядочности, которая обращена к каждому человеку, но готов поднять планку моральных требований к себе. Понимая, что ценность служения в профессии не поддается стоимостному определению - как правило, она больше того, что экономика соглашается выплатить университетскому профессионалу. Сознавая, что мотивация высоких профессий – не просто «жизнь за счет профессии», но, во многом, “работа на вечность”. И даже в сложных рыночных обстоятельствах миссия науки и образования как гуманистически мотивированных профессий не отменяется.
Профессиональный успех. Профессия поощряет мотивацию достижения, стремление к вершинам успеха, культивирует чувство гордости за достигнутое. В ситуации столкновения одновременно практикуемых в профессии стратегий выживания и агрессивно-циничного успеха, Кодекс поддерживает как тех университетских профессионалов, кто понимает необязательность совпадения профессионального успеха с «денежным», или вообще не ориентирован на распространенные критерии успеха, так и тех, кто амбициозен и нуждается в моральном оправдании своей ориентации на успех.
Кодекс поддерживает мотивацию достижения, регулируемого нормами этики успеха. Истинный профессионал обязан своим успехом не свободе от моральных ограничений, стихии аморализма, а достойному моральному выбору. Стремление к достижениям предполагает особую заботу о соответствии целей и средств в достижительном процессе требованиям морали.
Своим успехом профессионал обязан не просто удаче-везению, стечению обстоятельств, а собственным достижениям, принимая на себя ответственность и за свой неуспех: он может «терять почву под ногами», но не ищет виноватого, отстаивая свое видение успеха как удела личного выбора и ответственности.
Кодекс
полагает ограниченной оценку профессионального
успеха лишь по уровню материального дохода:
она уместна скорее в бизнесе. Педагог
и исследователь прежде всего «успевают»
в таком трудно исчислимом вознаграждении,
как исполнение призвания, в успехах своих
студентов и аспирантов.
ИМПЕРАТИВЫ ПРОФЕССИИ
Профессионально-этическая компетентность. Не существует некоей исключительной этики, которая бы освобождала университетских профессионалов от моральных обязательств, лежащих на всех людях вообще. Более того, Кодекс предъявляет к профессионалам особые требования.
Компетентность университетского профессионала не исчерпывается уровнем владения специальностью, «функциональной», «операциональной» стороной профессионализма. Университетский профессионал принимает на себя ответственность не только за правильное исполнение работы, но и за исполнение правильной работы. Правильной с точки зрения профессионально-этических ценностей научно-образовательной деятельности - без «скидки» на массовизацию университетского образования, включенную в индустрию «образовательных услуг».
Правильной с точки зрения дисциплины знания. Знание, определяемое как истинное и правильное, по сути своей и методу его получения налагает на университетского профессионала неизмеримо более строгие обязательства, чем административные требования: добывание и распространение такого знания дисциплинирует профессионала в большей мере, чем регламенты и инструкции.
Императив профессионально-этической компетентности предполагает готовность и способность университетского профессионала:
* не только узнавать ситуации выбора, но и рационально формулировать его альтернативы и принимать решение исходя из принципа, что нравственное достоинство средств не менее значимо, чем их эффективность;
* определять и соблюдать пределы власти, которой располагает преподаватель над студентом, ученый – над человечеством, администратор – над преподавателями, учеными и студентами;
* противостоять конфликтогенной трактовке университетского образования в терминах сферы обслуживания: университетский профессионал не отождествляет себя с продавцом услуг и потому считает недопустимым понижать высокую планку Знания.
Профессионально-этическая компетентность в деятельности преподавателя. Педагогическая деятельность в университете лишь внешне похожа на деятельность школьного учителя. Но студент – не школьник и профессор – не учитель. Студент мотивирован на те знания, которыми обладает профессор, зная, какого рода эти знания и для какой цели он хочет их приобрести. Воспитательное воздействие профессора интегрировано в обучение: профессор призван развивать нравственную рефлексию студента, ориентировать его на ответственное поведение в будущей профессии и жизни в обществе.
* Реальная ситуация ставит преподавателя перед выбором: рассматривать себя как продавца образовательных услуг - или как деятеля высокой профессии, академическая добросовестность которого значима и сама по себе, и для обеспечения эффективности и качества преподавания.
Выбор преподавателя в пользу академической добросовестности предполагает последовательное исключение форм нечестного поведения, подрывающих не просто качество, но и смысл образования: продажа студентам контрольных, курсовых, дипломных работ; попустительство посредством зачета работ, не являющихся результатом их собственного труда, или учетом «связей» студентов для получения более высокой оценки; упрощение содержания учебного курса.
Выбор преподавателя в пользу академической добросовестности предполагает, что в стремлении к степеням и званиям он основывается на законных, прозрачных, справедливых критериях, исключающих предъявление к защите квалификационных работ, которые не являются результатом его собственного труда, в том числе, обладающих признаками воровства (плагиата), использование родственных или служебных связей для получения искомых степеней и званий и т.д.
Академическая добросовестность преподавателя предполагает, что он прежде сам должен стремиться к честности и лишь на таком основании распространяет это стремление на остальных членов университетского сообщества.