Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:56, контрольная работа
Актуальность исследования процессов их правового регулирования и функционирования обусловлена, прежде всего, тем, что с переходом к рыночной экономике в деловой практике стал широко употребляться термин "предпринимательский договор". Выделение предпринимательских договоров обусловлено рядом причин, в частности наличием специальных нормативно-правовых правил регулирования таких договоров, особым порядком рассмотрения споров, связанных с их заключением, изменением, исполнением и расторжением, специальным порядком налогообложения, а также резко возросшим в настоящее время значением договора как основания возникновения обязательственных правоотношений.
Введение…………………………………………………………………..…………3
1. Предпринимательский договор……………………………………………..4-13
1.1. Понятие предпринимательского договора……………………………….4-8
1.2. Система предпринимательских договоров……………………………...8-13
2. Антимонопольное законодательство его содержание и цели…………….14-19
2.1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
……………………………………………………………………………………20-23
Заключение…………………………………………………..……………………24
Список литературы……………….………………………….….………………...25
1.2. Система предпринимательских договоров
Предпринимательские договоры должны быть классифицированы, в первую очередь, с позиций государственного регулирования предпринимательства. Необходимо выделить три основных правовых режима данного регулирования. Первый из них, который можно обозначить как режим активного регулирования, имеет своим предметом сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, энергоснабжение, связь, формирования государственных резервов и т.д.
Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование, ограничивающееся определением параметров деятельности коммерческих организаций (технические регламенты, правила и прочее), но не затрагивающее по общему правилу свободу договора.
Третий правовой режим — минимальный — относится к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, где возможности для государственного регулирования даже посредством технико-юридических норм практически отсутствуют.4
Переходя
к классификации
Таким
образом, предпринимательские договоры
следует различать по объекту и предмету.
Поскольку, однако, термин «направленность
договора», обладая аналогичным значением,
более удобен, мы станем использовать
его.
На первое место необходимо поставить
договоры, направленные на передачу имущества.
Они представлены в ГК РФ поставкой товаров,
в том числе для государственных нужд,
контрактацией, энергоснабжением, продажей
недвижимости и продажей предприятия.5
Все они, имея в виду передачу имущества
в собственность, составляют подвид названных
договоров, в то время как другой их подвид
связан с передачей имущества во временное
пользование. К нему относится аренда,
в том числе транспортных средств, зданий
и сооружений, предприятий, а также финансовая
аренда (лизинг).6
Следующий вид составляют договоры, направленные
на выполнение работ. К ним относится подряд
с его разновидностями (строительный подряд,
подряд на выполнение проектных и изыскательских
работ, подрядные работы для государственных
нужд) и договоры на выполнение научно-исследовательских
и прочих близких к ним работ.7
Характерная черта договора подряда — это появление в результате его исполнения вещественного результата, который и составляет его предмет, в то время как объект подрядного договора — работа, и заказчик вправе во всякое время проверять ее ход и качество, а если так предусмотрено соглашением сторон, то и указывать подрядчику на способы выполнения работы.
Третий вид представлен договорами, направленными на оказание услуг. ГК РФ (ст. 779) определяет услуги как действия или деятельность, осуществляемые исполнителем по заданию заказчика; эти действия (деятельность) и составляют объект подобных договоров. Какого-либо вещественного результата обязательства данного вида не создают. Он или вообще отсутствует, либо находится вне правоотношения.8 Услуги в зависимости от характера выполняемых действий (деятельности) подразделяются на два подвида: юридические (поручение, комиссия, агентирование) и фактические (перевозка, хранение и т.п.). И если первые порождают определенный правовой результат, то вторые выражаются в совершении иных полезных действий.
