Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:06, реферат
Мировой экономический кризис, разразившийся осенью 2008 г., в очередной раз заставляет пересмотреть традиционные представления о причинах таких кризисов и стимулирует разработку концепции, направленной на предотвращение их возникновения в будущем. Сегодня на поверхности мы наблюдаем сбои в функционировании финансовых систем развитых стран, но что их вызвало? Почему экономики самых разных государств всегда были подвержены кризисным явлениям?
Введение
1.1 Теория рефлексивности
1.2 Решение проблемы мировых кризисов
1.3 Пути выхода из кризиса
Глава 2. Финансовый кризис и его сущность
2.1 Финансовый кризис как экономический феномен
2.2 Место Беларуси в мире
2.3 Последствия финансового кризиса для Республики Беларусь
Заключение
Список используемой литературы
Такая мера напоминает схему выхода США из Великой депрессии и может означать следование не оправдавшей себя на практике доктрине Дж. М. Кейнса. Уходя от теоретических дискуссий, отметим только, что предлагаемое решение не годится для стран с развитой экономикой, но для России это самый эффективный путь не только выхода из кризиса, но и создания потенциала развития. В тактическом плане лучшего времени для реализации крупных инфраструктурных проектов, чем кризисная ситуация, не найти.
Итак, главным направлением выхода из кризиса должна стать реализация специфически организованных целевых, финансируемых государством масштабных проектов инфраструктурного и инновационного преобразования экономики. Специфика их организации заключается в следующем.
1. В
стране должна заработать
2. Необходимо
внедрить в качестве
Глава 2. Финансовый кризис и его сущность
Публичная
дискуссия в связи с
На наш
взгляд, основная причина невнятности
и разноголосицы при выработке
конкретных мер борьбы с кризисом
отсутствие четкого ответа на возникающие
вопросы со стороны экономической
теории (другая причина — нерешенность
проблемы безбилетника). Современная
теория финансов представляет собой
одну из наиболее развитых (в техническом
плане) ее областей: достаточно сказать,
что только теорий (или математических
моделей сегодня это
«вернуться к основам» государственного регулирования экономики, то есть к кейнсианским рецептам.
С нашей
точки зрения, такие ответы со стороны
современной финансовой экономики
— прямое следствие ее успешного
развития в предшествующие десятилетия,
происходившего на базе количественной
теории денег. Как известно, в ее
рамках вопрос о природе денег
не играет практически никакой роли,
он вообще выведен за ее пределы
и отдан для обсуждения «маргиналам»
от экономической теории так называемым
гетеродоксным экономистам. Вопросы происхождения
денег в последнее время если и обсуждаются,
то только в работах по истории экономической
мысли и т. д.
2.1 Финансовый кризис как экономический феномен
Возможность кризиса у Маркса — это возможность несовпадения актов купли и продажи, связанная с функцией денег как средства обращения, играющих роль знака всеобщего эквивалента. В отличие от количественной теории денег в марксистской теории деньги — товар, имеющий стоимость, а не просто некоторое количество знаков. С этим связаны причины возможного отрыва финансового сектора от реального, а также и то, почему этот отрыв приводит к образованию «пузырей». Последние не имеют в своей основе новой стоимости и потому не являются деньгами в точном смысле слова.
По сравнению с классическими положениями Маркса мир существенно изменился, и одно из таких фундаментальных изменений — формирование огромного финансового сектора. Последний термин, ; вообще говоря, не слишком строг, хотя и типичен для исследований на заданную выше тему. Далее мы будем говорить не столько о некотором секторе экономики, в котором ведутся финансовые операции, сколько о капитале, делающем вложения в финансовые трансакции и получающем от их осуществления некоторые прибыли или убытки. Этот финансовый капитал в последние десятилетия стал превращаться в относительно самостоятельное и самодостаточное явление. Более ; того, он стал расти темпами, существенно опережающими динамику капитала в сфере так называемого «реального производства» (статистически его обычно обозначают как нефинансовый сектор).
Если в 1980 г. мировые финансовые активы (акции, негосударственные долговые обязательства, государственные долговые обязательства, банковские вклады) были примерно равны мировому ВВП (12 трлн. и 10 трлн. долл. соответственно), то в 2007 г. первые превышали вторые в 3,5 раза: 195 трлн. и 55 трлн. долл. Соответственно( См.: Наrvard business Review — Россия. 2008. Окт. (www.hbr-russia.ru).).
