Экономические задачи государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:19, реферат

Краткое описание

Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15–20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением.

Содержимое работы - 1 файл

Реферат на тему.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Будет в несколько раз  – до 25 млрд руб. в 2018 г. – увеличено финансирование государственных научных фондов, поддерживающих инициативные разработки научных коллективов. Размеры грантов должны быть сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе.

Необходимо продолжать усилия, направленные на включение российских научных центров, университетов  и предприятий в международные  механизмы оформления и капитализации  научных результатов.

Надо преодолеть инерцию  крупного отечественного капитала, который, прямо скажем, отвык от инновационных проектов, от исследований и опытно-конструкторских работ. Сейчас 47 компаний с государственным участием приняли инновационные программы. Но и частные корпорации должны приучиться к тому, что 3–5% их валового дохода должно направляться в исследования и разработки. Необходимо разработать соответствующие налоговые инструменты, но главное – это понимание руководителями частного бизнеса, что без этого они просто не будут восприниматься на глобальном рынке в качестве равных участников.

Вторая сторона технологической  модернизации – это максимально  быстрое освоение импортируемых  технологий. Есть уже несколько наглядных  примеров импорта передовой технологической  культуры. Мы имеем неплохой опыт промышленной сборки автомобилей – сегодня  уже половина иномарок собрана руками российских рабочих, а наши потребители  забыли и думать о разнице в качестве сборки здесь и там. Теперь дело – за локализацией и созданием здесь, в России, центров технологического развития. Большая часть бытовой техники известных фирм производится в России, крупнейшие фирмы-производители пищевой продукции продают у нас исключительно продукцию местного производства. Для нас важно, чтобы лидеры мирового технологического рынка перешли от первой стадии – восприятия России как интересного и емкого рынка – и второй стадии – инвестирования в локализацию производства – к третьей: стали бы здесь, в России, создавать новые технологии и новые продукты. Но они придут сюда только в том случае, если увидят конкурентоспособные на мировом уровне технические университеты и научные центры.

Инвестируя в конкурентоспособность  передовых отраслей экономики, Россия решает и глобальную социальную задачу: развития креативного класса и формирования пространства для его реализации. Но есть огромные сектора, где наша технологическая и организационная культура застряла в прошлом веке. И не в последнюю очередь потому, что покупаем отдельные единицы оборудования, но забываем о производственной логистике, о контроле качества, а иногда и об элементарной технологической дисциплине. Самые крупные из таких секторов – это, конечно, строительство и транспорт.

Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты. В первую очередь – по обеспечению  транспортной связанности нашей  страны, по обеспечению надежной связи  с регионами Сибири и Дальнего Востока. Не менее важное направление  – местная дорожная сеть. Сегодня  мы имеем поистине парадоксальную ситуацию. В России с ее огромной территорией  дефицитом являются участки для  строительства. Причина – неразвитость инфраструктуры. Если в Европе, Америке, Японии и Корее вы можете построить дом или фабрику в любом месте за 50, даже за 80 километров от крупного города, то у нас уже за 20–30 километров начинаются неосвоенные участки – без дорог, газа, воды и электричества, где земля ничего не стоит, потому что ее просто нельзя использовать.

Освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных  экономических центров. Расширение агломерационного радиуса наших  городов в 1,5–2 раза увеличит доступную  территорию в несколько раз. Это  позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и  производственных помещений на 20–30%. Это позволит значительно поднять  и доходность пригородного сельского  хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора.

Бизнес, прежде всего малый  и средний, быстро реализует новые  возможности, которые появятся с  развитием инфраструктуры, в первую очередь дорожной сети. Но создать  ее в современных условиях способно только государство, в том числе  с участием частного бизнеса (государственно-частное  партнерство). Для этого нам придется резко повысить эффективность расходов. Строить не дороже, чем наши соседи. Для этого мы готовы проводить  международные конкурсы, широко привлекать в качестве операторов и подрядчиков  видные зарубежные компании. Начиная  со следующего года будет организован обязательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием. К нему будут привлекаться международные эксперты.