Направленность
договора на передачу имущества, выполнение
работ или оказание услуг не может
служить всеобъемлющим
С направленностью договора, т.е. его предметом и объектом, связаны еще, по крайней мере, два критерия, позволяющие различать договорные обязательства. Первый из них состоит в том, что наряду с договорами, в которых предусмотрен один предмет, существуют и такие, где этих предметов более одного. Предмет поставки, например, — товар, передаваемый покупателю, но если вместо уплаты денег он, по условиям договора, произведет какие-либо работы в интересах поставщика, то следует констатировать, что перед нами — смешанный договор. Последний понимается в ГК РФ как обязательство, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных в нормативных актах. К отношениям сторон, как указано в ст. 421 ГК РФ, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых имеются в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения или существа обязательства. Так и происходит, когда названные правила диспозитивны. Но если они императивны, то стороны, понятно, лишены всякой возможности что-то изменить и должны подчинить всякую часть смешанного договора императивным нормам.
Направленность договора предопределяет и еще один разграничительный критерий, по которому обязательства делятся на односторонние и двусторонне обязывающие. Иначе говоря, существуют договоры, где одна сторона не несет никаких обязанностей, обладая лишь правами, в то время как другая обременена только обязанностями. Договор займа, например, возникает не раньше, чем заимодавец передаст деньги заемщику, после чего у первого появляется право требовать возврата долга, а у второго — обязанность вернуть денежную сумму. В двусторонне-обязывающих договорах каждая из сторон является носителем и прав, и обязанностей.
Все перечисленные правомочия могут быть использованы присоединившейся к договору стороной, если она не выступает в роли предпринимателя. Однако субъект, вступивший в договор присоединения в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не может рассчитывать на удовлетворение требования по изменению или расторжению договора, если окажется, что он знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор. Следовательно, лишение его какого-либо права, обычно предусматриваемого в договорах данного вида, ограничение ответственности другой стороны и даже явно обременительные условия могут послужить основанием для признания требования о расторжении либо изменении обязательства, только если он докажет, что не имел и не должен был иметь представления об его условиях.
Вывод: Предпринимательские договоры представляют собой тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства; помимо этого они обладают особенностями, отличающими их от договоров бытовых, и главной из них служит ответственность независимо от вины.
Обращение к договорам, в которых предприниматель является одной стороной, а гражданин — другой (например, при розничной купле-продаже), показывает, что продавец и покупатель подчинены разным правовым режимам. Первый действует на основании публичных и частноправовых норм, последний не выходит за пределы частной сферы. Продавец подчинен актам государственного регулирования предпринимательства, покупателю достаточно норм гражданского права, к тому же в этих пределах он может воспользоваться правомочиями, имеющимися у него в силу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г.)2. Данный договор, если и назвать предпринимательским, то лишь в части, относящейся к продавцу, но не к покупателю; иными словами, он являлся бы предпринимательским обязательством лишь отчасти и уже этим отличался бы от договоров между предпринимательскими структурами.
Различия в правовом режиме, на котором действует предприниматель, с одной стороны, и его договорные партнеры — граждане и некоммерческие организации, с другой, проистекают из разницы стоящих перед ними целей. Предпринимателю необходима прибыль, а названным партнерам — его товары, работы и услуги.
И только в том случае, когда обе стороны договора — коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, они действуют в одинаковом режиме, с одной и той же целью, подчиняясь особенностям правового регулирования предпринимательских договоров. Поэтому именно договоры с таким субъектным составом должны быть с полным основанием отнесены к числу предпринимательских. Договоры, в которых лишь одна из сторон является коммерческой организацией (индивидуальным предпринимателем), следует квалифицировать как обязательства с участием предпринимателя. В то же время в зависимости от того, кто является другой стороной — гражданин или некоммерческая организация, они могут быть направлены на удовлетворение, соответственно, бытовых потребностей, либо достижение целей, стоящих перед некоммерческими организациями.
2. Антимонопольное законодательство его содержание и цели
Федеральная антимонопольная служба России (сокращенно «ФАС») занимается антимонопольным регулированием в России, осуществляет контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйственной деятельности и призвана осуществлять контроль за добросовестностью конкуренции на рынках товаров и услуг. Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках подлежащих контролю и удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:
Российской Федерации. Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
слиянием и присоединением
Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.
Особое внимание при этом предполагается уделять нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.
В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.