Голландская болезнь и производство торгуемых и не торгуемых товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Голландская болезнь - ее механизм можно описать с помощью простой модели. Экономика страны состоит из трех секторов: ресурсного сектора (всех торгуемых на мировом рынке товаров, кроме сырья) и не торгуемых товаров (например, услуг). Торгуемость товара не означает, что он экспортируется или импортируется, — речь о том, что он в принципе может участвовать в международной торговле и, значит, его цена зависит от цен на зарубежные аналоги. Когда цена на продукцию ресурсного сектора повышается на какой-либо период времени, рост зарплат у людей, работающих в сырьевом секторе, ведет к притоку рабочей силы из торгуемого сектора. Из-за притока в страну долларов собственна

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
Глава I. ТОРГУЕМЫЕ И НЕТОРГУЕМЫЕ ТОВАРЫ
1.1 Понятие торгуемых и неторгуемых товаров…………………………….2
1.2 Теорема Рыбчинского……………………………………………………..5
Глава II. «ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ»
2.1. Понятие «Голландской болезни»…..……………………………………. 8
2.2. Модель «голландской болезни»………………………………………… 11
2.3. Причины возникновения и возможные социально-экономические последствия «Голландской болезни»: …………………………………… ….. 12
2.4.Инфляция, "голландская болезнь" и рост цен на энергоносители…….. 15
Глава III. БОРЬБА С «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ
3.1. «Голландская болезнь» в России……………………………………….. 17
3.2. Как лечить «Голландскую болезнь» в России? ....................................... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 28
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Содержимое работы - 1 файл

Голландская болезнь.испр.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

        

        

16 

              Анализ механизма возникновения «голландской болезни» и поиск «рецептов» ее лечения - весьма актуальные задачи научного исследования. Для их решения необходимо не только понять сущность «голландской болезни» вообще и выявить факторы, влияющие на ее развитие, но и учитывать особенности российской экономики, переживающей восстановительный рост после трансформационного спада 1990-х годов.

              Отметим, что текущие и многолетние конъюнктурные колебания цен на сырье, при всей их важности, не являются главными аспектами «голландской болезни». Таковыми служат негативные социально-экономические последствия использования «нефтедолларовых» доходов внутри страны. Кроме того, важно учитывать возможности государства для устранения этих негативных эффектов. Наиболее дискуссионная проблема - как избежать инфляционных последствий роста цен на экспортируемые энергоносители. Для ее анализа разработана теоретическая модель централизованно управляемой открытой экономики - чистого экспортера сырья.

              Укрепление рубля — объективный процесс, который бы не дал проявиться симптомам «голландской болезни». Курс следует зафиксировать на уровне 29 — 30 руб. за 1$. Тогда инфляция начнет снижаться довольно быстро, а рублевые ставки станут положительными в реальном выражении. Такая политика должна проводиться до тех пор, пока не появятся первые признаки потребности в исключительном финансировании платежного баланса. Россия стоит на пороге большого притока капиталов не только через торговый баланс, но и по капитальным счетам. 
 
 
 
 
 
 

17

III Глава. Борьба с «Голландской болезнью» на примере России

3.1. «Голландская болезнь в России»

             Важнейшей проблемой Российского социально-экономического развития является зависимость от конъюнктуры мировых цен на углеводородное сырье и объемов его добычи. Эта зависимость возникла в 1970-1980-е годы, когда руководство бывшего СССР во внешнеэкономической политике приняло ориентацию на экспорт нефти и газа в обмен на импорт продукции обрабатывающей промышленности. Тогда, на фоне многократно возросших цен на нефть такая специализация советской экономики казалась выгодной. Например, среднегодовая дефляционная мировая цена нефти марки «Brent» возросла в 1974 г. в 4,6 раза по сравнению с 1970 г., а в 1980 г. – в 8 раз. Соответственно возросли и цены на нефть, экспортируемую СССР в западноевропейские страны. Однако по достижении пика в 1980 г. дефляционные цены на нефть марки «Brent» снизились: к 1984 г. на 40% и к 1986 г. на 71%.

          Экономика СССР оказалась в  глубоком кризисе, так как экспортных доходов стало недостаточно для финансирования импорта и для погашения займов, полученных у западных стран.

          Возникает вопрос: была ли ошибочной  такая внешнеэкономическая политика?

После распада  СССР экспортно-сырьевая ориентация экономики России

усилилась. Экспорт  нефти в страны дальнего зарубежья  увеличился с 62,1 млн. т в 1992 г. до 118 млн. т в 1998 г. и 211 млн. т – в 2006 г. При  этом добыча нефти в 1990-е годы значительно сократилась. Трудно судить, насколько такой рост экспорта российской нефти повлиял на мировые цены, однако, к 1998 г. дефляционная цена нефти марки «Brent» составила лишь 17% от уровня 1980 г. Это привело к августовскому валютно-финансовому кризису в России (1998 г.).  
 

