Акционерные общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:27, дипломная работа

Краткое описание

Развитой гражданский оборот характеризуется как наличием большого числа разнообразных сделок, так и многообразием участников. Реформирование отечественной экономики повлекло за собой переход от простой структуры субъектов хозяйственных отношений, включающей в себя главным образом государственные предприятия, к сложной, состоящей из хозяйственных обществ и товариществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов и различных некоммерческих организаций, для которых законодатель даже не установил закрытого перечня организационно-правовых форм. Появление новых участников гражданского оборота требует их тщательного изучения

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Содержание акционерного правоотношения . . . . . 5
1.1. Общая характеристика содержания акционерного правоотношения, осуществления и защиты прав акционеров . 5
1.2. Характеристика вещных прав на имущество акционерного общества . . . . . . . . . . . . . . . . 21
II. Субъективные права акционеров и их осуществление . . 40
2.1. Имущественные права акционеров и их осуществление . 40
2.2. Неимущественные права акционеров и их осуществление . 56
III. Особенности приватизации акционерного общества
закрытого типа "Малыш" . . . . . . . . . . . 76
3.1. Общая характеристика АОЗТ "Малыш" . . . . . . 76
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Список литературы . . . . . . . . . . . . . 81

Содержимое работы - 1 файл

акционерные общества.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

 

новенных акций, согласно п. 3 ст. 44 Закона «Об акционерных обществах» обязано поручить ведение реестра  акционеров специализированному регистратору. В качестве последнего выстуйают юридические лица, осуществляющие по договору с акционерным обществом-эмитентом деятельность по ведению и хранению реестра. Они являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляют деятельность по ведению реестра как исключительную. При этом не допускается ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением ведения реестра владельцев именных инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов (п. 3.1.8 Временного положения), создание которых предусмотрено Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 26 июля 1995 г. № 7651.

Соглашение о ведении  и хранении реестра между акционерным  общест* вом, не имеющим права самостоятельно вести реестр акционеров, и организацией-реестродержателем можно отнести к группе договоров, предметом которых являются действия по оказанию юридических услуг. По действующему законодательству в эту группу входят договоры комиссии и поручения, а также новые для отечественного правопорядка агентские соглашения.

По договору поручения  одна сторона (поверенный) обязуется  совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические  действия. Права и обязанности  по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ПС РФ).

Согласно договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению  другой стороны (комитента) за вознаграждение соверпппъ одну или несколько  сделок от своего имени, но за счет комитента. При этом, по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Договоры комиссии и поручения имеют много общего. Но между ними есть и существенные различия.

Во-первых, по договору поручения поверенный действует от имени доверителя, а комиссионер выступает в гражданском обороте от своего имени.

Во-вторых, договор поручения может  быть возмездным и безвозмездным. В ч. 2 ст. 396 ГК РСФСР закреплялась презумпция безвозмездности договора поручения. Многие авторы, в частности B.C. Поздняков, справедливо отмечали, что данное положение закона лишено практического смысла^. В ст. 115 Основ гражданского законодательства под влиянием реалий коммер-

1 См.: Собрание законодательства  Российской Федерации. 1995. №31. Ст. 3097. ^ См.: Поздняков B.C. Агентское соглашение // Внешняя торговля. 1977. № 8. С. 47.

 

ческого оборота была установлена  презумпция возмездности договора поручения. Двойственную позицию по данному вопросу занял новый Гражданский кодекс. По общему правилу, как и в Кодексе 1964 года, договор поручения считается безвозмездным. Однако, если договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное (п. 1 ст. 972 ГК РФ).

Договор комиссии, напротив, всегда является возмездным. О.А. Красавчиков и B.C. Якушев писали по этому поводу, что признак возмездности яв-пяется настолько характерным, что «право на вознаграждение у комиссионера возникает безотносительно к тому, было ли оно предусмотрено договором» '.

В-третьих, предметом  договора поручения могут быть как сделки, так и иные юридические действия. Предметом договора комиссии могут быть только сделки.

При анализе юридической  природы договора, заключаемого между  акционерным обществом-эмитентом и организацией-реестродержателем, можно выделить признаки как договора комиссии, так и поручения.

