Голландская болезнь и производство торгуемых и не торгуемых товаров

Автор работы: e*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Голландская болезнь - ее механизм можно описать с помощью простой модели. Экономика страны состоит из трех секторов: ресурсного сектора (всех торгуемых на мировом рынке товаров, кроме сырья) и не торгуемых товаров (например, услуг). Торгуемость товара не означает, что он экспортируется или импортируется, — речь о том, что он в принципе может участвовать в международной торговле и, значит, его цена зависит от цен на зарубежные аналоги. Когда цена на продукцию ресурсного сектора повышается на какой-либо период времени, рост зарплат у людей, работающих в сырьевом секторе, ведет к притоку рабочей силы из торгуемого сектора. Из-за притока в страну долларов собственна

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….1
Глава I. ТОРГУЕМЫЕ И НЕТОРГУЕМЫЕ ТОВАРЫ
1.1 Понятие торгуемых и неторгуемых товаров…………………………….2
1.2 Теорема Рыбчинского……………………………………………………..5
Глава II. «ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ»
2.1. Понятие «Голландской болезни»…..……………………………………. 8
2.2. Модель «голландской болезни»………………………………………… 11
2.3. Причины возникновения и возможные социально-экономические последствия «Голландской болезни»: …………………………………… ….. 12
2.4.Инфляция, "голландская болезнь" и рост цен на энергоносители…….. 15
Глава III. БОРЬБА С «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ
3.1. «Голландская болезнь» в России……………………………………….. 17
3.2. Как лечить «Голландскую болезнь» в России? ....................................... 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 28
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………32

Содержимое работы - 1 файл

Голландская болезнь.испр.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

           Последующее снижение цен на сырьевые товары вызвало новую фазу «голландской болезни». Произошло снижение доходов населения, сокращение производства неторгуемых товаров, отток ресурсов из отраслей сырьевого экспорта. Вновь укрепились  позиции традиционных экспортных отраслей обрабатывающей промышленности. Структурные сдвиги, вызываемые «голландской болезнью», порождают серьезные социальные проблемы. Опыт промышленно развитых стран должен учитываться при разработке экономической стратегии России. 
 
 
 
 
 
 

8

II Глава. «Голландская болезнь»

2.1. Понятие «Голландской болезни»            

             

                Впервые термин «Голландская болезнь» появился в Нидерландах, где в конце 1950-х гг. были обнаружены крупные месторождения газа. С тех пор он не раз наблюдался и в других странах. В 1970-1980 гг. производство нефти выросло почти в 7 раз в Норвегии, в 2,5 раза — в Голландии, почти вдвое — в Великобритании. Поскольку промышленный выпуск в целом оставался неподвижным, видно, что рост производства в нефтяном секторе и в секторе не торгуемых товаров сопровождался падением на почти ту же величину доли добавленной стоимости, произведенной в промышленности.

              «Голландская болезнь» не обязательно связана с полезными ископаемыми. В конце 1970-х гг. Бразилию поразили заморозки, и ее конкуренты на рынке кофе получили неожиданный бонус. В Колумбии курс песо к доллару вырос почти в полтора раза, пострадали, чуть ли не все остальные сектора экономики — кроме, конечно, госсектора, строительства и аренды жилья. В перерабатывающей промышленности, включая химию и металлургию, рост замедлился вдвое, а в легкой и вовсе наступил спад.

             Но «голландская болезнь» — это не только изменение структуры экономики. На первый взгляд это всего лишь развитие одних секторов, более конкурентоспособных на мировом рынке, за счет других. Однако есть две проблемы. Первая состоит в том, что сектор услуг может расти очень быстро, но он не является сам по себе генератором роста: в нем не создаются технологии и знания, которые помогают развиваться другим секторам. Стагнация Нидерландов и замедление развития Норвегии в 1970-е тому пример. Вторая проблема — в том, что экономика становится гораздо более изменчивой: и ресурсный сектор, и не торгуемый, живущий на спрос, генерируемый экспортерами сырья, все они целиком зависят от мировых цен на продукт. 
 
 

9 

             Также понятие «голландской болезни» связано с теорией разоряющего роста и теоремой Рыбчинского. Теорема Рыбчинского заключается в том, что при неизменных ценах и наличии в экономике только двух секторов количественный рост одного из факторов производства (труд, земля или капитал) ведет к сокращению выпуска одного из товаров.

               В международной экономике наблюдается такой феномен: разработка новых экспортируемых ресурсов может обернуться для страны-экспортера рядом проблем. Во-первых, расширение экспорта может привести к падению мировых цен и ухудшению финансового положения государства (пример: экспорт кофе из Бразилии). Такая ситуация называется разоряющим ростом. Во-вторых, как это было в Голландии, рост экспорта природного газа подавил промышленный экспорт, возник спад в промышленных отраслях, т.е. приток денег от экспорта ресурсов не привел к их реинвестированию. Началась деиндустриализация.

