Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:10, контрольная работа
Цель данной работы: рассмотреть такую важную часть экономической истории России, как введение советской конвертируемой валюты «червонца».
Задачи: выявить предпосылки, проследить ход проведения денежной реформы вообще и введения конвертируемой валюты «червонца» как составной части этой реформы.
Рисунок
1. 25 червонцев образца 1922 года
Червонцы, в отличие от совзнаков, выпускались не для покрытия бюджетного, дефицита, т. е. без дальнейшего расширения эмиссии денег, а для нужд хозяйственного оборота в интересах урегулирования денежного обращения. По закону червонцы обеспечивались не менее чем на 25% драгоценными металлами (платиной, золотом, серебром) и иностранной валютой по курсу на золото и на 75% — легко реализуемыми товарами, краткосрочными векселями и иными обязательствами.
Кроме того, если первые советские денежные знаки, впервые выпущенные в 1919 году, назывались «расчетными знаками», а в их наименовании не было никаких следов связи с золотом, то в червонцах эта связь особо подчеркивалась в их: 1) названии 2) валютном выражении 3) обеспечение.
Параллельно с бумажными были выпущены золотые червонцы в виде монет, которые по весу и содержанию золота приравнивались к золотым десятирублевым монетам дореволюционного образца. Началась чеканка серебряных и медных монет .
Таким образом, в 1923 году в стране сложилась система двух валют: червонца, золотой и серебряной монет и денежных знаков образца 22 и 23 годов.
5.
Червонец как основное
платёжное средство
Первое время червонцы искусственно поддерживались Госбанком, тем самым, создав «червонный голод». Сам же червонец рассматривался тогда его держателями как неденежная ценная бумага, чем средство обращения и платежа. Его в отличии о «совзнака» не торопились выпускать из рук – он не терял своей ценности и не был подвержен инфляции. Наоборот червонец неуклонно набирал покупательную силу. Курс червонца устанавливался один раз в день и передавался по телеграфу по все стране.
Но система двух валютного обращения создала почву для широкого развития валютной спекуляции. Деятельность государственных, промышленных и торговых предприятий в атмосфере валютных спекуляций принимала ненормальный характер. Значительное расхождение между официальной и вольной котировками червонца почти постоянно имели место либо в ту, либо в другую сторону. Так как официальный курс был обязателен при платежах, то при превышении его над вольным, все стремились платить совзнаками. Противоположного порядка спекуляция развивалась в том случае, когда официальный курс был ниже вольного.
Принятые в конце 1923 и начале 1924 года меры пресекли операции наиболее злостных спекулянтов, но не ликвидировали спекуляцию, так как для нее существовали легальный возможности (разрешение частных сделок с золотом и валютой), а сама система параллельного обращения двух валют создавало объективную необходимость в таких операциях не только для частных лиц, но и для предприятий и организаций, действовавших на началах коммерческого расчета.
Хотя
и не без труда, а местами и курьезов, червонец
растекается по всей России, достигая
к концу 1923 года самых глухих ее окраин.
Здесь он вытесняет из платежного оборота
даже золото и иностранную валюту.
6.
Червонец – конвертируемая
валюта
Червонец «переходит» государственную границу практически одновременно и на Востоке, и на Западе. Здесь новая валюта начинает стихийно проникать на валютные биржи целого ряда государств. Это означало, что за границей появляется вполне объективная потребность в советских червонцах. За него добровольно соглашаются платить иностранной валютой по высокому курсу.
Дебют червонца на заграничных биржах оказался вполне успешным: он сразу же встал высоко, несмотря на довольно скептическое отношение к нему многих даже внутри Советской России.
Параллельно с продвижением на Запад, червонцы стихийно совершили такой же путь на Восток – в Китай и Персию. Этому способствовал рост объемов внешней торговли Советского государства со своими крупнейшими соседями. Уже в 1924 году без особого труда разменять или приобрести червонец можно было также в Польше, Турции, Литве. В своем «триумфальном шествии» червонец добрался даже до США. Уже с апреля 1924 в Нью-Йорке начинают печатать курс червонца. Весь апрель червонец стоял на уровне, превышающем его долларовый паритет.
