Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:17, курсовая работа
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.
Менеджеры О. Нойбергер и А. Компа к организационной культуре относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.
Однако крупное производство не могло развиваться быстрыми темпами. Торговый капитал был еще не готов вкладывать свои средства в промышленную сферу, поэтому вся тяжесть удовлетворения потребностей в промышленных изделиях падала на ремесленников. Но они не в состоянии были обеспечить все возрастающие потребности знати, особенно в предметах роскоши. Удовлетворение этих потребностей, как и в предыдущие периоды, легло на плечи внешней торговли.
Великие географические открытия, захват турками-сельджуками торговых путей сместили торговые связи на запад. Европа осуществляла торговлю с Индией, используя морской транспорт.
Попытке России завоевать свободу в торговле на Балтийском море мешали Ганзейский союз, державший там монополию с XIII в., а затем и политика Польши, Ливонии и Швеции, опасавшихся укрепления России. Это привело к сокращению внешней торговли через Балтику.
Новые пути торговли с Россией были открыты англичанами, которые открыли русские земли, обогнув Кольский полуостров и войдя в Белое море еще в 1523 г. Позднее они решили освоить Северный морской путь, мечтая в обход Азии проникнуть в Китай и Индию. В 1552 г. англичане снарядили три судна под командованием Х. Уиллоуби, X. Дерфорта и Р. Ченслера. Весной 1553 г. эти корабли вышли в Ледовитый океан. Два корабля – под командованием Виллоуби и Дерфорта – были унесены бурей к берегам Лапландии и затерты льдом. Весь их экипаж погиб от холода и голода. Третье судно, «Благое предзнаменование», под началом Ченслера было загнано бурей к Двинской губе и 24 августа 1553 г. благополучно пристало в устье Двины у монастыря Св. Николая.
Холмогорский воевода Макаров гостеприимно встретил гостей и послал донесение Ивану IV в Москву. Затем сам Ченслер поехал в Москву и вручил царю грамоту от имени Эдуарда VI, специально заготовленную для государей, в земли которых могла быть заброшена экспедиция. Иван Грозный предоставил английским купцам право торговать в Московии наравне с голландцами.
По возвращении Ченслера в 1554 г. в Лондон была создана акционерная компания по торговле с Русью, названная Московской. Она получила у королевы Марии I (пришла к власти в 1553 г.) хартию на исключительное право торговли с Московским государством. При этом всякая попытка нарушить монополию компании наказывалась конфискацией товара. Кроме торговли агенты компании должны были заниматься изучением спроса и предложения на новом рынке, описать денежную систему, меры веса, объема и длины, использующиеся в торговле, а также нравы и обычаи местного населения.
В 1555 г. Иван IV даровал Московской компании льготные грамоты на свободный въезд в Москву и выезд из нее и пожаловал дом на Варварке для устройства торгового подворья. Компания начала свою деятельность. В 1561 г. ей была разрешена беспошлинная торговля в Казани, Астрахани, Ругодиве (Нарве), Дерпте, транзитная торговля с Персией, торговля в Болгарии. Были устроены торговые дворы в Холмогорах и в Вологде, в Холмогорах была построена прядильня, а в Вологде – канатная мануфактура. Московская компания в больших объемах вывозила в Англию русское сырье для оснащения английского флота (пеньку, смолу, корабельные снасти, крупные канаты) и ввозила в Московию английские мануфактурные товары, главным образом сукна и металлические изделия. Одновременно к обоюдной выгоде началась англо-русская транзитная торговля азиатскими товарами. Остальным иностранцам был запрещен въезд Северным путем.
Исключительная
Позднее к торговле с Россией присоединились голландцы, французы. В 1584 г. в устье Северной Двины был основан город Архангельск, который стал основным торговым портом с заграницей вплоть до строительства Санкт-Петербурга.
Еще при Иване III возобновилась торговля с греками. Поводом послужил массовый приезд греков в Россию после бракосочетания Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г. Это событие усилило европейское влияние на культуру и экономические связи Московии. Грекам и молдаванам было не только разрешено беспошлинно торговать и иметь торговые дворы в Москве и Путивле, но даже предоставлено из казны довольствие (корм): мясо, свечи и дрова. Греки привозили в основном драгоценные камни, жемчуг и другие предметы роскоши, вывозили ценные легкие меха.
