Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 00:50, лекция
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Самым слабым местом классической школы было то, что она слабо была сориентирована на субъекта-потребителя, ради которого осуществляется производство. Взгляд классической школы был прикован к производителю.
Вклад Маршалла в развитие экономической теории настолько значителен, что некоторые ученые даже говорят о «маршаллианской революции».
Учеником
Маршалла был Артур
Сесил Пигу (1877— 1959). Пигу — создатель
«экономической теории благосостояния».
Благосостояние он считает зависящим
от величины национального дохода (в терминологии
Пигу — «национального дивиденда») и равномерности
его распределения. Пигу различает частный
чистый продукт и общественный чистый
продукт. Частная деятельность дает предпринимателю
чистый продукт, а обществу это
может приносить как выгоды, так и издержки
(например, ухудшение окружающей
среды). Поэтому необходимо
государственное вмешательство. Там,
где нет монополий, достаточен механизм
налогов и субсидий. Где возможно появление
монополий, необходим контроль государства
за ценами и даже за производством. Правительство
также должно осуществлять перераспределение
доходов от богатых к бедным слоям. Такой
трансферт слабо ощутим для высших слоев,
но существен для малоимущих.
Лозаннская школа (Л. Вальрас, В. Парето и др.). Основоположник школы Л. Вальрас свои главные идеи высказывал в труде «Элементы чистой политической экономии» (1874). Вальрас вошел в историю экономической мысли как один из первых разработчиков теории предельной полезности. Определил предельную полезность как убывающую функцию от потребленного количества благ. Когда все потребители достигают максимума в удовлетворении своих потребностей, наступает экономическое равновесие. Этим Вальрас не ограничился, а создал математическую модель общего экономического равновесия рынков. Поэтому Вальрас считается основоположником современного макроэкономического равновесия.
Главная идея теории общего равновесия состояла в том, что в экономике все переплетено и взаимосвязано, любая оценка зависит от других оценок и в свою очередь оказывает влияние на них. Ценность всегда относительна, она определяется сопоставлением интенсивности конкретной потребности в товаре и издержками его производства. В рыночной экономике это выражается через равенство спроса и предложения по всем товарам и услугам в целом. Главным регулирующим механизмом достижения равновесия Вальрас считал изменение структуры равновесных цен. Ценность становится известной только после установления равновесия полезностей и затрат, спроса и предложения. Меновые ценности товаров суть неизвестные уравнений экономического анализа, находятся путем решения системы уравнений. В результате достигается оптимальное распределение ресурсов и максимальный уровень удовлетворения потребностей.
Модель
Вальраса является весьма абстрактной
и построена на допущенных упрощениях:
1) заданные функции предельной полезности,
т.е. заданное первоначальное количество
товаров и услуг на рынке;
2) заданные функции предельной производительности,
что означало допущение идентичных издержек,
т.е. их постоянную отдачу;
3) изменение цены прямо зависит от величины
превышения спроса над предложением и
др. Эта чистая экономическая теория описывает
равновесие в условиях полной занятости.
Она не объясняет, что случится, если вкусы
или ресурсы изменятся, не раскрывает
законов изменения системы общего равновесия.
Однако она послужила основой для последующего
решения этих вопросов, а также сообщила
новый импульс для изучения проблемы благосостояния,
поставленной еще А. Смитом.
Дальнейший анализ состояния рыночного равновесия осуществил последователь Вальраса Вильфредо Парето (1848–1923). Он, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия, исходя, так же как и он, из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето (в отличие от Л. Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.
Опираясь не на каузальный, а на функциональный подход, В. Парето преодолел присущий Л. Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике.
Если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как говорят в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.
В. Парето рассматривал выбор потребителя в зависимости, как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций перед другими. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага. Применяя их, можно проследить порядок (последовательность) ранжирования индивидом своих предпочтений, выявить его «безразличие» в конкретный момент времени между двумя альтернативными благами (т.е. такие их комбинации, которые обеспечивают одинаковый уровень общего удовлетворения), ибо очевидно, что посредством понятия «безразличие» измерить что-либо напрямую невозможно. В своем «Учении политической экономии» В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, т.е. то самое понятие, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния, по крайней мере одного человека.
Концепция «оптимума Парето» позволяет, таким образом, принять оптимальное решение по максимизации прибыли (соответственно и полезности), если теоретическая аргументация оптимальной комбинации потребления базируется на таких предпосылках, как: только личная оценка собственного благосостояния; определение общественного благосостояния через благосостояние отдельных людей; несопоставимость благосостояния отдельных людей.
В
отличие от модели Л. Вальраса у В.
Парето анализируются
не только экономика свободной конкуренции,
но и различные типы
монополизированных рынков, что стало
самостоятельным объектом исследования
экономистов лишь через несколько десятилетий,
т.е. в середине XX в.
Информация о работе Маржинализм и возникновение неоклассического направления