Мировой рынок алмазов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 07:02, реферат

Краткое описание

Алмаз как драгоценный камень известен с древности, название получил за твердость (от греческого -«адамантос», «адамас», неодолимый; в древнерусском и церковнославянском языках - адамант, но уже в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» о его путешествии в Индию в 1466-1472 годах появилось слово- алмаз). Ничто не может сравниться с этим камнем по твердости, поэтому он поистине вечен – это алмаз.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3

Раздел 1. История развития мирового рынка алмазов....................4

Раздел 2. Мировой рынок алмазов…………………………………..8

Заключение……………………………………………………………22

Библиография………………………………………………………...23

Содержимое работы - 1 файл

Мировой рынок алмазов.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

На бельгийском рынке активно действуют картель "de beers" (через созданные им в стране фирмы) и крупные американские компании. В Бельгии имеется целый ряд старейших организаций, таких как "Антверпенский алмазный клуб", "алмазная биржа", "ассоциация свободной торговли алмазами", антверпенская биржа "даймонд ринг".

В антверпене расположен также ряд специализированных алмазных банков.

В 1997 - 1998 гг. Общая неблагоприятная ситуация на мировом рынке негативно сказалась и на бельгийском алмазном бизнесе. В 1997 г.

Продажи алмазов в антверпене хотя и возросли в количественном выражении по сравнению с 1996 г. На 24%, в стоимостном сократились на 3%. В 1998 г. Эта тенденция продолжилась. Как сообщает "diamond high counsil" со штаб-квартирой в антверпене, продажи алмазов в бельгии в 1998 г. В стоимостном выражении сократились по сравнению с предыдущим годом на 12%, при этом объем торговли в количественном выражении увеличился на 6%.

Отмечалось резкое сокращение российского экспорта необработанных алмазов, и "diamond high counsil" больше не рассматривает Россию в качестве одного из своих основных поставщиков.

В другом крупном центре мировой торговли алмазами и бриллиантами - Израиле (тель-авив) в 1998 г. Также наблюдалось снижение продаж алмазов.

На поддержание приемлемых цен De Beers приходилось тратить все больше и больше средств. Кроме того, произошли серьезные изменения как среди алмазодобывающих компаний, так и на рынке бриллиантов и ювелирных изделий из них. Изменилась география размещения гранильной промышленности, начали складываться долговременные альянсы производителей необработанных алмазов и бриллиантов, а также ювелиров.

И компания De Beers в конце 2001 года объявила о смене стратегии.

Корпорация, контролирующая около 50% алмазного рынка, способная выписывать каждый месяц чек на 100 млн долларов независимо от рыночной конъюнктуры, отказалась от одноканальной системы сбыта, которую крупные игроки мирового рынка однозначно расценивали как основу стабильности. Более того, De Beers заявила о том, что не будет больше довольствоваться ролью поставщика необработанных алмазов и намерена выйти на рынок ювелирных украшений под собственной маркой.

Для этого было создано совместное предприятие с мировым лидером торговле предметами роскоши - группой компаний LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), которое будет производить бриллиантовые украшения под маркой De Beers. То есть концерн становится единым в двух лицах: с одной стороны, он сохраняет за собой роль мощного оператора, с другой - выступает в качестве самостоятельного игрока.[4]

На сегодняшний день "Де Бирс" регулирует поставки более 70% алмазного сырья на мировой рынок. И поскольку все это сырье поступает на рынок через Центральную сбытовую организацию "Де Бирс" (ЦСО), сложившуюся систему называют одноканальной системой сбыта. Естественно, что цены формируются именно в этом канале. А ЦСО, в свою очередь, руководствуется идеологией "De Beers": доверие клиентов – прежде всего. Иными словами, цены поддерживались на одном уровне. За последние десять лет они лишь плавно поднимались на несколько процентов в год. И это является главным козырем одноканальной системы.

Из всего этого можно сделать вывод, что "De Beers" ещё многие годы будет оставаться лидером на мировом алмазном рынке и приумножать свой капитал от года к году.