В московский период сохраняла важное значение и азиатская торговля. Установились тесные торговые связи с хивинцами, бухарцами, персами, шамаханцами, крымскими татарами, ногайцами. Этому способствовало присоединение Казани в 1552 г. и Астрахани в 1556 г. Уже в 1557 и в 1558 гг. Москву посетили посольства от ханов хивинского и джагатайского, было заключено торговое соглашение. В результате в Астрахани возник оживленный рынок пушнины, азиатских и европейских товаров. В 1563 г. был подписан торговый договор с Шамахой, в 1569 г. – с Бухарой. Первой из европейских стран Россия подписала равноправный торговый договор с Китаем (Нерчинский договор 1689 г.). Русские купцы тоже часто посещали Хиву и Бухару. Отношения складывались дружественные и омрачались лишь грабежами, которыми занимались казаки и кочевники. В Астрахани находилось Бухарское подворье, куда поставлялись также индийские товары. Армяне торговали в Астрахани персидскими товарами. Хивинцы и ногайцы поставляли степные товары: лошадей, кожи, сало, овчины.
Поскольку государство и сами цари принимали непосредственное участие во внешней торговле, то проводилась политика устранения конкурентов как внешних, так и внутренних. Это привело к введению казенной монополии на продажу ряда особо прибыльных товаров. Иван Грозный к заповедным товарам отнес хлеб, пеньку, ревень, поташ, смольчуг, икру и др. В определенные годы либо вводились ограничения на торговлю некоторыми товарами, либо запрещался их вывоз в отдельные страны. Например, вывоз воска и соли был запрещен в Ливонию, воска, сала и льна – в Швецию. Право торговли отдельными товарами нередко отдавали на откуп с целью единовременного пополнения бюджета.
Существенные
Значительный ущерб торговле наносили также многочисленные привилегии отдельным иностранным гражданам за особые заслуги, состоявшие обычно в посредничестве при установлении связей с иностранными правительствами, переводах, участии в посольствах. Так, в 1653 г. взяли на откуп вывоз юфти и конопли голландские купцы Фоглер и Кленк. В 1649 г. смола беспошлинно была отдана на откуп Виниусу. При этом нарушались нормальные условия торговли и использовались методы недобросовестной конкуренции. Например, в 1618 г. нидерландский резидент Исаак Масса доносил своему правительству, что ему удалось осрамить англичан перед московским правительством.
Становление централизованного государства позволило приступить к созданию единой системы мер и весов, необходимой для успешного развития товарообмена. На Руси меры веса, объема и длины были самыми разнообразными и отличались большой неточностью. Часто, особенно в отдельных регионах, чувствовалось иностранное влияние, что объясняет использование таких единиц измерения, как фунт, ласт и пр.
Высшая единица веса – берковец – содержала 10 пудов, в пуде (16,38 кг) было 40 гривен (фунтов); в гривне (409,5 г) – две гривенки скаловые; в скаловой гривенке (204,8 г) – 48 золотников; в золотнике (4,266 г) – 25 почек, позднее 96 долей.
Для определения веса использовались весы, безмены, контари, терези и скалы. Безмены – простейшие рычажные или пружинные весы. Терезями назывались большие базарные весы для взвешивания целых возов. Скалами назывались маленькие аптекарские весы для взвешивания золота, серебра, драгоценных камней и аптечных продуктов.
Сыпучие продукты измерялись по объему, а не весовым способом. Имелись специальные меры объема сыпучих продуктов, сохранившие свое значение вплоть до ХIХ–ХХ вв.: оковы (бочки), четверти, осьмины и четверики. Линейные меры составляли версты, сажени, аршины и локти.
Жидкости измерялись бочками, котлами, ведрами (12,32 л), жбанами, корчагами, ендовами, кружками, чарками и т.д. Эти меры в большинстве своем были неопределенными. Как сейчас мешок может составлять 40 кг, а может – 50 кг, так и тогда котел мог быть меньше трех ведер, а мог быть свыше 20 ведер. Так же дело обстояло с остальными мерами. Поэтому цена назначалась в каждом конкретном случае.