С 1924 по 1925 неофициальные сделки с червонцем совершались в Лондоне и Берлине. В конце 1925 года был принципиально решен вопрос о его котировке не Венской бирже. К тому времени червонец официально котировался в Милане, Риге, Риме, Константинополе, Тегеране и Шанхае. К концу 1923 началу 1924 года советская экономика подверглась «золотовалютной инфляции»: в страну хлынул буквально поток иностранного золота и валюты.
Червонец был близок к тому, чтобы превратится в мировую валюту, но этого так и не произошло.
Котировка
червонцев за границей прекратилась
в 1926 году в связи с запрещением
их вывоза за пределы Советского Союза.
Дело в том, что если внутри страны
советское правительство могло себе
позволить ни при каких условиях не объявлять
о размене червонцев на золото, то за границей
это не проходило. Иностранные банкиры,
предприниматели и купцы стали требовать
обмена принадлежавших им банкнот на золото
по стоимости золота, напечатанной на
червонцах. С тем, чтобы не допустить дальнейшего
накопления червонцев за границей, и был
запрещен их вывоз за рубеж. А еще через
два года запретили и ввоз червонцев из-за
границы в СССР.1
7.
Конец эпохи червонца
В экономической политике руководители советского государства все настойчивее стали осуществляться мероприятия, которые были противопоказаны червонцу уже при самом его рождении. При своем «конструировании» червонец был ориентирован на нормальную рыночную экономику, развивающуюся по своим собственным законам. Но подрыв, а вскоре и полное устранение рыночных методов регулирования экономики, централизация хозяйственных процессов, государственный монополизм, превращение кредита в фактическую разновидность централизованного финансирования промышленности, оторванного от мирового рынка, внутреннее ценообразование - неизбежно предопределили гибель червонца как конвертируемой валюты.
Червонец держался на благоприятном торговом платежном балансе - в этом была его сила. И, стоило, только положительному сальдо торгового баланса под влиянием невыполнением не реальных плановых заданий на 1925 год сменится отрицательным, как вся денежная система зашаталась.
В середине 1925 появились первые признаки инфляции, принявшей характер ползучей инфляции после того, как XIV съезд партии принял курс на индустриализацию.
Связанные
с индустриализацией глубокие структурные
и технические сдвиги в экономике,
а затем постепенное
Заключение
Благодаря реформе денежной системы была ликвидирована гиперинфляция, что способствовало укреплению принципов хозрасчета в промышленности, стабилизации цен, развитию торговли, расширению товарно-денежных отношений между городом и деревней. Но главное, были созданы предпосылки для формирования устойчивой денежной системы.
Был
восстановлен единый Государственный
банк, появились кооперативные банки,
кредитные и страховые
Фактической кульминацией новой финансовой политики стала отмена в 1925 г. продналога и замена его денежным налогом. Деньги стали главным товаром.
Если бы государство не дало торговому обороту твердой валюты в 1922 году, то хозяйственная жизнь продолжила бы идти своими путями, и нашла свой собственный выход из положения. В поисках устойчивого основания для своих расчетов она пришла бы к иностранной валюте или, что наиболее вероятно, к золотой монете старого образца. Они бы обслуживали, если не весь торговый оборот, то, во всяком случае, его существенную часть.
Но эмиссия червонца пресекла это «захлестывание» хозяйственного оборота и дала банковскую валюту, управляемую советским государством. Пуд хлеба перестал быть валютной единицей, уступив место червонцу. Но в целом для этого периода развития русского монетного двора, как и для других реформ НЭПа, характерны незавершенность преобразований, усеченность экономических форм и открытость для внешних регулирующих воздействий.
Слово
«червонец» сохранилось в обиходе
до наших дней. Как неосознанная ассоциация
с устойчивой национальной валютой, полагают
некоторые специалисты.1 Впрочем,
они же и отмечают, что материальная реинкарнация
“золотого червонца” вряд ли возможна,
а рассуждение о том, что золотая валюта
может способствовать возрождению былого
престижа рубля, не имеет оснований. “Золотой
червонец” был актуален лишь для своего
времени, поскольку тогда смог обеспечить
определенную экономическую стабильность,
символом которой и стал.
Список
использованной литературы