ОПГ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:21, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата является актуальной, так как ОПГ появились еще век назад и существуют по сей день. А масштабы и характер деятельности ОПГ варьируются в широких пределах.
Для раскрытия темы реферата были поставлены следующие задачи:
Изучить материал по данному вопросу;
Проанализировать полученную информацию;
Сделать выводы.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Экономика организованной преступности: подход экономической теории организаций. 4
1.1.Мафия как фирма. 4
1.2.Мафия как теневое правительство. 9
1.3.Мафия как община. 11
Глава 2. Экономика организованной преступности: микроэкономический подход. 13
2.1.Спрос на мафиозном рынке. 13
2.2.Специализация преступного бизнеса. 15
2.3.Бюджет мафиозных организаций. 16
2.4.Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. 18
2.5.Конкуренция на мафиозном рынке. 19
Глава 3. Экономический анализ борьбы с организованной преступностью. 20
3.1. Степень общественной опасности. 20
3.2. Взаимосвязь между преступностью и охраной порядка. 21
Заключение. 24
Литература. 25

Содержимое работы - 1 файл

ОПГ.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки. При транспортировке наркотиков правоохранительные органы перехватывают примерно 10% всех грузов. В результате полицейского преследования мафиозный предприниматель рискует оказаться на длительный срок в заключении и даже расстаться с жизнью . Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции и политиков. Однако эти «страховые взносы» огромны и доходят до 1/3—1/2 валовой прибыли. Высоки также издержки «отмывания» преступных капиталов —5—10% доходов1. Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный — и свою жизнь. Наконец , смертельную опасность несет и общение с покупателем (например, наркоман может убить уличного наркоторговца).

В силу всех этих причин средний  уровень чистой прибыли членов преступных организаций не так уж велик, а ее легальное использование сильно затруднено.

2.5.Конкуренция на мафиозном рынке.

Экономика организованной преступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В любой стране, как правило, действует несколько мафиозных организаций (кланов) , занимающихся схожими промыслами. Единой общенациональной преступной организации нет, видимо, нигде. Даже в Италии помимо сицилийской мафии есть преступные организации несколько меньшего масштаба — неаполитанская каморра и калабрийская ндрангета, которые выступают то партнерами, то соперниками сицилийских мафиози. Как и в легальном бизнесе, олигополистическая конкуренция в «черной» экономике заведомо неэффективна. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территории делятся на районы, закрепленные за отдельными мафиозными группами. Центральное руководство гангстерского сообщества (типа «купола» у сицилийской мафии) , если оно есть, выполняет координирующие функции аналогично национальным союзам предпринимателей в легальных отраслях. Мафиозное сообщество в результате представляет собой федерацию относительно самостоятельных, часто враждующих организаций. Главный босс мафии, единолично контролирующий организованную преступность в национальном масштабе, — фигура совершенно мифическая .

На своем «участке» каждая мафиозная группа действует монопольно. Однако время от времени происходит передел территорий «по силе» (часто в ходе мафиозных «разборок»). Создание централизованных координирующих органов (типа «купола») призвано уменьшать издержки внутренней борьбы, вводить ее в «мирное русло». Однако мафиозные войны по-прежнему случаются не только между конкурирующими преступными синдикатами («война картелей» в Колумбии в 1988 г.), но и внутри них (война кланов сицилийской мафии в 1980-1983 гг.).

Глава 3. Экономический анализ борьбы с организованной преступностью.

3.1. Степень общественной опасности.

Самый важный аспект в экономической теории организованной преступности — это вопрос о степени ее общественной опасности. В современной отечественной криминологической литературе (особенно популярной) господствует мнение, что именно организованная преступность несет обществу наибольшую опасность и потому должна быть главным объектом правоохранительной деятельности. Экономисты глядят на эту проблему иначе.

Уже американский экономист-криминолог Томас Шеллинг, пионер экономического анализа организованной преступности, отмечал, что «некоторые цели организованной преступности совпадают с целями общества — это минимизация междоусобных банд и всех насильственных побочных последствий преступлений, даже избегание согласно договоренности определенных видов преступлений. Если это так, то не следует желать чтобы вся преступность была менее организованной. Возможно даже, нам необходимо, чтобы некоторые виды преступности были бы более организованными, чем сейчас». Призыв к разумному компромиссу с организованной преступностью постоянно с тех пор звучит в работах неоинституционалистов.

 

 

 

3.2. Взаимосвязь между преступностью и охраной порядка.

Развивая эту идею, знаменитый американский экономист Джеймс Бьюкенен построил графическую модель, изображающую взаимосвязь между преступностью и охраной порядка.

 

      Преступная


    деятельность.                                                L


                                  C


                                        C’        

.


                                                              Правоохранительная деятельность.

Рис. 2. Взаимосвязь между уровнем ресурсов, вкладываемых в преступную и правоохранительную деятельность: L — «законодательная реакция»; С — «криминальная реакция» в условиях конкуренции; С’ — «криминальная реакция» в условиях монополии; а — экономия ресурсов преступников в результате монополизации; b — экономия ресурсов общества.

 На рис. 2 кривая L описывает поведение законопослушных граждан, определяющих расходы на правоохранительную деятельность в зависимости от уровня преступности, а кривая С — поведение преступников, определяющих размах своей деятельности в зависимости от интенсивности охраны порядка. Чем больше совершается преступлений, тем больше средств будет затрачено на борьбу с ними; поэтому кривая «законодательной реакции» L идет снизу вверх. Наоборот, кривая «криминальной реакции» С идет сверху вниз, потому что с усилением правоохранительной деятельности преступники вынуждены свою деятельность сокращать. Система находится в равновесном состоянии, когда преступная и правоохранительная деятельность уравновесят друг друга, т. е. когда кривые С и L пересекутся.

