Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Краткое описание

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ РЫНКА 5
Объекты ГРЭ 6
Цели ГРЭ 8
Средства ГРЭ 9
Механизм государственного регулирования политики цен 13
Наблюдение и воздействие на цены 14
Установление фиксированных цен на товары и услуги 16
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Содержимое работы - 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

     В среднесрочной и долгосрочной перспективе  экономика подвержена существенным угрозам. Она находится в зависимости от цен на нефть и низкой конкурентоспособности других отраслей, кроме добывающей и оборонной промышленности. Процессы модернизации даже в части обновления продукции и основного капитала идут вяло. Несомненно, на это влияют сырьевая конъюнктура и отчасти укрепление рубля, сокращающие относительную доходность вложений в других отраслях, а также понижения деловая активность. Причины во многом связаны с тем, что в экономической политике с 2003 г. произошли существенные изменения, прежде всего с точки зрения повышения роли государства.

     В отношении укрепления законности и  правопорядка заметных изменений к  лучшему не произошло. Политические реформы президента В.Путина повысили уровень концентрации власти, еще  больше лишая смысла разделения властей. В ходе преследования компании ЮКОС, передела активов в нефтяном секторе, проведения налоговых проверок с крупными доначислениями за прошлые периоды власть продемонстрировала формальное соблюдение правовых норм при реальном их нарушения, используя свое влияние на прокуратуру и суд. Это подтверждается и последующим стремлениям Налоговой службы и Минфина РФ легализовать допущенные нарушения при внесении поправок в законодательство. Самый характерный пример – выполнение поручения президента страны по совершенствованию налогового администрирования. Законопроект, внесенный правительством в Думу, вызвал протесты бизнеса и ряда депутатов в связи с тем, что условия налогового администрирования вопреки поручению президента оказались более жесткими, чем в действующем Налоговом кодексе. Понятие «добросовестный налогоплательщик», введенное в оборот Конституционным судом и перехваченное налоговиками, было использовано для оправдания ранее принятых сомнительных в правовом отношении решений. В итоге принцип верховенства закона в последние годы не только не укрепился, но и пострадал. В этой сфере обозначился сдвиг в пользу проекта модернизации сверху: на деле показало, что для граждан и предприятий послушность власти важнее закона, закон должен служить власти.

     По  поводу обороны и безопасности следует отметить позитивные сдвиги: ключевые решения в области военной реформы приняты. Можно критиковать их за половинчатость и длительность по срокам, за весьма вероятную низкую результативность. Но все же взят курс на формирование профессиональной армии и сокращение срока службы по призыву до одного года. Увеличение финансирования пока только отчасти восполняет упущение прошлых лет. Вместе с тем стремление власти опираться на силовые структуры, несомненно.

     В макроэкономической политике до  сих пор можно констатировать, что действия государства ближе скорее ко второй модели: консервативность в формировании бюджета, наполнение Стабилизационного фонда, сдерживание инфляции в условиях огромного притока экспортных доходов, причем при снижении деловой активности. Однако вызывает опасения ослабление бюджетно-денежной политики в 2006 г., отражающее понятную реакцию по поводу давления со стороны разных слоев общества и сторонников активации промышленной политики на реализацию нефтяных доходов внутри страны, что чревато повышением инфляции. Темп роста ВВП, который убедил бы в неправомерности этих опасений, должен быть, по оценкам Е. Ясина, на уровне 8 – 9%, а инфляции – ниже 10%. При нынешней деловой активности достичь таких показателей будет трудно.

     Что касается институциональных реформ в экономике ив социальной сфере, то в течение второго президентского срока В. Путина активность оказалась замороженной сразу после частичной монетизации льгот  в начале 2005 году. При планировании такой акции были допущены очевидные просчеты, но нельзя признать обоснованным прекращение по этой причине проведения всего комплекса реформ в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, в меньшей мере ЖКХ, давно стоящих в повестке дня. Затягивается реформа в электроэнергетике, заморожена реформа в газовой промышленности. Эта функция государства фактически блокирована по политическим соображениям, хотя для будущего страны указанные реформы имеют жизненно важное значение. Экономическая конъюнктура, конечно, позволяет их откладывать, но сегодня она исключительна, благоприятна для преобразований. Другого такого подходящего момента в будущем, весьма вероятно, может не быть. Идут только политические реформы, направленные на централизацию власти. Здесь явно ощущается сдвиг в пользу проекта модернизации сверху.

     Публичные услуги и система социальной защиты включают образование, здравоохранение  и пенсионное обеспечение, поэтому  торможение реформ в этих сферах означает также снижение внимания к названым функциям государства. Объявление приоритетными национальные проекты, поскольку они, кроме сельского хозяйства, реализуются в этих секторах, могли бы сыграть важную роль, будь они с большой вероятностью окажутся популистскими расходными мероприятиями, несколько повышающими долю в нефтяных доходах менее обеспеченных слоев населения.

     Можно было бы ожидать, что содействие развитию экономики, активизация структурной  политики должны стать органичными  дополнением проводимой политики. На самом деле это не так. Было много  разговоров, но только в истекшем году наметились реальные подвижки в данной сфере. Выделен инвестиционный фонд, принято законодательство о специальных экономических зонах и концепциях, усилил Российский банк развития.

