Роль ТНК в международной хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:53, контрольная работа

Краткое описание

Международные корпорации являются важнейшим элементом развития мировой экономики, международной торговли и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей,

Содержимое работы - 1 файл

Алена мир экономика.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

Все транснациональные корпорации проводят широкую внешнеэкономическую экспансию.

Существенная доля международной торговли (около 30%) состоит из внутрифирменных потоков транснациональных корпораций. Ими создана специфическая форма перевода капиталов посредством  трансфертных цен (в том числе специально заниженных или завышенных), устанавливаемых самими транснациональными корпорациями при поставках товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках корпораций (т.е. сделки между филиалами одной и той же транснациональной корпорации осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой корпорацией). Поэтому трансфертные цены на продукцию транснациональных корпораций являются весьма злободневной проблемой.

Многие транснациональные корпорации достаточно велики и обладают монопольной властью. Некоторые из них по объему оборота превосходят целые страны, а руководители таких фирм зачастую ведут дела непосредственно с главами государств.

Нередко транснациональные корпорации, действуя во многих странах способны влиять на все сферы общественной жизни. А самые крупные и могущественные корпорации в состоянии уклоняться от экономического и политического контроля со стороны принимающих государств. Нередко, испытывая давление со стороны правительства принимающей страны, транснациональные корпорации покидают данную страну и перемещаются в другую – с более лояльным правительством.

Необходимо отметить основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающей страны:

1.        опасность превращения принимающей страны в место сброса устаревших и экологически опасных технологий;

2.        захват иностранными фирмами наиболее развитых и перспективных сегментов промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающей страны. Транснациональные корпорации, обладающие даже в моменты потрясений крупными финансовыми ресурсами, они активно используют плохую конъюнктуру для осуществления захвата других фирм;

3.        возможность навязывания компаниям принимающей страны неперспективных направлений в системе разделения труда в рамках транснациональных корпораций;

4.        ориентация транснациональных корпораций на поглощение влечет возрастание неустойчивости инвестиционного процесса. Крупные инвестиционные проекты, связанные с реальными капиталовложениями, отличаются известной устойчивостью - они не могут быть начаты без длительной подготовки и внезапно завершены без внушительных потерь. Политика захватов наоборот предполагает финансовую подвижность;

5.        устойчивое положение транснациональных корпораций дает им возможность более решительных мер в случае кризисов - закрытие предприятий, сокращение производства, что ведет к безработице и т.п. негативным явлениям. Этим объясняется явление дезинвестиций (массового изъятия капитала из страны);

6.        склонность транснациональных корпораций к преувеличенной реакции на изменение конъюнктуры дает множество поводов для снижения выпуска продукции, если конкурентоспособность данного государства по тем или иным причинам снижается.

И хотя воздействие притока иностранных инвестиций на экономику принимающей страны может носить неоднозначный характер, нельзя сбрасывать со счетов колоссальное положительное экономическое воздействие транснациональных корпораций.

Приток иностранных капиталовложений способствует развитию внутрирегиональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в материалах, комплектующих и оборудовании, филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны-инвестора [3].

Транснациональные корпорации подрывают позиции местных монополий и, несмотря на свои крупные размеры, нередко повышают степень конкурентоспособности национальных рынков. Осуществляя прямые зарубежные инвестиции, транснациональные корпорации перемещают через национальные границы крупные производственные ресурсы. Перемещая производственные ресурсы из стран, где они имеются в избытке, в страны, испытывающие их недостаток, транснациональные корпорации способствуют более эффективному размещению мировых факторов производства и, как следствие, росту производства в мире. Мировое сообщество получает заметную выгоду от более эффективного размещения ресурсов, перемещая из страны в страну квалифицированную рабочую силу, капитал, технологии и т.д. В этом сходятся взгляды практически всех экономистов-международников.

Транснациональные корпорации действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии. Они обладают огромным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.

Транснациональные корпорации продемонстрировали свою способность нарушать изоляцию национальных экономик, вовлекая их в единый процесс с мировым экономическим сообществом. Они служат важнейшим средством передачи новых технологий, распространения информации о новых продуктах, в результате чего меняются общественные предпочтения.

В условиях обострения международной конкуренции важным направлением развития транснациональных корпораций стало формирование смешанных компаний с участием местного капитала, что ускоряет концентрацию капитала. Участие местных акционеров создает возможность учета их интересов, хотя важнейшие решения принимаются штаб-квартирой.

В настоящее время экспорт капитала осуществляется не только ведущими в промышленном отношении странами. Он вывозится также из продвинувшихся в промышленном отношении стран Азии и Латинской Америки (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Бразилия). Крупнейшие компании этих стран экспортируют капитал с целью расширения сфер своей деятельности, использования трудовых ресурсов или научно-технических достижений принимающих стран для извлечения более высоких прибылей.

