Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:21, реферат
Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Педагогика как академическая наука существует несколько столетий.
1. Разнообразие малых форм уст
1.1 Сущность и основные черты
Поэзия пестования - удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики [8]. Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа. Педагогика как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли.
Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Народные воззрения на воспитание нашли свое выражение в сотнях пословиц и поговорок («Люби дитю, но не оказывай», «Учи ребенка, пока поперек лавки лежит, а коли вдоль ляжет - поздно», «Яблоко далеко от яблони не падает» и мн. др.). В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т. п.).
Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания.
«У народа, - пишет В.А. Василенко, - были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения и т.д. Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой» [1].
Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии часто являются высоко художественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение детям. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за поведением ребенка в интимной обстановке пестования. Понять художественное значение поэзии пестования по ее печатным образцам, представляющим не более чем приблизительную словесную схему этих произведений, сложно.
Обычные методы филологического анализа неприемлемы. В этих произведениях как бы перекрещиваются, сплавляются интересы и устремления фольклористики, этнографии, педагогики и психологии детства. Поэзия пестования очень многообразна и по поэтике, и по характеру исполнения, и по своему бытовому назначению. Но только колыбельные песни имеют общепризнанную жанровую определенность и сравнительно четкие жанровые границы. В отношении остальных видов поэзии пестования нет единого мнения. Г.С. Виноградов объединил под термином «потешки» и поэзию пестования в первые дни, месяцы жизни ребенка, и довольно сложные песни-забавы («Ладушки», «Сорока-белобока»), не давая четкого определения песенкам и прибауткам; О.И. Капица выделяла пестушки и потешки, но однородные по поэтике и назначению произведения относила к разным видам поэзии; она же названием «песенки и прибаутки» указала на существование различных жанров, а при анализе не видела разницы между прибауткой и песенкой; В.П. Аникин объединил их термином «прибаутки». Существует много других названий, и даже опытные фольклористы, обратившиеся к детскому фольклору, «говорят на разных языках» [9].
Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Коротко охарактеризуем каждый из этих жанров поэзии пестования:
1. Колыбельные песни
Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) [7]. Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, врачей, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наиболее существенный вклад в изучение жанра внесли А. Ветухов, Г. Добряков, Г.С. Виноградов, О.И. Капица, М.В. Красноженова, Г.А. Бартышев, А.Н. Мартынова.
2. Пестушки
Согласно правилам народной
педагогики, чтобы воспитать физически
здорового, жизнерадостного и
3. Потешки
Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки-приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.
Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, егo характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Если монотонный напев - колыбельной песни успокаивает ребенка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.
4. Прибаутки
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.
5. Докучные сказки
Пестуньи часто пользуются
докучными сказками. Этот термин ввел
в научный обиход В.И. Даль. Он же
впервые опубликовал эти
Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам [9]. Докучная сказка предлагается вместо сказки. Каждая из выделенных групп имеет все жанровые признаки. Исследователи, объединившие в единый жанр пестушки, потешки, прибаутки, вынуждены выделять их как группы или жанровые разновидности. Некоторые исследователи склонны докучные сказки относить к детскому игровому фольклору. Они действительно распространены в детской среде. Но их исконная функция, отмеченная многими собирателями и такими исследователями, как Г.С. Виноградов, О.И. Капица, - умерить неограниченное «детское требование сказки». Переходя в детский репертуар, докучные сказки функционально примыкают к поддевкам.
1.2 Особенности бытового фольк
Бытовыми в широком смысле этого слова являются все жанры детского фольклора, так как они теснейшим образом связаны с детским бытом. Но колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки имеют четко выраженную воспитательную функцию, считалки, жеребьевые сговорки, игры - игровую и т.д., что позволяет объединить их по функциональному признаку и выделить: поэзию пестования, игровой фольклор, потешный фольклор. Но в детском фольклоре есть жанры, для которых характерны многофункциональность (детские сказки, детские песни, страшилки), сочетание игровой и вербальной магической функций (заклички и приговоры, обрядовые песенки), нравоучительной и коммуникативно-речевой (дразнилки, прозвища).
Все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, мы и относим к детскому бытовому фольклору:
1. Детские народные песни.
Детские песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Бывают песенки-миниатюры - всего в четыре стиха, бывают песни большие по объему -в сто и более стихов. В одних через детское восприятие отразилось многообразие жизненных явлений, другие нанизывают повторяющиеся элементы песни с единственной целью позабавиться, насладиться примитивной, но зато близкой детям мелодией звуков. Песенки поются соло, поются хором, просто так и в припляс, сказываются речитативом, полускандовкой, читаются, как стихи; в основу одних положен диалог, для других характерна кумулятив-ность, для третьих - экспрессивная картинность. Ф.С. Капица выделяет три основные группы:
1) песни, заимствованные
у взрослых и переработанные
детьми в соответствии со
2) песни-осколки, обрывки песен взрослых;
3) песни, целиком, без изменения пришедшие от взрослых к детям [4].
2. Заклички и приговорки
Широкое распространение в детской среде имели заклички и приговорки.
Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.), приговорками - обращения к животным [9].