Очевидно, что разработка новой стратегии началась задолго до официальных объявлений, а отдельные ее составляющие стали реализовываться ранее, чем об этом было заявлено на рынке. И «Де Бирс» начала именно с ценообразования. Уже в 1999 году группа начинает избавляться от накопленных запасов алмазного сырья, которые являлись главным инструментом регулирования объема предложения на мировом рынке. Стоки образовывались в основном в результате скупки на свободном рынке «излишков» сырья, которые могли вызвать снижение цен. Схема была проста. Закупочные конторы «Де Бирс» предлагали за алмазное сырье цены продажного прейскуранта (возможно с некоторыми скидками и надбавками). Таким образом, на рынке всегда присутствовал покупатель, устанавливавший порог, ниже которого цены опуститься не могли.  Целенаправленное сокращение запасов явилось прямым свидетельством отказа «Де Бирс» от политики товарных интервенций и регулирования рыночных цен. В 1999 и 2000 годах «Де Бирс» снижает запасы на 859 и 892 млн. долл. В это  же время продажи «Де Бирс» возрастают на 57% и 8% соответственно, достигая 5 240 и 5 670 млн. долл. в год. В 2001-2003 годах сокращение запасов продолжается, хотя и в несколько меньших объемах: от 300 до 600 млн. долл. ежегодно. Всего за 1999-2003 годы группа реализовала из запасов алмазного сырья на 3 млрд. долл. Продажи «Де Бирс» за это же время составили 13,8 млрд. долл.[5]

Какова же была динамика рыночных цен на алмазы в новых условиях? В качестве индикатора цен использовался индекс цен ФГУП «В/О «Алмазювелирэкспорт», базирующийся на ценах сделок с алмазным сырьем на мировом рынке, приведенных к представительному ассортименту мировой алмазодобычи. Рассчитав среднегодовые значения индекса можно получить общую картину движения цен, из которой следует, что выраженный рост цен стал наблюдаться на рынке, начиная с 2003 года, а в 2006 году произошло падение цен.

Однако такая общая картина скрывает ряд интересных особенностей движения цен на мировом рынке алмазного сырья.

Всего с сентября 2000 года по ноябрь 2006 года рыночные цены на алмазы возросли на 30%. Характерной их особенностью оказалась высокая волатильность, т.е. способность изменяться в довольно широких пределах (на 4-6%) в течение коротких промежутков времени (одного месяца). Как правило, такие движения цен имеют колебательный характер, т.е. за снижением непосредственно следует повышение. Вместе с тем, в течение указанного периода на рынке сменилось несколько более устойчивых и длительных ценовых тенденций. Для их выявления использовались широко применяемые в техническом анализе трендовые индикаторы - экспоненциальные скользящие средние – «быстрая» трехпериодная и «медленная» шестипериодная.

Время для изменения ценовой политики оказалось выбрано не самым подходящим. В 1997-1998 годах из-за финансового кризиса в странах Юго-Восточной Азии мировой рынок алмазов находился не в лучшем состоянии. Продажи «Де Бирс» с 1996 по 1998 год сократились на 31%. В октябре 2000 г. ухудшилось положение в экономике США. И хотя кризис, которого все так боялись, оказался лишь замедлением темпов роста, тем не менее, в 2001 году потребление ювелирных украшений с бриллиантами сократилось более чем на 6%. Продажи «Де Бирс» в 2001 году уменьшились на 21% до 4,5 млрд. долл. Тем не менее, это не было попыткой поддержать рынок. Сокращение продаж сопровождалось снижением запасов группы на 410 млн. долл. и увеличением добычи на 7.2%. Следует предположить, что у компании в этот период возникла нехватка алмазного сырья, которую сама «Де Бирс» объясняет целенаправленными мерами по снижению технологических запасов на переделах «алмазного трубопровода». Тем не менее, несмотря на сокращение совокупного рыночного предложения цены на алмазное сырье в июне-декабре 2001 года упали на 26%.[6]

В 2002 году цены алмазов оставались относительно стабильными. Спрос на ювелирные изделия с бриллиантами увеличился. Продажи «Де Бирс» возросли на 16% или на 700 млн. долл., из которых 300 млн. долл. поступили из запасов.