Закономерности развития транснациональных корпораций значительно отличаются от закономерностей развития основной массы национальных фирм. Среди основных тенденций их развития можно выделить следующие:

1.        незначительное сокращение (либо отсутствие сокращения) оборота транснациональных корпораций в периоды кризисов, независимость их даже от длительных депрессивных явлений в отдельных отраслях промышленности;

2.        транснациональные корпорации имеют возможность преуспевать вне зависимости от состояния национального хозяйства;

3.        от улучшения конъюнктуры внутри страны транснациональные корпорации получают меньший выигрыш.

Таким образом, компании с международным характером становятся во многом независимыми от развития конъюнктуры в отдельных странах, а успехи транснациональных корпораций мало помогают национальной экономике. То есть, типичной чертой гипотетической “ТНК-экономики” является резкий контраст между благополучием крупнейших компаний и серьезными трудностями хозяйства страны в целом - неустойчивым развитием производства, инфляцией, недостаточным объемом капиталовложений, массовой безработицей.

Развитие международного производства связано не только с прямыми инвестициями, но и с целым рядом других форм международного сотрудничества:

1.        лицензионные соглашения, которые дают возможность транснациональным корпорациям участвовать в делах зарубежных компаний и получать прибыли и отчисления за пользование патентом;

2.        соглашения об управлении, по которым транснациональные корпорации организуют управление и техническое обслуживание зарубежных компаний в обмен за плату и долю в капитале;

3.        международная субконтрактация, при которой транснациональные корпорации заключают субконтракты с иностранными компаниями на выполнение особых работ или поставку отдельных товаров.

3 Российские транснациональные компании в условиях мирового финансового кризиса

Наиболее уязвимыми в условиях мирового финансового кризиса оказались прежде всего ТНК сырьевых и базовых отраслей российской экономики. Именно в этих секторах экономики, продолжающих обладать (на фоне устойчивого в целом мирового спроса на природные ресурсы и продукты их первичной переработки) серьезными конкурентными преимуществами и испытывающих на себе влияние глобальных процессов консолидации, сформировались наиболее крупные ТНК, определяющие, по существу, в условиях переходного периода реформирования отечественной экономики, масштабы и динамику зарубежной инвестиционной экспансии российского бизнеса. Аккумулируя в докризисный период крайне благоприятной товарной конъюнктуры значительные избыточные доходы от экспорта сырьевых товаров (особенно энергоносителей) и широко используя возможности привлечения все более дешевых (в условиях существенного реального укрепления обменного курса национальной валюты) заемных средств у зарубежных кредиторов (зачастую, на условиях залога ценных бумаг и стоимостной корректировки залога в случае снижения его рыночной стоимости) российские нефтегазовые, металлургические и горнодобывающие компании осуществляли масштабные инвестиции в материальный сектор зарубежной экономики, в том числе финансировали, по различным оценкам, до 75-80% от общего объема транснациональных сделок российских ТНК по приобретению зарубежных производительных активов [2]. Таким образом, инвестиционная экспансия многих, и особенно наиболее активно осуществляющих инвестирование средств в зарубежный материальный сектор крупных ТНК сырьевых и базовых отраслей российской экономики становилась все более зависимой от состояния мировой конъюнктуры, в том числе от положения на финансовых (включая фондовые) рынках.

Распространение влияния мирового финансового кризиса уже к августу 2008 года начало заметно сказываться на масштабах и динамике внешней экспансии российского бизнеса. В условиях значительного ухудшения мировой товарной конъюнктуры (особенно по товарам энергогруппы и металлам) [3], конъюнктуры на фондовых биржах (в виде обвального падения рыночной стоимости обращающихся корпоративных ценных бумаг) и рынках ссудного капитала (в виде значительного удорожания заемных средств) многие, и особенно крупные российские транснациональные компании сырьевых и базовых отраслей экономики страны столкнулись с необходимостью пересмотра своих производственных и финансовых планов.

Для стабилизации финансово-экономического состояния и повышения эффективности своей инвестиционной деятельности многие запланированные российскими компаниями транснациональные сделки и проекты, в том числе в странах, где уже удалось закрепиться в предыдущие годы, вынуждено были отложены. К таким сделкам можно отнести, например, так и не состоявшуюся в конце 2008 года покупку российской металлургической компанией «НЛМК» 100% пакета акций у группы зарубежных инвесторов (в число которых входила американская инвестиционный компания «Carlyle Group») крупнейшей независимой североамериканской трубной компании «John Maneely Company» за 3,53 млрд. долл., а также сорвавшиеся в том же время года переговоры по приобретению крупным российским производителем строительных материалов - компанией «Сибирский цемент» турецких активов компании «Set Group» за 400 млн. евро у итальянской компании «Italcementi Group» (из-за отказа последней в возможности покупки российским инвестором активов на условиях  частичной рассрочки платежа на сумму 100 млн. евро) [4].

