Процесс криминализации общества и экономики России в переходный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:17, реферат

Краткое описание

Для науки и практики хозяйствования и социального управления крайне важно понять природу феномена криминализации, его факторы, и на этой основе - определить возможности минимизации криминализации. Решение названных задач имеет не только теоретический интерес, но и относится к разряду важнейших приоритетов политики государства и общества в сфере обеспечения национальной безопасности, к выбору стратегии дальнейшего развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятийный аппарат криминализации 4
2. Предпосылки криминализации 5
3. Государство как фактор криминализации общества 7
4. Криминализация экономики переходного периода 8
5. Опасность криминализации и модель противодействия 11
Заключение 14
Список используемых источников 15

Содержимое работы - 1 файл

реф по институц.эк - копия.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Выделение в рамках криминальной экономики двух названных подсистем - методологически важное действие для системно-структурного изучения данного явления. Вместе с тем, деление на криминализированную и нелегальную экономику в определенной степени условно, поскольку в реальной хозяйственной жизни наблюдается их взаимодействие, переплетение и взаимопроникновение. Примером подобного взаимодействия, когда структуры и субъекты нелегальной экономики проникают в институты легального национального хозяйства, может служить  организованная преступность, действующая в сфере наркобизнеса, создает собственные «дочерние» легальные фирмы, занимающиеся по форме правомерным предпринимательством, но по содержанию - сочетающие разрешенную экономическую деятельность с уклонением от налогообложения и совершением иных экономических преступлений.

Признак второй. Сердцевиной криминальной экономики  выступает, с одной стороны, масштабная криминализированная экономическая деятельность (относится к первой подсистеме «Криминализированная экономика») - то есть такая легальная экономическая деятельность, которая неразрывно сочетается с нарушениями уголовного закона в части, касающейся совершения экономических преступлений. С другой стороны, основание криминальной экономики составляет и криминальная экономическая деятельность, осуществляемая нелегальными преступными бизнес-структурами (в сферах наркобизнеса и т.п.) и относящаяся ко второй подсистеме «Нелегальная экономика».

Признак третий. Функционирование криминальной экономики немыслимо без применения внеэкономических методов конкуренции и получения сверхприбылей. В «первой подсистеме» для криминализированного предпринимательства характерным является достижение незаконных преимуществ в конкурентной борьбе за счет использования различных видов мошенничества, преступных деяний, связанных с обманом и злоупотреблением доверием - коммерческого мошенничества, лжепредпринимательства, незаконного предпринимательства, преднамеренного и фиктивного банкротства, сокрытия доходов от налогообложения и др. В рамках нелегальной экономики (во «второй подсистеме») в качестве внеэкономических методов конкуренции преступными сообществами используется силовой инструментарий насаждения монопольной власти для «своих» предпринимательских структур, действующих в официальной (легальной) системе хозяйствования на рынках сырья, производства, обращения, в сфере кредитно-банковской деятельности и т.д. – вымогательство, шантаж, угрозы, заказные убийства и т.п. В результате, например, розничная торговля на российском потребительском рынке, по данным органов внутренних дел, почти полностью находится под жестким контролем криминальных структур. Названные силовые методы используются для решения различных задач «экономического порядка» – для навязывания партнерам по бизнесу (включая и сферу легальной экономической системы государства) явно невыгодных либо кабальных коммерческих сделок, хозяйственных договоров и т.п., для установления и поддержания монопольно высоких цен на товары и услуги, чье производство контролируют криминальные структуры и т.д. При этом в подавляющем большинстве случаев преследуется главная цель - извлечение сверхприбылей.

Выполнение  криминальной экономикой на определенных этапах развития общества (как правило, в переходные периоды) функции механизма, гасящего излишнюю социальную напряженность, объясняется тем, что она в определенной части решает для домашних хозяйств проблему занятости и доходов. Государство в переходном обществе часто самоустраняется от выполнения таких обязанностей, обрекая население на бедность и тяготы самовыживания. В то время как именно криминальная экономика дает рабочие места и важный источник дополнительного (либо единственно возможного) дохода. Иными словами, в определенных конкретно-исторических условиях она может выступать в качестве некоего компенсаторного механизма, позволяющего сгладить недостатки и ущербность легальной системы хозяйствования переходного общества, снизить социальные издержки неумелого рыночного реформирования.