18 

К счастью, он не стал причиной новых социально-политических катаклизмов, во многом потому, что вскоре дефляционные цены на нефть многократно возросли по сравнению с уровнем 1998 г. (от 136% в 1999 г. до 416 в 2006 г.). Это привело к увеличению экспорта углеводородов с 28 млрд. долл. в 1998 г. до 191 млрд. долл. в 2006 г.Его доля в экспорте товаров (включая услуги) увеличилась соответственно с 32 до 57%, а соотношение с ВВП – с 10 до 19,3%. При этом экспорт нефти и нефтепродуктов в натуральном выражении возрос почти вдвое (со 137 до 248 и с 57 до 104 млн. т), а экспорт газа остался в 2006 г. на уровне 1998 г. (203 млрд. куб. м).

            С 1999 г. реальный курс рубля к корзине основных мировых валют вырос на 90%, а сектор услуг и госсектор растут быстрее, чем экономика в целом. Хотя цены в секторе услуг росли вместе с ценами на нефть, причинно-следственной связи между их динамикой обнаружить не удается. Не наблюдается и главного симптома «голландской болезни»: производство в перерабатывающей промышленности по темпам роста не отстает от сектора услуг. Стагнации обрабатывающей промышленности в данных, покрывающих 2004 г., не обнаружено.

           В 2005-2006 гг., когда цены на нефть были выше, чем в 2004 г., особых изменений не произошло; на это указывают и очень низкие (1-2%) темпы прироста в добыче нефти. В 2008 г. цены на нефть резко выросли, тем самым составив рекорд стоимости. В 2009 г. нефть резко подешевела. По прогнозам в России в 2009 г. произойдет спад в экономике и составит от 5% до 8%. В 2010 году, похоже, российская экономика будет стагнировать. В то же время, в феврале-марте этого года российская экономика нащупала локальное дно кризисного сокращения, и больше таких резких спадов не будет. И всё же прогноз ВШЭ на ближайшее время весьма оптимистичный: основные негативные шоки уже прошли, снижение внешнего спроса на отечественную продукцию, снижение цен на основные товары российского экспорта, закрытие мировых кредитных рынков уже оказали своё влияние в октябре 2008 года - январе 2009 года, мгновенно переведя экономику от солидного экономического роста в 7-8% в год к сопоставимому по скорости спаду.

19 

              Можно привести и более простой аргумент. Доля нефтегазового сектора в экспорте и впрямь выглядит устрашающе. В 2006 г. экспорт в целом составил $300 млрд., из них сырая нефть — $103 млрд., природный газ — $43 млрд. и нефтепродукты — $44 млрд., то есть на углеводороды приходится почти две трети экспорта. Но как ожидается к 2015 г. доля нефтегазового сектора и транспортировки снизится на 15.1%. Вклад нефтегазового сектора в ВВП оказывается не особенно высоким: в пересчете на душу населения Россия экспортирует углеводородов примерно на $1300 в год, или примерно 19% от ВВП на душу населения, рассчитанного по обменному курсу, и порядка 11%, если рассчитывать по душевой ВВП по паритету покупательной способности.

               Вполне очевидно, что Россия страдает «голландской болезнью». Свидетельством тому являются отрасли обрабатывающей промышленности, практически неспособные производить торгуемые (конкурентоспособные на мировых рынках) товары. Структура российского экспорта полностью отражает сложившуюся ситуацию, поскольку доминантными в ней являются сырьевые продукты и полуфабрикаты с низкой добавочной стоимостью.                       

               Россия производит сырье и неторгуемые товары (услуги и дешевые низкокачественные товары). Текущее положение дел закладывает основы серьезных экономических проблем в долгосрочной перспективе. Научно-технический прогресс идет значительно быстрее в отраслях с большей долей добавочной стоимости, ориентированных на выпуск товаров, которые могут продаваться на высококонкурентных международных рынках. Сокращение доли торгуемого сектора в российской экономике может подорвать экономический рост страны в долгосрочной перспективе. Не так давно данный тезис был развернут в исследовании, проведенном под эгидой Всемирного Банка (Ледерман и Мэлони, 2002). Более того, в данной статье подчеркивается, что излишние колебания реального обменного курса неблагоприятно сказываются на темпах долгосрочного экономического роста.

              

20 

                 Большая экспортная квота в ВВП вместе с узкой международной специализацией также негативным образом отражается на долгосрочных темпах роста. В среднесрочной перспективе выбор России в пользу модели «экспорт сырья - импорт потребительских товаров» может рассматриваться как вполне адекватный, но не в долгосрочной перспективе. Девальвация национальной валюты увеличивает прибыльность всех торгуемых секторов (как добывающих отраслей, так и обрабатывающих), но негативным образом отражается на неторгуемом секторе. Это означает, что девальвация прежде всего способствует развитию добывающих отраслей (обрабатывающая промышленность торгуемого сектора чрезвычайно мала в сравнении с таковой неторгуемого сектора).