По ряду уже открытых транснациональных сделок удалось договориться с партнерами о частичной рассрочке платежей, что, однако, далеко не всегда в последствии заканчивалось успешной реализацией достигнутых договоренностей. Так, например, крупнейшая нефтегазовая компания «Лукойл», договорившись с зарубежными контрагентами по ряду инвестиционных проектов о годовой рассрочке платежей, к осени 2009 года смогла результативно для своей транснациональной деятельности закрыть сделку по покупке у итальянской компании «ERG S.p.А.» 49% акций крупнейшего сицилийского нефтеперерабатывающего комплекса «ISAB» за 1,347 млрд. евро, а также приобрести у турецкой компании «Aytemiz-Djiner Group» 100% пакет акций турецкой компании «Akpet» (производителя моторных масел и владельца крупной розничной сети АЗС и нефтегазовых терминалов) за 555 млн. долл.

В тоже время крупнейшая российская металлургическая и горнодобывающая компания «Евраз» так и не смогла в условиях кризиса осуществить один из наиболее масштабных транснациональных проектов, позволяющих значительно расширить географию рынка сбыта своей продукции, оцениваемого в размере порядка 1,5 млрд. долл. Приобретя в первой половине 2008 года 10,01% акций крупного китайского производителя стали и металлотрейдера – компанию «Delong Holding», российский инвестор так и не смог довести к августу 2009 года (даже с учетом двух переносов платежей партнерами по сделке) долю своего участия в капитале китайской компании до предусмотренного условиями опциона уровня в 51% акций.

Однако, в ряде случаев, в условиях жесточайшего дефицита свободных средств и невозможности договориться о рефинансировании значительных внешних обязательств перед кредиторами российские компании были вынуждены для погашения задолженности зачастую идти на радикальную реструктуризацию своих инвестиционных портфелей посредством распродажи определенной части зарубежных активов (особенно по тем кредитам, которые предоставлялись на условиях залога пакета акций приобретаемых зарубежных компаний). В числе таких вынужденных сделок, например, можно привести отказ в пользу кредиторов крупнейшим российским холдингом «Базовый элемент» (формирующим ТНК в разных отраслях зарубежного материального сектора) осенью 2008 года от заложенных им ранее в качестве кредитного обеспечения пакетов акций ряда крупных зарубежных производительных активов (приобретенных годом ранее через подконтрольные российской бизнес-структуре компании на общую сумму порядка 2,24 млрд. долл.), а именно: блокирующего пакета акций канадского производителя автокомпонентов «Magna» и 9,99% акций немецкого строительного холдинга «Hochtief»; продажу российским металлургическим гигантом – компанией «Металлинвест» осенью 2009 года на австралийской фондовой бирже 10,37% акций крупной австралийской золотодобывающей компании «Medusa Mining Limited» за сравнительно невысокую рыночную цену, эквивалентную порядка 50 млрд. долл.

Если говорить о трансграничных сделках по приобретению российскими ТНК уже функционирующих за рубежом иностранных компаний, получивших в последние годы широкое распространение в качестве формы вывоза ПИИ за рубеж, то и в кризисный период они также в русле общей тенденции имели неуклонный понижательный тренд (особенно существенный в 2009 году), что не могло не повлиять на формирование консолидированных объемов и динамику инвестирования российским бизнесом капиталов в зарубежный материальный сектор. Так, например, по подсчетам аналитической группы ReDeal (в рамках проекта Mergers.ru «Слияния и Поглощения в России»), понижательная корректировка показателей транснациональных приобретений с участием российских компаний по количеству заключенных сделок и размеру валовых вложений в зарубежные активы сумм выглядела в 2008-2009 гг. следующим образом: 113 и 21,8 млрд. долл. и 66 и 12,4 млрд. долл. соответственно (против 113 и 23,3 млрд. долл. США соответственно в докризисный 2007 год) [6].

По накопленным частным сектором за рубежом прямым инвестициям (особенно с точки зрения масштабности снижения абсолютного показателя) статистическая картина оказалась еще более негативной. По данным Банка России, международная инвестиционная позиция по накопленным российским бизнесом иностранным активам в форме прямых инвестиций в стоимостном выражении сократилась до порядка 206 млрд. долл. к началу 2009 года (против порядка 374 млрд. долл. по состоянию начало 2008 года) или более чем в 1,8 раза.

Информация о работе Роль ТНК в международной хозяйственной деятельности