Основные направления социальной политики в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации.

Содержимое работы - 1 файл

Основные направления социальной политики в современной России (1).doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (абсолютное измерение бедности) с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., социальная острота проблемы неравенства и бедности сохраняется.

Это связано с:

1) ростом неравенства и, следовательно,  относительной бедности в 2000–х  годах. Исследования показывают, что субъективная бедность, измеряемая  на основе оценок населения  своего материального положения, коррелирует с относительной бедностью, а не с абсолютной. Поэтому общественное мнение и динамика официальных измерителей бедности не совпадают;

2) значимостью решения этих проблем  для сохранения важнейшего конкурентного  преимущества успешного развития России в глобальной экономике – высокого качества ее трудовых ресурсов по сравнению с другими развивающимися странами;

3) заметным ухудшением социально–психологического  состояния россиян в последнее  время, во многом связанным  с резким снижением их толерантности к сложившейся системе социальных неравенств в посткризисных условиях.11

Среди бедных увеличивается доля групп, где бедность наиболее опасна по своим  социальным и экономическим последствиям, и прежде всего – в семьях с  детьми и среди работающих. В общей численности домохозяйств семьи с детьми до 16 лет составляют 35%, тогда как среди бедных вес этой группы достигает 55%, а среди крайне бедных (имеющих менее половины прожиточного минимума) – 66%.

Концентрация детей в бедных домохозяйствах приводит к падению качества человеческого потенциала страны в будущем. Несмотря на существенный рост минимальной заработной платы, около трети работников (24% на крупных и средних предприятиях и порядка 40% в малом бизнесе и нерегистрируемом сегменте занятости) получают заработную плату менее 1,5 прожиточных минимумов. Более того – почти каждый пятый работник получает заработную плату ниже прожиточного минимума. Это означает, что риск бедности для его семьи оказывается в 12,2 раза выше, чем для всех остальных. Решить проблемы этой части бедных мерами социальной политики невозможно не только по причине бюджетных ограничений, но и в силу экономической нецелесообразности.

Из рисунка приложения 4 видно, что в течение 2000-2008 гг. социальные расходы составляли 8-9% ВВП, а в 2010 г. по сравнению с 2008 г. они выросли на 4,4% ВВП. В результате в 2010 г. доля социальных трансфертов в структуре

 

доходов населения достигла исторического  максимума – 18%, чего не было даже в 1985 г. (16,4%).

Если не принимать во внимание скрытую от налогообложения заработную плату, то доля трансфертов составит 23,4%, что свидетельствует о неустойчивости системы социальных выплат.

Основной причиной того, что рост расходов на социальную политику не приводит к сокращению абсолютной бедности, является выделение ресурсов на основе принадлежности граждан к определенной категории (поддержка статусных групп), а не на основе определения нуждаемости. В настоящее время на практике абсолютно доминирует категориальный подход к оказанию социальной помощи12.

Россия отличается высоким  уровнем дифференциации по доходам. Если доля доходов 20% наиболее обеспеченного населения в общем объеме доходов населения с 1990 г. выросла с менее чем трети до почти 48%, а следующих 20% осталась практически неизменной, то три нижних квинтиля заметно ухудшили за это время свое положение. Доля доходов первого квинтиля в общем объеме доходов за последние 20 лет сократилась практически вдвое, а второго – в полтора раза. По мере экономического роста наблюдается и рост неравенства.

Легитимность неравенств определяется не только их глубиной, но и обуславливающими их факторами. С  точки зрения населения, нелегитимными  факторами неравенства являются территориальные различия в доходах  и отраслевые различия в заработках на однотипных рабочих местах (разрыв в средних зарплатах работников однотипных или идентичных профессиональных статусов в различных отраслях доходил в 2009 г. до 3,2 раз).

Несмотря на заметное сокращение смертности в последние годы – с 16,1 на 1000 чел. населения в 2005 г. до 14,2 в 2010 г., этот уровень все еще очень высок по сравнению с европейскими странами (9,6 в странах ЕС в 2009 г).

Особенно высока в  нашей стране смертность населения  в трудоспособном возрасте. Вероятность  умереть в возрасте 15-60 лет в России почти в два раза выше, чем в среднем по Европе: 269 против 146 на 1000 чел. населения (2009 г). По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, экономические потери только от смертности вследствие кардиологических заболеваний, инсульта и диабета достигли в России 1% ВВП в 2005 г. В других странах БРИК они составили менее 0,35% ВВП, а в таких развитых странах, как Великобритания и Канада – менее 0,1% ВВП.

Высокие показатели смертности и заболеваемости населения –  главный вызов российской системе охраны здоровья. Показатели заболеваемости населения нашей страны продолжают расти, при этом темп прироста общей заболеваемости за 2005-2009 гг. составил 9,8% и превысил темп прироста первичной заболеваемости (число впервые выявленных случаев заболеваний), который составил 7,6%.

По уровню финансирования здравоохранения Россия намного отстает от западноевропейских стран. Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС (5,2% против 9% в 2008 г.), а доля госрасходов на здравоохранение в ВВП - меньше в 2 раза (3,4% по сравнению с 6,9%). В абсолютном выражении в расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС (567 долларов и 2203 соответственно по паритету покупательной способности, 2008 г.).

В широко понимаемом комплексе охраны здоровья населения пока абсолютно  преобладает лечебная деятельность медицинских учреждений. Между тем  среди факторов, определяющих здоровье человека, первое место, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, принадлежит здоровому образу жизни. В последние годы политика формирования здорового образа жизни в нашей стране заметно активизировалась: приняты важные программные документы, созданы центры здоровья, несколько повышены ставки акцизов на алкоголь и табак и т.д.

Вместе с тем, внимание к мерам, содействующим распространению  здорового образа жизни, не адекватно  их роли в возможном снижении заболеваемости и смертности в сравнении с  собственно медицинской помощью. Проводимые сегодня мероприятия слишком осторожны и недостаточны – и по содержанию, и по объему финансирования. Исследования показывают, что население практически не замечает антирекламу алкоголя и табака; созданные Центры здоровья малочисленны в масштабе страны и мало посещаются (в среднем 8 посетителей в день).

Усилия по сохранению здоровья населения особенно значимы  для России, которая более всего  отстает в смертности лиц в  трудоспособных возрастах. Однако именно тем компонентам системы охраны здоровья, которые имеют наибольшее отношение к самой острой проблеме, пока уделяется недостаточное внимание. Российская система охраны здоровья, отдавая решительный приоритет лечению, а не широко понимаемой профилактике, фактически отдает приоритет интересам тех, кто не достиг трудоспособного возраста или из него вышел. Не ослабляя усилий по совершенствованию лечения заболевших, необходимо покончить с недооценкой значимости тех компонентов системы, которые должны непосредственно сохранить и развивать потенциал активной части общества (приложение 5).

На состояние здоровья населения  непосредственно влияет и состояние  дел в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности. По данным Минприроды России, примерно на 15 % территории РФ, где проживает 60 % населения, качество окружающей среды неудовлетворительное. По экспертным оценкам, загрязненность атмосферного воздуха может являться непосредственной причиной до 8% общего количества смертей ежегодно. Развитие экономики порождает новые экологические вызовы – прежде всего это проблемы нарастания отходов производства и потребления, роста масштабов загрязнения от мобильных источников в городах.

В последние  годы государство немало сделало  для улучшения работы системы  здравоохранения. Размеры государственного финансирования здравоохранения выросли за последние 5 лет в 2,3 раза в номинальном выражении (в реальном – в 1,4 раза). Благодаря реализации национального проекта «Здоровье» существенно обновлено медицинское оборудование в лечебно-профилактических учреждениях, значительно увеличены объемы бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризации, профилактической работы и т.д.

С принятием в конце 2010 г. закона «Об обязательном медицинском  страховании» начата модернизация этой системы, направленная на повышение ее финансовой устойчивости, выравнивание уровня финансового обеспечения оказания медицинской помощи застрахованным во всех регионах страны, рост эффективности работы медицинских учреждений.

Общие направления преобразований, определенные в 2005 году при формировании приоритетов национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», правильные и сохраняют свою актуальность и сегодня. Однако намеченные преобразования так и не были последовательно реализованы на практике, а отдельные концептуальные подходы были даже изменены, так и не получив практической апробации. Предложенные ранее механизмы до сих пор не задействованы в полной мере либо используются формально.

В результате, хотя в период до кризиса 2009 года динамика отдельных целевых показателей проекта была положительной (особенно хорошо развивалось ипотечное жилищное кредитование), устойчивой положительной динамики по основному показателю – «доля семей, имеющих возможность приобрести (построить) жилье с помощью собственных и кредитных средств» достичь не удалось. Эта доля остается весьма низкой – около 24 % (приложение 6).

2.2. Перспективы развития социальной политики

 

Основные направления социальной политики на ближайшее время определены в «Основных направления бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», а также в «Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика».

При формировании бюджетных ассигнований на оплату труда в 2011-2013 годах учитывались сохранение действующих в текущем году условий де-нежного содержания федеральных государственных служащих и индексация в 2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года (приложение 7):13

Возможность дальнейшей индексации фондов оплаты труда работников бюджетных  учреждений, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников будет рассмотрена при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

С учетом индексации стипендиального фонда обучающихся в образовательных учреждениях с 1 сентября 2011 года на 6,5% объем бюджетных ассигнований на выплаты стипендий составит в 2011 году 42,5 млрд. рублей, в 2012-2013 годах – 44,3 млрд. рублей ежегодно.

Бюджетная политика в сфере образования на планируемый период будет направлена на обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда.

В условиях ухудшающейся демографической  ситуации и прогнозируемого в  связи с этим уменьшение числа  школьников и студентов расходы, предусматриваемые в федеральном  бюджете на образование, не только не сокращаются, а предусматриваются с ростом к 2010 году, что позволит перенаправить объемы бюджетных ассигнований на модернизацию и совершенствование профессионального образования.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование составит в 2011 году - 492,5 млрд. рублей, в 2012 году - 492,3 млрд. рублей, в 2013 году – 492,2 млрд. рублей. Указанные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета позволяют обеспечить исполнение расходных обязательств по предоставлению гражданам возможности получения образования в федеральных образовательных учреждениях и реализацию мероприятий в области образования, осуществляемых в общероссийских масштабах.

Наибольший удельный вес в расходах федерального бюджета на образование  составляют расходы на высшее профессиональное образование (в 2011 году – более 85 %).

Возможность дальнейшей индексации фондов оплаты труда работников бюджетных  учреждений, денежного довольствия  военнослужащих и приравненных к  ним лиц, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников будет рассмотрена при подготовке проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Учитывая значимость подготовки высококвалифицированных  специалистов с высшим профессиональным образованием для экономики страны, в 2011 и 2012 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей. С 2013 года дополнительная поддержка не предусматривается, поскольку предполагается достижение университетами установленных целевых индикаторов.14

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2011-2013 годах планируются бюджетные ассигнования на реализацию нижеперечисленных направлений, которые частично предполагается обеспечивать за счет бюджетных ассигнований на реализацию Федеральной целевой программы развития образования и федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы:

Информация о работе Основные направления социальной политики в современной России