Существует  прямая взаимообусловленность между  состоянием эффективности государства, с одной стороны, и темпами  и масштабами воспроизводства криминальной экономики, с другой. Подход к анализу этой связи с позиций институционализма позволяет заключить, что неумелое и недостаточно полное выполнение государством функции в части создания чистых общественных благ детерминирует рост криминальной экономики, которая замещает и вытесняет государства с этого специфического рынка услуг.

 

5.Опасность криминализации и модель противодействия

 Опасность  криминализации состоит и в том, что она представляет угрозу существования самим цивилизованным рыночным отношениям, построенным на принципах свободы конкуренции и эквивалентности обмена. По большому счету она препятствует социальному и научно-техническому прогрессу в обществе, сдерживая экономическое развитие и уводя ресурсы и капиталы от вложения в социально значимые сферы национального хозяйства, препятствуя социально справедливому перераспределению доходов от эксплуатации природных ресурсов, и т.п.

Криминализация  экономических отношений при  институциональном перерастании в криминальную экономику, приводит к подрыву конструктивных оснований легальных рыночных отношений, к изменению направленности вектора их воспроизводства в сторону усиления социальной несправедливости и имущественного расслоения. Экономическая преступность и иные криминальные экономические явления в первую очередь деструктивируют действие ключевых рыночных принципов эквивалентности обмена, законов стоимости, равновесия спроса и предложения.

В итоге  мультиплицируется спектр отрицательных  внешних эффектов. Примеров таких внешних эффектов множество. Так, уход субъектов предпринимательства от налогообложения вызывает сокращение поступлений денежных средств в федеральный бюджет и бюджет регионов. Это сокращение далее не только приводит к сокращению доходов бюджетников, пенсий, стипендий, пособий, и т.д., но и невольно стимулирует недобросовестную конкуренцию в бизнесе – уклонение от налогов дает предпринимательским структурам в конкурентной борьбе значительные преимущества. Последнее ведет к концентрации и централизации (монополизации) капиталов, собственниками которых являются по сути преступниками, что, соответственно, обесценивает модели честного ведения бизнеса и стимулирует распространение девиантного поведения в сфере экономической деятельности. Различные формы мошеннической деятельности в бизнесе (обман или введение в заблуждение партнеров по сделкам и контрактам, нанимаемых работников и потребителей) означают не что иное, как формы незаконного присвоения, капитализации или потребления чужих капиталов, собственности или прав на них. Отсюда следуют и соответствующие отрицательные внешние эффекты – в результате нарушения принципа эквивалентности в обменных отношениях это подрывает установленный в обществе порядок распределения. На рынках потребления благ (бензин, электроэнергия и т.п.) распространен преступный сговор, заключаемый между ведущими продавцами для установления завышенных розничных цен, что ведет к «раскручиванию инфляционной спирали», дестабилизации равновесия между спросом и предложением, к перераспределению капиталов и богатств в пользу недобросовестных игроков на этих рынках, к разорению мелкого и среднего бизнеса, к моно- и олигополизации, к относительному и абсолютному обнищанию широких масс населения. Сохранение такой модели хозяйственного механизма, устойчиво воспроизводящей явления криминализации и закрепляющей архаичные, ортодоксальные формы экономических отношений и институтов, приводит к минимизации возможностей эволюции экономической системы в сторону гуманизации, социализации, ассоциативности и демократизма. Формирование моделей экономики, обладающих признаками социальности, гуманизма, демократизма и ассоциативности, крайне важно для поиска  оснований нового экономического развития.

Демократизм и ассоциативность означают массовое включение рабочей силы предприятий  в систему наделения работников собственностью на капитал и включение в производственное управление, а также подразумевают широкое использование гражданами потенциала самоуправления в решении, прежде всего, экономических и социальных проблем своей жизнедеятельности на муниципальном уровне. Установление принципа социальности означает отказ от олигархии — режима, при котором реальная власть находится у небольшого круга лиц и переподчинение национальных экономических моделей целям и задачам социального развития общества, когда интерес общества в целом и интересы отдельного человека являются абсолютно приоритетными. Сопряженный с этим принцип гуманизма может быть в общем обозначении интерпретирован как подчинение деятельности государства и общества задачам свободного развития личности. Названные принципы являются антиподами принципам несвободы, неравенства (неравной меры для всех), несправедливости (произвола и привилегий), которые в гипертрофированной форме взросли и утвердились за годы реформ в российской экономической действительности. При этом, для реализации названных социально конструктивных принципов крайне важным является нахождение конкретных институциональных и организационно-функциональных форм национального хозяйственного механизма, системы управления макроэкономикой и предприятием, в которых бы они получили свое реальное воплощение. По убеждению академика РАН Л.И. Абалкина, должна быть разработана качественно новая модель развития общества, адекватная как внутренним историко-культурным традициям, так и мировым тенденциям, в которой при этом социальная составляющая выступает и как цель, и как главный фактор экономических преобразований.