                Альтернативным способом борьбы с «голландской болезнью» могло бы стать перераспределение природной ренты в пользу обрабатывающей промышленности торгуемого сектора. Следует отметить, что целью таких действий правительства должно быть развитие программ исследований и разработок в отраслях торгуемого сектора, а не простое поддержание «на плаву» обрабатывающей промышленности страны.    

                 По последним данным на 2009 г.  в России проблема обостряется  тем, что инвестиционные настроения в российской экономике в январе-феврале не только не улучшились, но скорее вошли в состояние достаточно продолжительного ступора.  Причем случилось это как раз после некоторого улучшения ситуации во второй половине января, когда избыток ликвидности банковской системы уменьшился примерно на треть, или 200 миллиардов рублей, перекочевав в реальный сектор экономики и поддержав обороты потребительского рынка. Тем не менее, нестабильность на финансовых рынках сохраняется. Хотя рынок и растет, но с постоянной оглядкой на падение доллара - 16 % с 2003 года - и трудно-предсказуемые корпоративные новости.  
 
 

21 

Соответственно  банки выбирают наименее рискованные  виды вложений, в результате чего вновь  начали расти их остатки на корсчетах  и депозитах Банка России. Это верный признак нового приступа «голландской болезни», когда в структурно отсталой экономике деньги просто некуда инвестировать, а проще копить или тратить на текущее потребление. Этот тезис подтверждается оценками Центра развития. Спрос на наличные деньги ускорился до 4,1 процента с 3 процентов, соответственно. Отчасти это связано с возобновлением продаж наличных долларов населением. Однако снижение сберегательной активности, скорее всего, приведет к дальнейшему росту потребительского спроса и увеличению импорта.

             Перспективы дальнейшего развития российской экономики по-прежнему будут определяться, главным образом, конъюнктурой цен на углеводородное сырье. Например, в «Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2008 г. и в параметрах прогноза на период до 2010 г.» (далее – Прогноз-2010) приросты важнейших макропоказателей за 2007-2010 гг. существенно различаются по вариантам изменения цен на нефть марки «Urals».

            Во 2-м (основном) варианте, принятом для составления бюджета на 2008-2010 гг., цена на нефть в 2010 г. составит 50 долл./барр., в других вариантах она будет значительно ниже (39 долл./барр.) и выше (62 долл./барр.), чем в основном. Соответственно широки и диапазоны значений индексов прироста макропоказателей по вариантам: 17,1-20,5% – ВВП; 31,5-40,1% – инвестиций в основной капитал, 20,7-30,8% – реальных располагаемых доходов населения. 
 
 
 
 
 
 

22 

3.5. Как лечить «голландскую болезнь» в России? 

           «Голландская болезнь» в ее классическом определении – это спад в несырьевом торгуемом секторе в ответ на повышение прибыльности сырьевого сектора. Рост прибыльности сырьевого сектора может объясняться, например, увеличением мировых цен на сырье или открытием новых месторождений.

             Причиной сжатия несырьевого торгуемого сектора является переток

производственных  ресурсов в те сектора, где ресурсы  дают большую отдачу.                     При этом сектором, оттягивающим ресурсы из обрабатывающей промышленности, может стать не только сырьевой, но и сектор неторгуемых товаров.

             Важно отметить, что базовым отличием торгуемого товара от неторгуемого является не само по себе наличие или отсутствие ценовой конкуренции с импортом. Ценовая конкуренция существует между почти любыми двумя товарами и услугами, а не только аналогичными. Так, удорожание определенной марки автомобилей может стимулировать потребителя переключить свой спрос не только на автомобили других фирм, но и, например, на посещение ресторанов.

              Что является действительно принципиальным для разграничения торгуемых и неторгуемых товаров, так это механизм определения цены товара. Цена торгуемого товара определяется мировым рынком, а цена  неторгуемого товара – внутренним. Или, другим словами: торгуемый товар является совершенным заменителем импорта, а неторгуемый – несовершенным.

                Рост прибыльности в сырьевом секторе влечет увеличение спроса на мобильные производственные ресурсы. К ресурсам, которые могут относительно легко перераспределяться между секторами, можно отнести кредиты, усилия менеджеров высшего звена и, частично, трудовые ресурсы.  
 

23

           

            Рост спроса на производственные ресурсы ведет к увеличению цен на них. Больше всего от удорожания производственных ресурсов страдает торгуемые несырьевой сектор, который не может в ответ на рост издержек увеличить цену производимого товара. Это связано с тем, что полный аналог этого товара может быть закуплен на мировом рынке по фиксированной мировой цене. Прибыльность же неторгуемого сектора вполне может вырасти, так как бум в сырьевом секторе влечет за собой рост доходов в экономике и, соответственно, удорожание неторгуемых товаров, что может компенсировать увеличение издержек.

Информация о работе Голландская болезнь и производство торгуемых и не торгуемых товаров