            «Голландская болезнь» в свое время также поразила Великобританию, Африку, Мексику и другие страны2. По мнению ряда экономистов, она сдерживает в России рост несырьевых отраслей промышленности. Диагноз «голландская болезнь» российской экономике уже поставили многие «доктора». Очевидно, что если экономика страны сильно зависит от сырьевого экспорта, а мировые цены на экспортное сырье растут, то в конечном итоге это приводит к весьма негативным последствиям: ускоренное развитие добывающих производств происходит одновременно с замедлением роста обрабатывающих отраслей промышленности. Понятно, почему это происходит: все стремятся вкладывать в добывающие отрасли, ускоренный прирост валютной выручки от экспорта сырья укрепляет национальную валюту, делая все менее конкурентоспособной продукцию обрабатывающих отраслей. В таком случае можно говорить даже о деиндустриализации страны. В России именно так и обстоит дело.

10

             

                  В СМИ голландская болезнь интерпретируется как валютно-финансовый феномен, связанный с притоком “избыточной” иностранной валюты. Разработка экспортного природного ресурса может привести к росту стоимости национальной валюты, повышение валютного курса ведет к снижению конкурентоспособности страны (отечественные товаропроизводители уступают рынок импортерам, а экспортеры отступают на внешних рынках). В итоге темпы роста падают.

               Однако имеются возможности поддержания роста. Во-первых, если падают мировые цены на ресурс, то они снижаются и внутри страны; тогда, если данный ресурс важен в производстве, начинается рост промышленности. Во-вторых, государство может установить налог на ресурс, а вырученные деньги направлять на поддержку несырьевых отраслей.

               Однако поскольку государство не является эффективным инвестором, оно должно «стерилизовать» избыточную денежную массу, превращая ее в долгосрочную задолженность, а также используя для выплаты внешнего долга. В России в связи с этим в 2004 г. был создан стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики. Функции фонда состоят в следующем:

    - он является встроенным стабилизатором (например, пособие по безработице);

    - он обеспечивает  дополнительную устойчивость государственным  финансам;

    - он может  служить источником финансирования  инвестиционных программ, обеспечивающих  снижение бюджетных расходов  будущих периодов. 
     
     

11

2.2 Модель «голландской болезни 

Рис.2

Вот как рисуют «голландскую болезнь».

В экономике  три сектора — ресурсный, торгуемых товаров (Т) и неторгуемых товаров (N). Весь выпуск ресурсного сектора экспортируется. Последствия скачка сырьевых доходов в краткосрочной перспективе — на верхнем графике. До экспортного бума экономика находится в точке А, которая лежит на границе ее производственных возможностей.  
 
 

12

Выпуск торгуемых и неторгуемых товаров - QAT и QAN соответственно, а потребление — CAT и СAN соответственно, причем 
QAT =СAT, QAN=СAN. При росте доходов от экспорта сырья точкой равновесия будет B, в которой производство (и потребление QBN= CBN) неторгуемых товаров растет, то есть QBN>QAN, а в секторе торгуемых товаров производство падает: QBTCAT. 
            В долгосрочной перспективе (нижний рисунок) последствия другие: сначала скачок цен на ресурсы ведет к тому, что отдача от капитала в торгуемом и неторгуемом секторах начнет различаться и, значит, будет отличаться от мировой процентной ставки. Потом ставки должны стать равными мировой, R, что, по теореме Хекшера-Олина, однозначно определит относительные цены торгуемых и неторгуемых товаров, причем капитал распределится по секторам так, чтобы и там и там давать R. Линия С задает потребление при этих относительных ценах в зависимости от располагаемого дохода. Когда после скачка цен доход увеличивается на DB, новой точкой потребления будет F, пересечение нового бюджетного ограничения и линии C, а новой точкой производства - G. И в краткой -, и в долгосрочной перспективе (последняя учитывает перераспределение производственного капитала) сектор торгуемых товаров подавляется, а неторгуемых — растет.

2.3 «Голландская болезнь»: причины возникновения и возможные социально-экономические последствия 

               Получение страной, богатой месторождениями полезных ископаемых, природной ренты от экспорта сырья, вообще говоря, является весьма благоприятным фактором экономического развития. Оно должно приводить не только к увеличению объема валового внутреннего продукта (ВВП) и доходов населения, но и к финансовому благополучию государства.  
 