С договором комиссии это соглашение роднит то, что реестродержатель, вступая в разнообразные правоотношения, возникающие в связи с исполнением договора, действует от своего имени. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей он несет ответственность не только перед эмитентом, но и перед всеми зарегистрированными в реестре лицами, в том числе и перед акционерами (п. 3.1.7 Временного положения).

В классическом договоре комиссии по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер. Акционерное общество, заключившее договор с держателем реестра, не освобождается от обязанности и ответственности за ведение и хранение реестра акционеров (п. 3.1.7 Временного положения). Таким образом, оно не погашает своих обязанностей перед акционерами. Во многом это обусловлено тем, что реестродержатель не уполномочивается эмитентом на совершение сделок. Более того, юридическое лицо, осуществляющее ведение и хранение реестра акционеров, не вправе осуществлять сделки с акциями, записанными на имя зарегистрированных в реестре лиц (п. 1 ст. 8 Закона «О рынке ценных бумаг»).

Реестродержатель совершает юридически значимые действия, не относящиеся к категории сделок и не могущие составлять предмет договора комиссии, но вполне допустимые в рамках договора поручения. Среди них можно назвать внесение записей в регистрационный журнал о передаче ак-

Красанчиков (9..4. Якушев B.C. Договор комиссии по советскому гражданскому праву. Свердловск. 1^7 С. 7

 

ций, о фактах возникновения и  прекращения обременения акций  обязательствами залога и многие другие.

Черты договора поручения  проявляются также в том, что  иногда законодатель предоставляет акционерам возможность проигнорировать юридическую личность реестродержателя. Поскольку, поверенный действует от имени довериггеля, постольку претензии к его действиям предъявляются последнему. Доверитель, в свою очередь, вправе обязать поверенного действовать надлежащим образом. Зарегистрированные в реестре лица могут обжаловать отказ от внесения записей в реестр акционеров в ревизионную комиссию, являющуюся органом акционерного общества, а не только в суд. Ревизионная комиссия, посчитав жалобу обоснованной, выносит обязательное для реестродержателя решение с требованием произвести соответствующие записи в реестре.

Реестродержатель, выполняя свою главную обязанность по ведению  реестра акционеров, оказывает и  фактические услуги по его хранению. Фактические действия носят вспомогательный характер, позволяют своевременно совершать юридические действия по внесению записей в реестр. В случае утраты регистрационного журнала и данных лицевых счетов держатель реестра акционеров обязан письменно известить об этом Федеральную комиссию по ценным бумагам, а также всех заинтересованных лиц путем опубликования в средствах массовой информации специального сообщения.

Однако услуги по хранению реестра не являются здесь предметом  одноименного договора. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (п. 1 ст. 886 ГК РФ). Реестр не является вещью, а представляет собой совокупность данных об акционерном обществе, существующих в единой системе записей. Эти данные могут быть закреплены как на бумажных носителях, так и в виде электронной записи. В последнее время электронным записям отдается предпочтение.

Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев -(ПАРТАД) и Информационный центр для регистраторов (ИЦР) проводит добровольную сертификацию программного обеспечения ведения реестра акционеров. Система добровольной сертификации программного обеспечения была зарегистрирована в Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации 30 ноября 1994 года. Наиболее распространенными являются следующие программы обеспечения ведения реестра акционеров: «Ценные бумаги», «Регистратор», «Кворум», «Ринако» и некоторые другие*. Система электронных записей наиболее полно соответст-

' См.: Итоги сертификации  программного обеспечения ведения  реестра акционеров // Рынок ценных  бумаг. 1995. №5. С. 42; Маркелов К. Депозитарии «Кворум» и «Ринако»: равнение технологий // Там же. С. 40.

 

вует внедряемому сейчас механизму  торговли ценными бумагами по телекоммуникационным каналам связи. Нынешняя торговля ценными бумагами через информационные агентства, выпускающие фондовые ведомости, уходит в прошлое. Создаваемую российскую телекоммуникационную торговую сеть планируется соединить с такими мировыми финансовыми системами, как TELEKURS, INVEST DATA, SWIFT, SIC'.

Реестр составляется реестродержателем на основе документов, полученных от эмитента. К ним относятся  документы об объявленных к выпуску  и выпущенных в обращение акциях, об изменениях, внесенных в учредительные документы акционерного общества, протоколы собраний акционеров и другие. Утрата данных об акционерном обществе не влечет прекращение договора с возмещением эмитенту убытков, а обязывает реестродержателя обеспечить их восстановление в десятидневный срок с момента утраты.