Отдельная тема – сельское хозяйство. Аграрный сектор нашей экономики  демонстрирует за последние годы хорошие темпы роста. Практически  все развитые страны в той или  иной форме поддерживают, субсидируют  своих сельскохозяйственных производителей, и Россия здесь не исключение. Причины  две. Во-первых, в условиях неопределенности мирового рынка, значительных колебаний  цен на продовольствие аграрная безопасность – способность страны самостоятельно себя прокормить – является не менее  важным условием экономической и  социальной стабильности, чем равновесный  бюджет или надежная валюта. Во-вторых, и это опять-таки важно не только для России, аграрный сектор выступает  важным элементом сохранения в экономике  конкурентной среды, формирования малого и среднего бизнеса – «подлеска» здорового капитализма.

 

Где взять капитал?

Главный источник создания новых производств, новых рабочих  мест – частные инвестиции. Здесь  ситуация далека от радужной. Мы проигрываем  странам-конкурентам по инвестиционной привлекательности. Мы имеем значительный отток капитала из России.

Да, во многом такая ситуация – следствие наших действий в  конце 1990-х – начале 2000-х гг. Борьба тогда шла между теми, кто присвоил в 1990-е основные денежные потоки (в  основе которых была продажа сырья  и энергоносителей), и теми, кто  хотел вернуть их государству  и использовать на благо всего  общества. Считаю, что мы тогда поступили  правильно, повысив влияние государства  в сырьевых отраслях.

И не только потому, что кое-кто  из олигархов пытался продолжать впрямую покупать политику. В самом  начале моего первого президентского срока мы столкнулись с настойчивыми попытками продать за рубеж ключевые активы. Сохранение в частных руках  нескольких человек стратегических ресурсов страны в перспективе 5–10 лет означало, что контроль за нашей экономикой будет осуществляться извне.

Речь ведь не о каком-то заговоре специально против России. Дело совсем в другом. Посмотрите, как ведет себя международный капитал в обстановке нестабильности, турбулентности, ощущения близкого кризиса: для спасения национального ядра своего бизнеса он не задумываясь выводит средства из развивающихся рынков – а Россия, по их представлению, к ним относится и тем более относилась в начале прошлого десятилетия.

Устойчивость нашего развития как страны обусловлена не только макроэкономическими показателями. Устойчивость страны базируется еще  и на том, что основная масса людей, владеющих капиталом, принимающих  инвестиционные решения, живет в  этой стране, связывает с нею будущее  своих детей, соотносит свои долгосрочные интересы с ее развитием.

Что надо сделать для решения  проблемы капитала?

Первое – увеличить  размер внутреннего рынка, что сделает  его более привлекательным для  прямых инвестиций. Здесь мы сегодня  делаем все, что от нас зависит. Впервые  после развала СССР мы перешли  от деклараций, от заявления намерений  – к реальной интеграции. За последние  годы сформированы Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной  торговли СНГ. Идет гармонизация технических  регламентов. Россия последовательно  пытается создать единый рынок со своими соседями. Рынок, где проникновение  товаров и услуг не встречало  бы никаких препятствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий. Разумеется, при этом мы учитываем  интересы партнеров, идем на компромиссы, даже уступки. Но очень скоро эти  уступки окупятся сторицей. Большой  рынок ЕЭП повысит конкурентоспособность  каждой из наших стран – мы исходим  из этого.