     Подобные  начинания подвергаются критике  со стороны многих либералов. Они действительно не согласуются с либеральной доктриной. Больше того, они не адекватны действиям властей по «выстраиванию» бизнеса, поскольку успех возможен только при доверии со стороны бизнеса и высокой деловой активности. Но, как отмечено выше, усиление роли государства на стадии модернизации должно выразиться в продуманной реализации именно этой его функции.

     Институциональные реформы, в свою очередь, могут рассматриваться  как своеобразные инвестиционные проекты, цель которых – новые продуктивные институты.

     Противники  проведения активной структурной политики аргументируют свою позицию тем, что увеличение государственных  расходов для развития экономики  в современных условиях приведет, прежде всего к усилению коррупции. Это весомый аргумент. Его понимание подтолкнуло власть к началу проведения административной реформы, к принятию законов о госслужбе, к разграничению полномочий между уровнями управления, переходу к бюджетированию по результатам. Все это важно, но проблема не может быть решена внутри структуры исполнительной власти при наличии данных российских бюрократических традиций. Нужны действенные демократические механизмы общественного контроля. Казалось бы, и в этом плане предприняты меры – сформирована Общественная палата. Однако одной ее недостаточно, тем более что в ее состав включены только лица, угодные власти. Независимость контроля – условие его долгосрочной эффективности даже при высоких издержках в первый период. Но власть хотела бы совместить независимость и эффективность с послушностью. А это невозможно. Система способна к развитию, если в ней есть неопределенность, свобода выбора для многих актов.

     Теперь  о государственном предпринимательстве. Именно эта функция в последние  годы была существенно усилена. Официально действует программа приватизации, предполагающая продажу госпакетов акций в АО и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Но она из года в год не выполняется. Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства — 6,3 %, инфляция за год — 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 году составил (в фактически действовавших ценах) 578,2 млрд долларов США (14 791,2 млрд рублей), в том числе экспорт — 355,2 млрд долларов (9085,4 млрд рублей), импорт — 223,1 млрд долларов (5705,8 млрд рублей). Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %). Совокупность многих факторов свидетельствует о вторжении государства в крупные компании и отражает тенденцию к повышению роли государства как раз в наименее эффективной форме, более всего соответствующей идеологии модели модернизации сверху. 
 

     Показатели  прироста за 2007 год

ВВП (прирост, % г/г) 8,1
Уровень безработицы (% к/п) 7
Заработная  плата (USD, с/п) 576
Инфляция (прирост, % к/п) 11,9
Сальдо  текущего счета (% от ВВП) 5,9
Сальдо  консолидированного бюджета (% от ВВП) 6,1
Денежная  масса (прирост, % к/п) 44,2
Ставка  рефинансирования                          (% годовых, к/п) 10
Обменный  курс (к USD, к/п) 27,05
 

     При быстрой капитализации российского фондового рынка, согласно докладу Альфа-банка, доля государственных компаний за 2,5 года в сумме капитализации выросла с 20 до 30%, или с 48 млрд до 190 млрд долл. Произошло это благодаря опережающему росту капитализации госкомпаний и их приобретениям, оцениваемым за два года примерно в 40 млрд долл., что в 6 – 7 раз больше объема приватизации. Спрос на акции госкомпаний во многом мотивировался не их эффективностью, тем, что рынок оценивал эти акции как менее подверженные политическим рискам по сравнению с частными компаниями. Эксперты считают данную тенденцию отрицательной уже в перспективе 2 – 3 года. Это признак недоверия государству.

     В структуре экономики России преобладает  сектор услуг (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги) — более 56,7 % структуры добавленной стоимости в 2007 году (в ВВП — 48,6 %). Кроме того, есть ещё обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) — 19,1 % структуры добавленной стоимости (16,4 % ВВП), на добычу полезных ископаемых приходится всего 10,4 % структуры добавленной стоимости (9,0 % ВВП). Строительство составляет всего 5,9 % структуры добавленной стоимости (5,1 % ВВП); сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 4,5 структуры добавленной стоимости (4,5 % ВВП России). Наименьшую долю в структуре добавленной стоимости занимает производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 3,1 % (2,7 % ВВП). На чистые налоги, на продукты приходится 14,2 % ВВП. 
 

    Основные показатели работы промышленности

  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Объем продукции (в фактически действовавших  ценах), млрд. руб.1) 131373 10501 18612 24912 33387 48530 62545 77267 95515
в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему  году 88,3 107,8 105,9 104,5 107,1 115,9 110,5 111,4 108,7
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек 1176 1150 1124 1078 1057 1057 1062 1068 1084
 

     В целом за 1999—2007 годы рост ВВП составил 82,9 %, промышленности — 75,4 %, сельского хозяйства — 40 %. В результате в 2007 году ВВП страны превысил максимальный дореформенный уровень 1989 года (промышленное и сельскохозяйственное производство в этом году составили соответственно 83 % и 75 % от уровня 1989 года).

     В целом за 1999—2007 годы рост ВВП составил 82,9 %, промышленности — 75,4 %, сельского хозяйства — 40 %. В результате в 2007 году ВВП страны превысил максимальный дореформенный уровень 1989 года (промышленное и сельскохозяйственное производство в этом году составили соответственно 83 % и 75 % от уровня 1989 года).

     В январе-феврале 2008 года рост промышленного производства составил 6,0 %, а инфляция была равна 3,5 %. Розничная торговля прибавила 16,3 %, строительство 30,2 (построено 60,7 тыс. квартир общей площадью 5,8 млн м²).

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России