Таким образом, договор  о ведении и хранении реестра  акционеров имеет характерные черты  договоров комиссии и поручения. Реестродержатель оказывает еще  и фактические услуги, обеспечивающие осуществление юридически значимых действий. В странах с системой общего права подобные отношения между эмитентом и реестродержателем регулировались бы в рамках единого агентского договора. В литературе агентское соглашение определялось в качестве двустороннего, консенсуального, возмездного договора, в силу которого одна сторона (агент) обязуется совершить в интересах другой стороны (принципала) от ее или от своего имени юридические и (или) фактические действия^

Агентский договор нашел  свое закрепление и в современном  российском законодательстве. В п. 1 ст. 1005 ГК РФ говорится, что по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени и за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

Итак, договор на хранение и ведение реестра можно отнести  к группе агентских соглашений. Однако к нему предъявляются особые требования.

Во-первых, заключение такого договора обязательно для эмитента, насчитывающего более пятисот акционеров, владельцев обыкновенных акций. Ведение реестра акционеров должно быть начато не позднее одного месяца с момента государственной регистрации акционерного общества.

Во-вторых, эмитент вправе заключать  подобный договор только с одним  юридическим лицом, которое впоследствии не может поручить ведение реестра другой организации. Реестродержатель вправе передать лишь часть своих функций по ведению реестра иным организациям, так называемым транс-

* См.: Мартыненко М. Система торговли ценными бумагами: необходим полный комплекс услуг // Рынок ценных бумаг. 1995. № 14. С. 53. См.: Рябиков С.К). Агет-ские соглашения во внешнеэкономических связях. М., 1992. С. 15.

 

фер-агентам, которые, согласно п. 2.1 Временного положения, являются профессиональными  участниками рынка ценных бумаг. Они осуществляют сбор и передачу реестродержателю информации для внесения изменений в реестр акционеров, передают зарегистрированным лицам, в том числе и акционерам, документы, полученные от реестродержателя. Права и обязанности трансфер-агента определяются договором между ним и реестродержателем. Представляется, что подобное соглашение можно охарактеризовать как субагентский договор, предусмотренный ст. 1009 ГК РФ. В пользу такого вывода свидетельствует то, что заключение договора с трансфер-агентом не освобождает регистратора от ответственности за ведение и хранение реестра (п. 3.2 Временного положения). В публикациях система ведения реестра с трансфер-агентами выделяется в особую группу и противопоставляется простому реестру, где трансфер-агенты отсутствуют'.

В-третьих, в качестве реестродержателя могут выступать  не все дееспособные лица. Не могут быть держателями реестра физические лица, включая лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность; номинальные держатели акций данного эмитента; юридические лица, являющиеся акционерами данного акционерного общества или контролирующие его акции. Деятельность по ведению реестра акционеров может определяться только на основании лицензии, выдаваемой в порядке, предусмотренном Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 30 августа 1995 г. № 6 в редакции Постановления Федеральной комиссии по ценным бумагам «Об изменениях и дополнениях порядка лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг» от 17 сентября 1996 г. № 8^.

В-четвертых, условия  договора между эмитентом и реестродержателем  определяются не столько сторонами, сколько законодательством, что  свидетельствует об ограничении свободы договора, предусмотренном в п. 4 ст. 421 ГКРФ.

Особые условия заключения договора на ведение и хранение реестра  не влияют на его главную характеристику: держатель реестра акционеров является агентом эмитента, действует в интересах последнего и в рамках переданных полномочий. Он обязан исполнять распоряжения эмитента, касающиеся ведения реестра, за исключением тех, которые противоречат действующему законодательству или учредительным документам эмитента.

Акционеры также не всегда самостоятельно осуществляют принадлежащие им права. Часто они заключают договора с лицами, обладающими специальными познаниями и практическим опытом работы на рынке ценных

' См.: Жинкин А., Запорникма С. Способы организации учета ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 1995. № 8. С. 53-54. ^ Деловой экспресс. 1995. № 36; Вестник ФКЦБ России. 1996. № 3.

Информация о работе Акционерные общества