Тенденция роста рыночных цен на алмазное сырье начинает формироваться с 2003 года. Это последний год, когда «Де Бирс» активно избавлялась от своих запасов. В 2003 году они снизились на 610 млн. долл. до величины 1 745 млн. долл. После 2003 года сокращение запасов алмазного сырья «Де Бирс» прекращается. Их величина становится равной среднегодовой стоимости  примерно трех сайтов, что, по-видимому, является минимально необходимым уровнем для обеспечения стабильных продаж. Для сравнения, в 1998 году стоимость запасов равнялась стоимости 14,5 сайтов.

С 2004 года рост цен на алмазы ускоряется, становится более отчетливой и сезонность ценовой динамики – падение цен в конце (сентябре-декабре) календарного года. Сезонные спады становятся более глубокими. Причем настолько, что рост цен,  происходящий с начала года, практически нейтрализуется их снижением в последние несколько месяцев. Действительно, в 2004 и 2005 годах с января по июль-август цены на алмазы на мировом рынке взлетали на 20-25%, а в последствии возвращались практически на исходные уровни. Получается, что в целом за год движение цен было почти нейтральным, а фактическое удорожание алмазного сырья в течение длительных периодов было значительно меньшим, чем могло показаться на коротких временных отрезках.

Однако спад 2005 года был необычным. Начавшись внешне как сезонный, хотя и раньше, чем обычно – в августе 2005 года он не закончился в декабре, а продолжился и в 2006 году. Необычность его заключалась в отсутствии выраженных предпосылок на стороне базовых конъюнктурообразующих факторов спроса и предложения.

Конечный потребительский спрос на ювелирные изделия с бриллиантами в 2005 году увеличился на 6-7%. Соответственно и спрос на бриллианты имел в целом тенденцию к росту - стоимость бриллиантов в реализованных ювелирных украшениях возросла на 6%. Предварительные оценки результатов 2006 года также указывают на здоровое развитие потребительского рынка, темпами, сопоставимыми с 2005 годом.

Цены на бриллианты в целом оставались относительно стабильными. По отдельным категориям, предложение которых слегка превышало спрос, что вполне объяснимо, учитывая объем запасов в гранильной промышленности, цены несколько ослабли. В то же время очень высоким спросом пользовались бриллианты массой более одного карата, что выразилось в значительном росте цен на них.

Не наблюдалось и чрезмерного увеличения предложения алмазного сырья. В 2005 году добыча группы «Де Бирс» возросла на 4% - почти в два раза меньше, чем в предыдущем году. Не происходило значительного увеличения добычи и у других продуцентов. Правда, обращает на себя внимание рост продаж «Де Бирс» на 15%, произошедший без снижения стоимости запасов группы. Объяснением этому, скорее всего, является как рост добычи, так и цен реализуемого алмазного сырья.

Что же происходило на рынке с середины 2005 года? В июне начало ощущаться сокращение спроса на бриллианты мелких и средних размеров. Особенно это чувствовалось на чистых средних бриллиантах и пикированной мелочи. Несколько ослаб ажиотажный спрос на крупные бриллианты размером до 2 карат, хотя на большие по размеру он продолжал оставаться высоким. Наблюдавшийся до этого рост цен на бриллианты стал замедляться, а по отдельным категориям, и прекратился. Цены же на алмазное сырье еще продолжали расти.

В конце августа «Де Бирс» реализует огромный, крупнейший за всю историю группы сайт, продав алмазов на 800-850 млн. долл. В июле и сентябре также продаются рекордно большие сайты по 750 млн. долл. каждый. Рынок оценил это как попытку противодействовать спекуляциям с алмазным сырьем со стороны индийских огранщиков. Не станем утверждать, что только это явилось причиной, но к концу сентября цены на алмазы сократились на 7-10%. В сентябре стихийное бедствие в Новом Орлеане, высокие цены на нефть, повышение ипотечных ставок ухудшили настроения потребителей в США, что привело к снижению потребительского доверия на крупнейшем рынке, появлению негативных ожиданий относительно ближайших перспектив его развития.