Ввиду неточности мер в расчетах царил беспорядок и произвол, сделки совершались в основном на глаз. Купцы обычно покупали товар возами, лодками, стругами, целыми складами, не стремясь к точным подсчетам. Существовало даже поверье (говорят, позаимствованное у восточных народов), что точное измерение вредит торговому счастью. Этим, кстати, пользовались европейские купцы, обмеривавшие и обвешивавшие русских. Плутовали и русские купцы; порядочность и честность в совершении сделок, контролировавшиеся в прошлые периоды церковью, забывались.
Образование централизованного государства и формирование национального рынка требовали создания единой денежной системы. В период феодальной раздробленности отдельные княжества и земли самостоятельно чеканили самые разные денежные знаки, на денежную систему Руси оказали существенное влияние и татарские деньги. Деньга Московского княжества сохраняла свое значение и в годы формирования централизованного государства, хотя постепенно обесценивалась. При Дмитрии Донском деньга весила 24 доли (1,06 г), при Иване III – уже не более 9 долей (менее 0,4 г). К началу XVI в. монеты потеряли еще примерно 15% своего веса. Новгородская деньга – новгородка – весила вдвое больше, чем московская, – московка. В Новгороде к чеканке денег вообще относились более строго, чем в Москве, хотя начали ее только в XV в. До этого в обращении ходили заграничные денежные знаки. При Иване III из гривенки (48 золотников серебра, равные примерно 204,8 г) чеканилось 260 монет-новгородок. Таким образом, монета имела весовое содержание 0,786 г серебра.
Денежную систему упорядочили только в 1535 г. – во время регентства Елены Глинской – матери Ивана Грозного. Были введены стандарты веса, оформления и соотношения денежных знаков. Из гривны серебра стали чеканить 300 денег (вес новой монеты составлял 0,68 г). На этих монетах было изображение Георгия Победоносца с копьем, они стали называться копейными, или копейками. Оставались в обращении и прежние московки, на которых сохранилось изображение всадника с мечом (мечевые деньги). Копейки были примерно вдвое тяжелее мечевых денег, на рубль уходило приблизительно 16 золотников серебра. Более мелкие монеты – полушки –равнялись 0,5 московской деньги и имели изображение птицы. С появлением копеек полушки стали составлять 0,25 копейки. С XV в. чеканилась серебряная монета алтын, которая равнялась 6 московкам, после реформы она приравнивалась 3 копейкам. Только в конце XVI в. на монетах начали чеканить год выпуска «от сотворения мира».
Развитие внутреннего и внешнего рынков усиливало потребность в средствах обращения, а отсутствие собственных месторождений благородных металлов вызывало серьезные затруднения. В этих условиях государство справедливо рассматривало в качестве основного их источника внешнеторговую деятельность и активно занималось ею. Доходы от казенных монополий во внешней торговле и таможенные пошлины поступали в иностранных серебряных монетах. С 1654 г., при Алексее Михайловиче, иностранные серебряные деньги – иоахимсталеры (ефимки) – стали перечеканиваться с выгодой для государства в русскую монету. При реальном содержании серебра на 42 копейки из одного иоахимсталера получали при перечеканке 64 копейки1.
С целью создания единого всероссийского рынка и в то же время, борьбы с сепаратизмом великокняжеская, а затем и царская власть продолжали проводить широкую переселенческую политику. Как отмечалось ранее, после присоединения Новгорода к Московской Руси в центральные районы страны была переселена большая группа новгородских купцов. При Иване Грозном из Новгорода в Москву выехало 145 семей, через два года – еще 100 семей. Видимо, из этих переселенцев и образовалась в Москве влиятельная «Новгородская сотня», известная с конца XVI в. Произведен был также свод, то есть переселение, из Пскова после присоединения его в 1510 г. к Московскому государству. Эти переселенцы образовали свой квартал «псковичей» в районе Сретенки. В 1518 г. ими была поставлена церковь Введения, которая и сделалась религиозным центром их поселения. В 1569 г. Иван Грозный свел в Москву еще 500 человек из Пскова. Среди них были лица очень состоятельные. Например, псковский человек Гаврило Алексеев в 1578–1579 гг. пожертвовал Кириллову монастырю каменную лавку с погребом в наиболее богатом из московских рядов – суконном. Наконец, крупное значение имел перевод в 1514 г. на жительство в Москву большой группы богатых смоленских купцов, образовавших здесь особый разряд «смольнян», занимавший в деловой иерархии Москвы второе место после гостей.
Информация о работе Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси