Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:11, курсовая работа
В ходе изучения истории государства и права России нам более привычно приходится сталкиваться с частными субъектами права, людьми, социальными группами, как объектами воздействия на оных какой-либо совокупности правовых нормы, будь то права обычного, церковных предписаний, Русской Правды и так далее. Рассмотрение данного воздействия есть важнейшая необходимость, помогающая путем раскрытия прав человека, его места в обществе лучше уяснить сущность и отличительные признаки различных этапов отечественной истории.
Очередная хозяйственная реформа 60-х гг. была направлена на ослабление централизованного руководства промышленностью, укрепление экономического и правового положения предприятия. 4 октября 1965 г. было принято Положение о социалистическом государственном производственном предприятии. Согласно этому Положению предприятие являлось юридическим лицом и осуществляло права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в его оперативном управлении29.
Реформа 70-х гг. снова предполагала укрупнение производства. Постановлением СМ СССР от 2 марта 1973 г. № 140 было утверждено Положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (ВПО).
Нужно обратить внимание, что само всесоюзное промышленное объединение (ВПО) не являлось юридическим лицом, будучи фактически органом управления подчиненными ему предприятиями. Правами юридического лица были наделены входящие в его состав предприятия и самоуправление.
Постановлением СМ СССР от 27 марта 1974 г. № 212 было утверждено Положение о производственном объединении (ПО).
Постановлением СМ СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062 утверждено Положение о научно-производственном объединении (НПО)1.
Производственные (ПО) и научно-производственные объединения (НПО) являлись юридическими лицами, а входящие в их состав предприятия имели статус производственных единиц без прав юридического лица. Однако поскольку объединение различных предприятий в ПО и НПО шло не по территориальному, а по производственному признаку, то зачастую многие подразделения объединений, сильно удаленные от своего управления, получали права юридического лица. Для этого достаточно было решения соответствующего отраслевого министерства, которое утверждало устав объединения. Устав входящего в состав объединения предприятия утверждался самим объединением (п. 6 Положения о производственном объединении)30.
В
дальнейшем развитии законодательства
о юридических лицах
13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял постановление № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ» и постановление № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран».
Совместные предприятия (СП) являлись юридическими лицами, близкими по форме к обществу с ограниченной ответственностью. Организационная форма и правовой режим имущества совместного предприятия определялись весьма нечетко. Однако было ясно, что фактически совместное предприятие представляет собой общество с ограниченной ответственностью. Имущество совместного предприятия было обособлено от имущества его участников и государства, т.е. совместное предприятие становилось собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного ему в качестве вклада государственными социалистическими предприятиями-участниками. В итоге государственное имущество, принадлежавшее государственному предприятию на праве оперативного управления, фактически переходило в частную собственность (собственность совместного предприятия). Таким образом, конструкция совместного предприятия как юридического лица стала весьма эффективным правовым средством «разгосударствления», а по сути - приватизации «общенародной социалистической собственности» .
Важное значение имеет принятый от 26 мая 1988 г. Закон СССР «О кооперации в СССР», регламентирующий создание и деятельность производственных и потребительских кооперативов, каковыми признавались добровольные объединения граждан (не менее трех) на началах членства для совместного ведения хозяйственной или иной деятельности на базе принадлежащего кооперативу на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества. Кооператив считался созданным с момента регистрации его устава в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива. Имущество кооператива формировалось за счет денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, иных доходов, кредитов банка и других источников. Кооператив является юридическим лицом, собственником своего имущества, самостоятельно участвующим в обороте и отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом. Члены кооператива не несли ответственности по его долгам, за исключением случаев, предусмотренных законом или уставом кооператива.
При этом сами кооперативы получили легальную возможность даже выпускать ценные бумаги, названные «акциями» (п. 4 ст. 22 Закона о кооперации), хотя по существу речь шла об облигациях, общая стоимость которых не могла превышать размера годового валового дохода кооператива.
Как видим, кооперативы, равно как и совместные предприятия, стали первыми в СССР со времен нэпа юридическими лицами частного права, основанными на частной собственности на средства производства.
23 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и республик об аренде, часть положений которых (ст. 16-28) были посвящены правовому регулированию создания и деятельности арендных предприятий.
Любопытно, что организация арендаторов как юридическое лицо возникала с момента принятия трудовым коллективом решения о ее создании, тогда как арендное предприятие приобретало права юридического лица со дня его государственной регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения арендного предприятия (п. 1,2 ст. 16 Основ).
Модель
арендного предприятия как
3 августа 1989 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в 1987 г. Предприятиям, объединениям и организациям независимо от их ведомственной принадлежности было разрешено самостоятельно, на договорных началах, создавать концерны, консорциумы, межотраслевые государственные объединения, государственные производственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры - юридические лица, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, образованных с фирмами иностранных государств.
В экономике тогдашней России эти юридические лица играли двоякую роль. Во-первых, они явились удачным правовым средством разгосударствления, а позднее - приватизации государственной социалистической собственности. Во-вторых, в ходе проведения реформы управления производством они служили надежным способом маскировки для сохранения среднего звена управления - министерств и ведомств, которые в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР были в «добровольном порядке» преобразованы в разного рода ассоциации и концерны.
В целях контроля за процессом создания и деятельности таких образований Верховный Совет РСФСР принял постановление от 11 октября 1991 г. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР», которым запретил органам государственной власти и управления РСФСР делегировать любым региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать их деятельность. Созданным на территории РСФСР объединениям предприятий запрещалось осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, а Правительству РСФСР было указано, что оно может наделять такого рода объединения предприятий только теми правами, которыми само обладает.
В сельском хозяйстве продолжали действовать артели, колхозы, межколхозные организации и хозяйства (МКХ), потребкооперации.
Кроме того, появились областные и районные агропромышленные объединения (ОАЛО и РАЛО), являющиеся юридическими лицами, но имеющие в своем составе колхозы, совхозы, другие предприятия и организации, которые также сохраняли хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.
Весьма многообразны были формы юридических лиц в некоммерческой сфере: общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, профессиональные союзы и пр.), жилищно-строительные, дачностроительные кооперативы и т.д.
Кардинальные перемены в политической и экономической жизни СССР и России, начавшиеся после апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и получившие название «перестройка», стимулировали предпринимательскую активность людей буквально всех возрастов и социальных слоев. Вследствие ослабления тоталитарного контроля, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным и общественным организациям в гражданском обороте появились такие виды юридических лиц, как межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК, НТК), инженерные центры (ИЦ), центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), государственные производственные объединения (ГПО), межотраслевые государственные объединения (МГО), народные концерны («Бутэк» и пр.), временные научные коллективы и т.д.
К сожалению, «полезный опыт» создания и деятельности таких «народных концернов» был успешно позаимствован многими нынешними «естественными монополиями», которые только благодаря почти бесконтрольному доступу к сырьевым ресурсам, установлению неоправданных льгот и привилегий имеют возможность получать сверхприбыли за счет эксплуатации природных богатств, принадлежащих Российскому государству и являющихся национальным достоянием.
Возникают коллективные предприятия, имущество которых было выкуплено их трудовыми коллективами в соответствии с договором аренды или иным договором. Такие предприятия нередко назывались «народными предприятиями».
Коллективные предприятия представляли собой юридические лица, которые являлись собственниками выкупленного у государства имущества, а также всего приобретенного и произведенного самим предприятием. Хотя имущество коллективного предприятия делилось на «вклады» или «доли» его работников, возможность раздела или выдела имущества коллективного предприятия между его работниками отсутствовала. Стоимость вклада каждого работника в имуществе предприятия на момент его создания определялась исходя из списочного состава работников и стоимости всего имущества предприятия, а также из последующего трудового участия работника в деятельности предприятия. На вклад каждого работника начислялись проценты в размере, определяемом трудовым коллективом на основе результатов хозяйственной деятельности предприятия. Стоимость вклада можно было получить в денежном эквиваленте только после прекращения трудовых отношений с коллективным предприятием (ст. 14, 15 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»).
Несмотря на широкую рекламную кампанию, развернутую в средствах массовой информации по поводу якобы очевидных преимуществ новых организационных форм совместной хозяйственной деятельности, серьезные ученые-правоведы весьма резко и справедливо критиковали низкое качество большинства законодательных актов того времени и полную неясность правового статуса большинства подобных образований.
Очевидно, что, поскольку в условиях СССР мирное перераспределение общественных богатств в пользу отдельных физических лиц исключалось, осуществление такого перераспределения было произведено с помощью института юридического лица. Присвоению государственной собственности горсткой олигархов предшествовала ее передача «в руки трудовых коллективов» этих самых «народных» предприятий. Таким образом, арендные и коллективные предприятия стали весьма эффективным средством поэтапной приватизации общественных богатств.
В ходе дальнейших экономических и политических реформ возникла необходимость создания системы юридических лиц, свойственной рыночной экономике и развитым правопорядкам. Поэтому в начале 90-х гг. российский законодатель предпринял попытки упорядочить сложившуюся систему юридических лиц, которая уже перестала отвечать интересам и потребностям влиятельных деловых кругов.
Информация о работе Возникновение и развитие юридического лица в отечественной истории