В октябре стабильный спрос на крупные бриллианты сохранялся, однако ситуация с камнями мелких и средних размеров ухудшилась. Замедление продаж вызвало рост пессимизма в Индии, что сопровождалось ухудшением прогнозов развития экономики США. К концу октября рынок США характеризовался как «вялый». «В последнюю минуту» перед рождественскими продажами ювелирной отраслью было сделано незначительное количество заказов. Настроения в Индии продолжали ухудшаться в ожидании приостановки торговли, связанной с праздником Дивали. Появились первые сообщения о возникновении у индийских диамантеров проблем с ликвидностью, поскольку несколько фирм задержали платежи. Банки, специализирующиеся на финансировании алмазного бизнеса, стали ужесточать кредитную политику, что, наряду с ростом процентных ставок, сделало кредит менее доступным и более дорогим и еще больше ограничило объемы спроса.

В ноябре проблема ликвидности стала выдвигаться на первый план. На рынке начали говорить о снижении цен на алмазное сырье, хотя к этому моменту они уже сократились на 12-14% по сравнению с максимумом, достигнутым в июле. Одной из причин снижения цен называлось сокращение торговли из-за снижения объемов спекулятивных операций алмазными дилерами, а также поступление на рынок сырья из новых источников. Одним из которых, по-видимому, следует считать российскую компанию «Алроса-Нюрба», получившую и пытавшуюся в этот момент выбрать экспортную квоту. В это время на рынке уже происходил полноразмерный спад. Относительно максимума июля 2005 года цены упали на 19%. Рынок сделал робкую попытку развернуться в феврале 2006 года. Поводом могло послужить объявление «Де Бирс» о «перебалансировке» цен, под которой все понимали их повышение на 2%. Однако этот пропагандистский ход не принес успеха, на который он был рассчитан. Падение цен продолжилось. Если выброс сырья на летних сайтах 2005 года не преследовал цель реализации максимальных количеств по максимальным ценам, а являлся, как это и расценивается многими диамантерами, попыткой охладить рынок, сбить волну спекуляции, это фактически означало, что «Де Бирс» не отказалась от идеи влиять на рыночные цены. Другой вопрос, является ли эта политика ответственной и последовательной. Похоже, что в прошлом осталась лишь роль «опекуна рынка». Спровоцировав падение цен, группа пока не предприняла никаких шагов, направленных на их поддержку, когда это падение приобрело затяжной характер. Одних лишь деклараций о повышении собственных продажных цен оказалось совершенно не достаточно. Трудно дать однозначные оценки действий группы. Спекулятивный пузырь лопнул бы и без вмешательства «Де Бирс». Рынок, ограниченный сверху динамикой цен на бриллианты, имел шансы сравнительно безболезненно скорректироваться, как это происходило в предшествующие годы в периоды сезонных спадов. С другой стороны, сам по себе краткосрочный выброс сырья не мог быть причиной столь длительного снижения цен. В любом случае, вмешательство «Де Бирс» вольно или невольно надолго дестабилизировало рынок, что совершенно очевидно, не было выгодно ни ей самой ни другим субъектам рынка. 

На мировом рынке алмазов регулярно наблюдается ситуация, когда рост цен на сырье значительно опережает рост цен на бриллианты. Например, с января по июль 2005 г. цены на алмазы возросли примерно на 30%, в то время как рост цен на бриллианты, за исключением каратников, исчислялся 5-10%. Этот разрыв в ценах может быть объяснен только значительным объемом спекулятивных операций на рынке алмазов, когда сделки совершаются в расчете на дальнейший рост цен, а не с учетом рентабельности производства бриллиантов. В свою очередь, склонность к спекуляциям именно алмазным сырьем, вероятно, вызывается ограниченностью доступа к источникам сырьевого снабжения, в результате чего на рынке создается впечатление «дефицитности» алмазов. Значительные колебания цен, характерные для рынка алмазов, маскируют гораздо более умеренный долгосрочный тренд, который в значительно большей степени корреспондирует с движением цен на рынке бриллиантов.

Информация о работе Мировой рынок алмазов