Дж. Бьюкенен доказывает, что  кривая «криминальной реакции» при  монополизации преступных промыслов  лежит ниже кривой «криминальной реакции» в конкурентных условиях. В таком случае монополизация преступных промыслов приведет к сдвигу точки равновесия Z вниз и влево, к Z m , т. е. к снижению уровня преступности и одновременной экономии расходов на правовую защиту. Исследователь недвусмысленно делает вывод, что «такая монополия социально желательна, и это должно быть полностью признано правоохранительными ведомствами, которым следует поощрять или, по крайней мере, не затруднять организацию такого (монополизированного) производства».

Тезис о благоприятности  для общества криминального монополизма  можно конкретизировать для конкретных преступных промыслов.

Что касается «преступлений  без жертв», типа деятельности сутенеров  или наркоторговцев, то здесь применимо  стандартное сравнение моделей  конкурентного и монополизированного рынков: монополизация ведет к росту цен при сокращении объема продаж криминальных товаров (например, наркотиков) , что является позитивным для общества результатом.

Для анализа ситуации применительно к «преступлениям с жертвами» целесообразно использовать предложенную американским экономистом Манкуром Олсоном логическую модель, сравнивающую «бандита-гастролера» и «оседлого бандита».

Рациональный преступник, который постоянно меняет объекты  преступных посягательств (воровства  или грабежа), практически совершенно не заинтересован в благосостоянии своих жертв и потому будет забирать у них все, что только можно. Естественно, «в мире, где действуют бандиты-гастролеры, никто не видит никаких побудительных мотивов производить или накапливать все, что может быть похищено». Ситуация принципиально меняется, указывает М. Олсон, когда вместо многих кочующих из одного района в другой бандитов-гастролеров формируется одна преступная организация, монополизирующая преступную деятельность на какой-либо территории. «Пастуху» выгодно, чтобы его «овцы» были сыты; чтобы у мафиозной «семьи» были стабильно высокие доходы, ей необходимо заботиться о процветании местных жителей и бизнесменов. Поэтому рациональная мафиозная «семья»-монополист не будет воровать или грабить на своей территории сама и не будет позволять делать это посторонним преступникам. Преступная организация «увеличит свою выручку, торгуя «охраной», защитой от преступлений, которые она готова совершить сама (если ей не заплатят), и преступлений, которые совершат другие (если она не будет держать на расстоянии посторонних преступников). «Следовательно, — пишет американский экономист, — если какая-либо «семья» имеет абсолютные возможности для того, чтобы совершать и монополизировать преступления на конкретной территории, преступность там будет невелика, или (за исключением «охранного» рэкета) ее не будет вообще». Итак, модель М. Олсона еще раз убеждает, что с экономической точки зрения и преступники, и законопослушные граждане заинтересованы в максимальной монополизации криминальных промыслов.

Таким образом, экономическая теория убедительно доказывает, что для общества организованная преступность (монополизация преступных промыслов) предпочтительнее преступности дезорганизованной (конкурентной организации преступных промыслов) . Экономисты авторитетно предостерегают против популистских «крестовых походов» на организованную преступность, результатом которых станет не снижение, а увеличение социальных издержек. Воистину, О. Уайльд был прав, когда говорил, что лучший способ борьбы с пороком — это примириться с ним.

Заключение.

И в заключении хотелось бы подвести итоги.

Во первых, современная организованная преступность является, по существу, особой отраслью бизнеса — экономической деятельностью профессиональных преступников, направленной на удовлетворение антиобщественных потребностей рядовых граждан.

Во вторых, организованная преступная группа представляет собой систему негласных отношенческих контрактов, минимизирующих трансакционные издержки преступной деятельности.

В третьих, преступные организации следует считать не только криминальными фирмами, не только теневыми правительствами, но и преступными братствами общинного типа. В современном мире основным «лицом» мафиозных организаций становится «лицо» фирмы, а функции теневых правительств и преступных братств уходят на задний план, но окончательно не исчезают.

В четвертых, организованная преступность складывается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий спрос на запрещенные товары и услуги.

В пятых, экономическая теория убедительно доказывает, что для общества организованная преступность (монополизация преступных промыслов) предпочтительнее преступности дезорганизованной (конкурентной организации преступных промыслов) . Экономисты авторитетно предостерегают против популистских «крестовых походов» на организованную преступность, результатом которых станет не снижение, а увеличение социальных издержек. Воистину, О. Уайльд был прав, когда говорил, что лучший способ борьбы с пороком — это примириться с ним.

 

Литература.

  1. Вебер М. Развитие капиталистического мировоззрения // Вопросы экономики. 1993. № 8. С. 153, 158.
  2. Зеленский Ю. И. Контрабанда — язва империализма . М . , 1985. С . 77.
  3. Лагов Ю. В. , Ковалев С. Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. д. п. н., д. ю. н., проф. В. Я. Кикотя;д. э. н. , проф. Г. М. Казиахмедова. — М.: Норма, 2006. - 336 с.
  4. Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С.

       Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М., 1996. С. 10.

  1. Эндерсон Э. Организованная преступность, мафия и правительство / / Экономика и организация  промышленного производства. 1994. № 3. С. 161.

 

 


Информация о работе ОПГ в России