Второе – деловой климат в стране, ее привлекательность для  долгосрочного помещения капиталов  все еще являются неудовлетворительными. За последние несколько лет по инициативе президента Медведева мы начали целый ряд реформ, направленных на улучшение делового климата. Но заметных сдвигов пока не произошло. Мы проигрываем  в конкуренции юрисдикций – работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность и  сделки за границей. И дело не в налоговом  режиме – он у нас в целом  конкурентоспособный – и не в  отсутствии законодательства, отвечающего  современным требованиям (его надо, конечно, совершенствовать, оно еще  недостаточно гибко и не предоставляет  всего набора инструментов для бизнеса). Главная проблема – недостаток прозрачности и подконтрольности обществу в работе представителей государства, от таможенных и налоговых служб до судебной и правоохранительной системы. Если называть вещи своими именами, речь идет о системной коррупции. Издержки для бизнеса могут колебаться – ты можешь заплатить больше или меньше в зависимости от степени «расположения» к тебе определенных людей внутри государственного механизма. Рациональное поведение для предпринимателя в этом случае – не соблюдать закон, а найти покровителей, договориться. Но такой «договорившийся» бизнес в свою очередь будет пытаться подавлять конкурентов, расчищать себе место на рынке, используя возможности аффилированных чиновников налоговой, правоохранительной, судебной системы, вместо того чтобы повышать экономическую эффективность своих предприятий.

Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в  честной конкуренции, – это фундаментальная, системная задача. И решение здесь  лежит не в плоскости экономической  политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в  России. Демонтировать обвинительную  связку правоохранительных, следственных, прокурорских и судейских органов. Исключить из уголовного законодательства все рудименты советского правосознания, все зацепки, которые позволяют  делать из хозяйственного спора уголовное  дело на одного из участников. Все экономические  дела должны перейти из судов общей  юрисдикции в арбитражные суды. Надо вместе с экспертным сообществом, с  судьями, с предпринимателями публично обсудить и внести до конца этого  года все необходимые конкретные предложения на этот счет. Уверен: депутаты Государственной думы поддержат такие поправки.

Показателен пример соседнего  Казахстана, с которым мы с 1 января этого года находимся в режиме единого экономического пространства. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда  как Россия – 120-е. Предлагаю поставить  задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения  бизнеса.

Необходимо изменить всю  идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса – исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением.

Третье – средства населения  почти не работают на рынке капитала. Это означает, что население не получает своей доли дохода от экономического роста, от увеличения капитализации  экономики. Нужны программы вовлечения в инвестиции средств населения  – через пенсионные и доверительные  фонды, фонды коллективного инвестирования. В странах с развитой рыночной экономикой это значительная часть  национального капитала.

Надо сформировать такие  условия, когда внутри частного сектора  российской экономики возникнут  длинные деньги в форме устойчиво  растущих накоплений частных лиц, в  том числе пенсионных.

Этого не добиться без устойчивого  снижения инфляции. Рост цен бьет по доходам каждого человека и подрывает  стимулы откладывать средства на будущее. Подчас нам советуют решать экономические проблемы безответственным печатанием денег или безоглядным  наращиванием государственного долга. Но мы хорошо знаем: в этом случае недолгая иллюзия благополучия скоро сменится скачком цен. Наша страна проходила  это в 1990-е гг.

Но снижение инфляции не создаст автоматически дополнительного  капитала. Надо активно помогать формированию новых институтов.

Вводить государственные  механизмы обеспечения сохранности  и даже доходности накопительных  пенсионных счетов. Надо испробовать  новые формы – в частности, открывать накопительные пенсионные счета непосредственно в банках. Поддержка формирования длинных денег должна стать приоритетом на ближайшие 10–15 лет. Это долгий процесс, и не надо бояться, что он не даст немедленных эффектов. У нас есть главное условие его успешности: в России быстро растет средний класс, готовый вкладывать свои деньги в более качественное медицинское обслуживание, в лучшее жилье, в более высокие пенсии. Задача государства – чтобы его деньги не сгорели.

Специально для представителей оппозиции оговариваю. Все сказанное  не означает, что мы в какой-то степени  отступим от системы бесплатного  образования и здравоохранения, перестанем повышать традиционные пенсии. Не отступим, будем поднимать качество услуг, которые гарантированы каждому  гражданину нашей страны Конституцией. Этому будет посвящена отдельная  статья.

Снижение доли государства в экономике

Информация о работе Экономические задачи государства