 
 

13 

Однако существует ряд причин (неэффективность государственных и рыночных институтов, коррупция, недостаточность темпов научно-технического прогресса в экономиках сырьевого типа), которые приводят к отставанию экономического развития стран, богатых природными ресурсами, по сравнению со странами, специализирующимися на производстве высокотехнологичной продукции. Этот парадокс получил название

«ресурсного проклятия». Однако в 1970-е годы выяснилось, что даже страны с развитыми институтами и высокоэффективной экономикой могут испытывать серьезные макроэкономические и структурные проблемы в результате получения большой природной ренты от экспорта сырья. Комплекс этих проблем и принято называть «голландской болезнью». Это название возникло в связи с экспортом в Германию газа с месторождения Гронинген в Северном море в секторе Нидерландов. Рост экспортных доходов вызвал сильное укрепление гульдена (историческая золотая монета, а также валютная единица некоторых стран) и соответственно

повышение эффективности  импорта и понижение эффективности  экспорта торгуемых продуктов, т.е. видов продукции и услуг, которые с небольшими издержками можно импортировать и экспортировать. При этом производство прочих несырьевых продуктов и услуг, т.е. неторгуемых продуктов, значительно возросло вследствие роста общественного спроса.

            Объяснение феномена «голландской болезни» в рыночной открытой экономике с точки зрения экономики весьма просто. Стране, обладающей в избытке (относительно других факторов производства) природным сырьем, выгодно вывозить его в обмен на ввоз торгуемых продуктов. При этом повышение уровня благосостояния приводит к росту потребления как торгуемых, так и неторгуемых продуктов.

                  
 
 
 

14

        

             В результате многократного роста цен на нефть и газ в 1970-е годы «голландская болезнь» возникла и в других развитых странах: Великобритании и Норвегии. Хотя в 1975 г. Нидерланды являлись чистым экспортером энергоносителей, доля чистого экспорта в объеме производства составляла лишь 4%. Для сравнения: в 1965 и 1970 гг. чистый экспорт энергоносителей составлял соответственно (-208%) и (-102%) их объема производства, в 1980 и 1985 гг. – (-4%), а в 1987 г. – уже (-17,5%). При этом выпуск энергоносителей за 1965-1987 гг. возрос с 12 до 63 млн. т (в пересчете на нефтяной эквивалент). Следовательно, эффект роста производства энергоносителей проявился главным образом в сокращении их чистого импорта, что и улучшило торговый баланс, приведя к укреплению гульдена. При этом сальдо торговли энергоносителями составило в 1970 г. (-81) млн. долл. США, в 1975 г. – уже (-714) млн. долл., а в 1980 г. (-2678) млн. долл. Великобритания стала чистым экспортером энергоносителей только после 1980 г. Однако соотношение чистого экспорта энергоносителей и объема

производства, составлявшее в 1970 г. -103%, увеличилось к 1985 г. до 14%.

            Сальдо торговли энергоносителями возросло за этот период с -1188 до 10502 млн. долл. Норвегия стала нетто-экспортером энергоносителей намного раньше – в 1975 г.Соотношение чистого экспорта и производства энергоносителей в натуральном выражении в 1970 г. равнялось -104%, а к 1985 г. оно возросло до 66%. Сальдо торговли энергоносителями увеличилось за этот период с -10 до 9795 млн. долл.

             Таким образом «голландскую болезнь» правильнее было бы назвать «норвежской». Именно в этой стране были созданы специальные фонды (аккумулирующие избыточные доходы от экспорта нефти и газа), средства, которых размещаются в иностранные активы.  
 
 
 
 

15 

Функции фондов:

1. Они снижают зависимость экономического развития от колебаний мировых цен на углеводородное сырье.

2. Они обеспечивают накопление доходных активов для будущих поколений, чтобы уровень жизни в стране не снизился после истощения нефтегазовых месторождений. 

2.4 Инфляция, "голландская болезнь" и рост цен на энергоносители

              Общепризнано, что рост цен на энергоносители (далее - нефть или энергоносители) выступает важнейшим фактором инфляции для стран-экспортеров. Механизм его действия - частный случай явления, называемого «Голландской болезнью» (ГБ). Не очевидны причины, по которым в России в последние годы продолжается рост обрабатывающих производств при многократном росте цен на нефть и газ, а, следовательно, и рентных доходов от их экспорта. При этом рост экспортных цен возвращается странам-экспортерам в виде повышения цен на ввозимые ими товары. Например, важнейшим фактором повышения мировых цен на продовольствие является именно рост производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья (кукурузы, пшеницы, рапса, сахарного тростника, пальмового масла). Но его эффективность объясняется многократным ростом цен на нефтепродукты в последние годы. Так что продовольственный фактор в российской инфляции - это косвенный результат действия основного фактора - роста цен на нефть.

             К сожалению, теоретическая обоснованность проводимой российским государством экономической политики в условиях «голландской болезни» совершенно недостаточна. Проблема «голландской болезни» присуща лишь странам - чистым экспортерам сырья (главным образом нефти и газа) с развитой обрабатывающей промышленностью и сельским хозяйством. Кроме России, таких стран крайне мало.

Информация о работе Голландская болезнь и производство торгуемых и не торгуемых товаров