Для того, чтобы сформировать эффективную модель противодействия криминальным макроэкономическим явлениям и процессам требуется наличие и соответствующих условий и предпосылок. К их числу отнесены:

- демократизация  и гуманизация политической и  экономической жизни общества;

- социальное  одобрение и поддержка обществом  экономических реформ, предполагающих  в числе основных задач преодоление  деструктивных, в первую очередь  криминальных, явлений;

- формирование  правовых основ государственности; 

- формирование  экономических и политических  основ гражданского об-щества;

- вытеснение  и исключение форм власти, при которой носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть, правительств, которые контролируются мошенниками, формм правления, когда решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей;

- оздоровление  общественной морали, восстановление  нравственных императивов в поведении граждан и власти; и т.д.

 

 

Заключение

Подводя итоги можно сказать, что для  того чтобы политическая система  была стабильной и эффективной, она  должна основываться на интересах большинства  граждан, а не отдельных групп. Регулирование  социально-экономических различий между социальными группами общества должно служить утверждению социальной и политической стабильности. Для успешного функционирования социального государства нужна высокоразвитая экономика, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. Чрезвычайно важным аспектом в России является эффективное конституирование и деятельность социального государства на всех уровнях управления (федеральном, региональном, местном).

Перспективы выйти из числа аутсайдеров в мировом экономическом соперничестве для нас во многом будут зависеть от того, как руководство России сможет разрешить основное противоречие переходного периода: между провозглашенной правовой государственностью, наличием достаточно высокого уровня свобод и демократии в политической сфере, с одной стороны, и фактическим отсутствием гражданского общества, низким уровнем свободы и демократии в экономической сфере, - с другой. Именно с учетом данного обстоятельства нужно решать сегодня проблему выбора модели хозяйствования, отвечающей критериям эффективной экономики. Она должна быть эффективна не только в экономическом смысле, но и с позиций решения задач становления гражданского общества и правовой государственности. Она должна способствовать формированию социального государства, как записано в седьмой статье Конституции РФ. Должна быть обеспечена генетическая совместимость модели рыночного хозяйствования с принципами правового государства, а это означает, прежде всего, что такая модель должна иметь способность впитать три главные сущностные характеристики, системообразующие принципы права: принцип равенства (равной меры для всех), принцип свободы субъектов и принцип справедливости (исключения произвола и привилегий). Иными словами, эффективная экономика должна быть правовой, т.е. отвечающей принципам, на которых основывается и сама система подлинно цивилизованного и гуманистического права. Они одновременно являются и известными принципами человеческого общежития. Причем, их универсальность характерна не только для правовой системы, но и для таких важнейших сторон жизнедеятельности общества как экономическая, политическая, социальная. В идеале к их реализации должно стремиться любое общество, достойное называться цивилизованным в истинном смысле этого слова. 

 

Список  использованных источников

1. Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В двух томах. Т. Общая часть. 3–е изд., перераб. и доп. — М., 2004; Лопашенко Н.А. Уголовная политика: понятие, содержание, методы и формы реализации. — М., 2002.

2. Кривошеев В.В, Криминализация общества: сущность процесса, российская специфика. М., 2000.

3. Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России. // Экономическая преступность. / Под ред. В.В. Лунеева, В.И. Борисова. — М., 2002.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е. — М., 2005.

5. Моденов А. К. Методология формирования механизма противодействия криминализации экономики России в условиях глобализации. Автореф. дис. доктор эк.наук. — Спб., 2005. 

6. Криминализация экономики и общества - жизнь под «крышей». Режим доступа: -Электронные данные  -http://www.narcom.ru/ideas/socio/81.html.

7. Фонд Общественного Мнения. Режим доступа: -Электронные данные- http://www.fom.ru

Информация о работе Процесс криминализации общества и экономики России в переходный период