Генетически заклички восходят к древнейшим обрядам. Но уже в начале XIX века они не имели календарной приуроченности. Заклички (обращения, по терминологии О.И. Капицы) превратились в песенки, которыми забавлялись дети по какому-либо случаю (дождь, солнце скрылось за тучами и т.д.).
3. Детская обрядовая поэзия
В дореволюционное время,
наряду с исконными древнейшими
приемами народной педагогики, готовящими
детей к практической жизни, применялись
различные формы духовного
Дети участвовали в обрядовой жизни взрослых, некоторые обряды сохранялись и после того, как они выпадали из репертуара старшего поколения. В 1843 году К. Сементовский сообщал об участии детей в веснянках и рождественских обрядах. Он писал: «Колядуют дети, парубки, девки, женатые мужчины и замужние женщины».
Дети, по существу, только повторяли обряды взрослых. А. Терещенко, правда, указывал на некоторую обособленность детского репертуара и своеобразную манеру исполнения: «Маленькие щедруют и поют везде единообразно: или очень протяжно, или скоро». Он приводит текст песенки «Щедрин, ведрик».
4. Детские сказки
Начало публикации народных сказок, предназначенных для детей, положила еще в первой половине ХХ века Е.А. Авдеева. Они публиковались во многих журналах, сборниках, лубочных изданиях, за ними прочно укрепилось название детские сказки.
В детских сказках можно выделить три специфических пласта, или три группы, произведений:
1) сказки взрослых для детей;
2) ассимилированные детьми сказки взрослых;
3) сказочные импровизации детей [2].
Сказки, которые практически все исследователи (кроме Г.С. Виноградова) и популяризаторы фольклора безоговорочно относят к детским, принято «с голоса народа» называть «ребячьими», «ребячьими», «дитячими». Пожалуй, учитывая их художественную специфику (близость к прибауткам, детским песням), возраст слушателей (дети 3-6 лет), основной состав носителей (пестуньи: бабушки, няни) и четко выраженный дидактизм, правильнее было бы определить как сказки-пестушки.
Фантастика, как это ни звучит парадоксально, для ребенка - средство познания окружающего мира с его ложным и опосредованными связями, с единством и борьбой противоположностей; форма усвоения общественного опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодолевать и синтезировать воспринятое органами чувств, сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать.
1.3 Основная характеристика по
К потешному фольклору относятся произведения детской устной поэзии, назначение которых - позабавить, повеселить, потешить себя и своих сверстников. Зачастую они сопровождаются вспомогательным действием, не имеющим драматического развития. Это - словесные игры, молчанки, поддевки, сечки, небылицы-перевертыши, загадки, скороговорки.
1. Словесная игра
Словесная игра отличается от спортивной и драматической игры тем, что почти не имеет или совсем не имеет никакого действия, движения. Весь интерес в слове и выражен словом. Но это и не поэтическое произведение, дающее наслаждение своей формой и содержанием, а игра, состязание. И как в любой игре имеют решающее значение степень занимательности, индивидуальные способности участников игры, определенные навыки и умения. Побеждает всегда сильнейший (искуснейший) [8; 9].
2. Молчанки и голосянки
Повсеместное распространение имели игры «молчанка» и «голосянка» (волосянка). Суть игры «молчанка» заключается в том, чтобы после приговора не проронить ни единого слова, не рассмеяться. Кто не обладает достаточной выдержкой, проигрывает.
3. Поддевки
Г.С. Виноградов ввел термин «поддевки». Он понимал сатиру как «всякую всячину», «поэтическую мешанину», «стихотворные произведения разнообразного, часто меняющегося содержания, почерпнутого непосредственно из жизни», а потому и относил поддевки к детской сатирической лирике. Поддевкам чужда сатирическая направленность. Это - веселые шутки-балагурки, средство забавы «за счет товарища», основанное на игре словом и вспомогательным действом. Поддевки близки к словесным играм. Словесные игры, являясь школой речевого общения, требуют создания определенной игровой ситуации, чем и выключаются из свободного речевого потока.
4. Сечки
Термин «сечки» указывает на исполнение этих произведений и подкрепляется, как правило, первыми словами стишка, указывающими на характер действия: «Секу, секу пятку!» При этом счете наносятся каким-либо секущим инструментом удары по дереву, оставляющие зарубки, сечки [9].
В текстах всех сечек в обязательном порядке содержится зашифрованный счет. Это свойство характерно и для считалки. Принципиальное различие между считалками и сечками заключается в том, что считалка играет вспомогательную служебную роль в детской игре, является как бы преддверием, прелюдией игры, а сечка составляет самое суть игры, определяет ее ход и результаты. В считалке никогда заранее не известен результат; он зависит от случая, хотя, конечно, этот случай и предопределен количеством участников игры, количеством стоп, мерных единиц в выбранном для исполнения произведении и тем, с кого начат счет.
5. Скороговорки
Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание некоторых текстов говорит об их древности. Скороговорка «Семь-те стрел каленых, страшилище» могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение «те». В некоторых текстах встречается древняя форма счета: «Пол-четверта четверика гороху без червоточинки». В скороговорке «Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу» слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом [5; 6].
Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т.д.
Когда народ обратился
к скороговоркам как к