Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:00, реферат
Социальная структура постиндустриального общества. Становление постиндустриального общества радикально изменяет сущность и мотивацию человеческой деятельности, модифицирует корпоративные принципы и определяет новые формы организации товарного производства. В подобной ситуации невозможно предположить, что столь масштабная трансформация оставляет незатронутыми глубинные основы социальной организации, не порождает новые общественные страты, не вызывает к жизни новые линии классового противостояния.
ВВЕДЕНИЕ
Попытки осмысления новой социальной стратификации
Становление "класса интеллектуалов"
Обратная сторона "революции интеллектуалов": формирование устойчивого низшего класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра
менеджмента и организации
По спецкурсу:
«Современные теории постиндустриального
общества и характерные особенности
развития сферы услуг» на тему: «Социальная
структура постиндустриального общества».
Выполнила: студентка 4 курса
Дневной формы обучения
Специальности «Соц.менеджмент»
Пацкевич
М.А.
Минск,
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальная
структура постиндустриального
общества. Становление
1.
Попытки осмысления
новой социальной стратификации
Проблема изменяющейся социальной структуры попала в поле зрения социологов в первые послевоенные годы. К этому периоду относятся эпизодические высказывания на данную тему, однако большинство из них позволяет утверждать, что в центре внимания исследователей оказывались не столько распределение материального богатства, сколько статусная роль человека в постиндустриальном обществе.
Наблюдая резкое снижение
Понимание этого факта широко распространилось в конце 50-х - начале 60-х годов. В 1962 году Ф.Махлуп вводит в научный оборот термин "работник интеллектуального труда", подчеркивающий ранее неизвестные черты нового типа работника: его ориентированность на оперирование информацией и знаниями; фактическую независимость от факторов собственности на средства производства; высокую мобильность и стремление к деятельности, открывающей поле для самореализации и самовыражения даже в ущерб сиюминутной материальной выгоде. Все больше исследователей приходят в этот период к выводу, что новая роль знания вызывающая массовое появление подобных работников, не может не привести к радикальным подвижкам в общественной структуре.
С начала 60-х и вплоть до середины 80-х годов в западной социологии ведется анализ двух процессов, имеющих непосредственное отношение к формированию новой социальной структуры постиндустриального общества.
В
условиях становления
Вторым выступает обособление
новой элиты
В 70-е годы, когда теория
Таким образом, несмотря на то, что исследователи с большой степенью определенности указывали на разрушение классовой структуры, свойственной эпохе индустриализма, уже к началу 80-х годов стало ясно, что постиндустриальное общество формируется как новый тип классового общества
К 90-м годам сформировалась трактовка новой социальной структуры. На одном ее полюсе оказался высший класс постиндустриального общества, представители которого происходят, как правило, из обеспеченных семей, имеют превосходное образование, исповедуют постматериалистические ценности, заняты в высокотехнологичных отраслях хозяйства, имеют в собственности или свободно распоряжаются необходимыми им условиями производства, и зачастую занимают высокие посты в корпоративной или государственной иерархии. На другом располагается низший класс, представители которого происходят в большинстве своем из среды пролетариата или неквалифицированных иммигрантов, не отличаются высокой образованностью, движимы главным образом материальными мотивами, заняты в массовом производстве или примитивных отраслях сферы услуг, а иногда являются временно или постоянно безработными. Каждая из этих категорий выступает скорее идеальным типом, чем оформившимся классом; между тем они постоянно пополняются представителями "среднего класса", который на протяжении десятилетий считался главной опорой индустриального общества.
Нестабильность "среднего класса"
в современных условиях
Сегодня
можно с высокой степенью уверенности
утверждать, что постиндустриальное
общество не станет обществом, в котором
господствует идея равенства. Открывая
широкие перспективы перед
Не будет преувеличением утверждать, что история зрелого индустриального общества охватывает столетний период с 70-х годов XIX по 60-е годы XX века. Как известно, эпоха становления индустриального строя с ее первоначальным накоплением капитала и превращением значительного числа крестьян и ремесленников в наемных рабочих была ознаменована ростом социального неравенства, порожденного пороками системы, основанной на частной собственности. В 1890 году, когда в США и других развитых странах процесс формирования индустриального общества был близок к своему завершению, горстка богачей контролировала большую часть общественного достояния. Однако в последующем, по мере развития мелкого бизнеса, распыления капитала, возвышения класса менеджеров, и, что самое главное, по мере роста оплаты квалифицированного труда, который явно недооценивался в годы становления индустриального строя, степень имущественного неравенства стала снижаться.
Процесс смягчения
Однако середина 70-х годов, период,
в который впервые зримо
Но и этот процесс оказался не вечным. Таким образом, сегодня становится очевидным, что знания, способности к созданию нового, к самостоятельной творческой деятельности ценятся превыше всего, а "существующие в наше время в Соединенных Штатах классовые различия объясняются главным образом разницей полученного образования".
Конец 80-х и 90-е годы стали
эпохой подлинной "революции
интеллектуалов". Новая информационная
экономика позволила начинать
рискованные проекты
Новый высший класс постиндустриального общества как никогда прежде является трудящимся классом.
В современных условиях именно
образованность и опыт
Отдача от образования превосходит все ожидания; и частные компании и государство не жалеют сил и средств для укрепления класса интеллектуалов, обеспечивающего постиндустриальным странам доминирующие позиции в современном мире.
Однако при всей видимости широкого распространения образования в западном мире, класс интеллектуалов воспроизводит себя в качестве элитарного и, в некотором смысле, все более и более замкнутого класса. Мы вынуждены вслед за известным американским социологом констатировать, что, несмотря на то, что интеллектуальный класс по-прежнему не является замкнутым для новых членов, что получение образования облегчается грантами и субсидиями, "никогда ранее американский привилегированный класс не находился в такой опасной изоляции от окружающего мира".
Становление интеллектуального класса
в качестве элиты постиндустриального
общества резко подчеркивает грань, отделяющую
его от остального социума. В отличие от
индустриального общества, это неравенство
вполне оправдано, так как новая элита
не является паразитической, а обращает
себе на пользу результаты собственного
труда, выступающего залогом прогрессивного
развития общества. Между тем это не может
смягчить и тем более погасить возникающий
социальный конфликт, второй стороной
которого неизбежно оказываются люди,
в огромном количестве выталкиваемые
из общественного производства той же
самой технологической волной, которая
вознесла интеллектуальный класс к его
сегодняшнему беспрецедентному благосостоянию.
Информация о работе Социальная структура постиндустриального общества