Таким образом, можно констатировать, что в мировой экономике появилась гигантская надстройка, в которой происходит относительно самостоятельное движение финансового капитала как обособившейся формы капитала вообще3. С одной стороны, капитал, занятый в сфере финансовых трансакций, обособлен в своем функционировании. И вплоть до кризиса-2008 эта сфера действительно казалась самодостаточной. Однако сегодня, в условиях кризиса, выясняется, что, с другой стороны, эта самостоятельность весьма относительна. Даже оставаясь на уровне исследования товара и денег, мы можем вслед за Марксом указать на то, что деньги (как посредник обмена, бумажный или виртуальный знак) не есть богатство вне системы производства товаров.
Деньги как средство обращения есть всего лишь знак стоимости, а стоимость есть овещненный в товаре общественно необходимый труд. Только эта стоимость может в дальнейшем распределяться и перераспределяться в любых других сферах экономики, в том числе в финансовом секторе, деятельность в котором сама по себе стоимости не создает( Развернутый анализ этой проблемы дан в работе: Левина И. К вопросу о соотношении финансового и реального секторов // Вопросы экономики. 2006. № 9.). Все богатство, «вращающееся» в финансовых сферах, с точки зрения марксистской теории есть не более чем перераспределение стоимости, созданной в реальном секторе. При этом современное производство характеризуется столь высокой производительностью труда, что созданного в нем стоимостного богатства хватает на всех, в частности и на занятых в финансовом секторе. Финансовый же капитал как таковой (за вычетом деятельности, повышающей эффективность реального сектора) создает лишь фиктивное богатство, крайне своеобразную ложную социальную стоимость.
Кризис резко меняет ситуацию: фиктивность создаваемого в финансовом секторе богатства начинает обнаруживаться с ужасающей быстротой. Вложения в финансовые активы и сами эти активы, выглядевшие очевидно общественно признанным богатством, превращаются в ничто. Фиктивные денежные ресурсы становятся тем, что они есть на самом деле — бумагой или виртуальной, существующей в воображении реальностью.
Это богатство
исчезает с пугающей легкостью: суммарная
рыночная капитализация всех компаний
мировой экономики за 2008 г. сократилась
на 30 трлн. долл., то есть почти вдвое.
Так кризис доказывает правомерность
трудовой теории стоимости и относительную
самостоятельность денег, выступающих
в своей функции средства обмена
и — особенно — средства платежа
(напомним: почти все финансовые
активы в XXI в. так или иначе, производны
от кредитных обязательств).
2.2 Место Беларуси в мире
Вступив в XXI век, человечество столкнулось с целым рядом сложных проблем, обусловленных, с одной стороны, противоречиями между обществом и природой, с другой стороны, политическими, экономическими, культурными противоречиями между экономически развитыми и остальными странами мира.
Трансформационные
процессы в мире связаны, прежде всего,
с глобализацией - объективным процессом
превращения экономик отдельных
стран из относительно замкнутых
систем в элементы единого мирового
хозяйства. В основе глобализации лежит
международное разделение труда
и связанные с ним
Широко распространено мнение, что глобализация представляет собой новую фазу интернационализации и расширения производства и финансов по всему миру. Такие явления, как реорганизация производства, расширение активности транснациональных корпораций (ТНК), интеграция финансовых рынков, рост миграционных потоков, а также распространение идентичных товаров потребления, равно как и предпочтение демократической формы политического устройства общества, - часто представляют собой главные (но не все!) атрибуты глобализации. Концептуально, в рамках концепции глобализации, возможно, связать воедино несколько областей анализа - политику, экономику, культуру и идеологию, где основное внимание уделено политико-экономической составляющей феномена глобализации, - феномена, имеющего свои корни в кризисе 1970-х годов и получившего дополнительный импульс к своему развитию после окончания «холодной войны».
Наиболее существенным отражением глобализации мировой экономики является динамичный рост международной торговли. Если за 1991-2000 гг. мировое производство продукции и услуг увеличилось на 37%, то объем мирового экспорта возрос на 72%, то есть на 1% прироста валового внутреннего продукта (ВВП) приходилось почти 2%: прироста экспорта. Значительно возрастают международные потоки капитала. Объемы прямых иностранных инвестиций в мире увеличиваются в среднем на 16% в год, а общий их объем накопления составил 6,3 трлн. долл. США. Основными
донорам
и выступают промышленно
Действительна беспрецедентная скорость и глубина изменений в мировой экономике за последние 15-20 лет привели к появлению новых игроков активно наращивающих свое участие в международной торговле и разделении труда. Так в странах ВИС (Бразилия, Россия, Индия, Китай сегодня сосредоточено 45% всей рабочей силы планеты, тогда как в странах членах (ОЭСР) Организации экономического сотрудничества и развития не менее 20%.
Особенностью мирохозяйственных связей в последнее десятилетие стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся во всех континентах и различающихся между собой по целям и глубинам интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский Союз (ЕС).
Таким образом, в мировой экономике чётко обозначились тенденции: