Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:55, курсовая работа
Экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Так же это: высокие цены на продовольствие и недвижимость, рост увольнений в коммерческих и государственных структурах, неуверенность в завтрашнем дне каждого человека, изменение реалий окружающего мира, новые правила игры, условия и тенденции.
Кредиторы банков часть начали требовать возврата кредитов, а частью – сбрасывать горящие активы, еще больше обрушивая биржу. Так ипотечный кризис в США понемногу начал перерастать в финансовый кризис в Европе.
31
октября 2007 года многие индексы
мировых фондовых рынков
1.2
Особенности современного
кризиса
Каков же характер нынешнего кризиса? Рассмотрим три наиболее значимые особенности.
Первая. Начавшийся в условиях глобализации, кризис носит беспрецедентный по масштабам характер, охватывая практически все динамично развивавшиеся страны и регионы. Причем он сильнее сказывается на тех, кто был наиболее успешен в последнее десятилетие, застойные страны и регионы пострадали от него в меньшей степени. Сказанное характерно и для внутриэкономической ситуации в отдельных странах, включая Россию, — самые серьезные проблемы наблюдаются там, где был экономический бум, тогда как депрессивные регионы почти не чувствуют изменений.
Вторая. Современный кризис носит структурный характер, то есть предполагает серьезное обновление структуры мировой экономики и ее технологической базы. Пока трудно сказать, какие структурные изменения произойдут, однако их результатом будет перераспределение сил в отраслевом и региональном аспектах.
Третья. Кризис носит инновационный характер. В последние годы много говорилось о важности инноваций, переводе экономики на инновационный путь развития; именно это и произошло в финансово-экономической сфере. Здесь возникли и быстро распространились финансовые инновации — новые инструменты финансового рынка, которые, как тогда казалось, смогут создать условия для бесконечного роста. Но, как выясняется теперь, многие лидеры финансового мира имели о них весьма смутное представление, что привело к неоднозначным последствиям.
С
одной стороны, финансовые инновации
существенно трансформировали ряд
товарных рынков, и прежде всего
важнейших сырьевых товаров. Цена на
нефть всегда была плохо предсказуемой,
однако она все-таки зависела от соотношения
спроса и предложения, а потому в
какой-то мере контролировалась производителями
нефти. Несомненными историческими
фактами являются как организованный
арабскими странами — экспортерами
нефти резкий скачок цен на нефть
в 1973 г., так и осознанные (и также
политически мотивированные) действия
по их существенному снижению в 1986 г.
В настоящее время, с развитием
рынков вторичных финансовых инструментов,
ситуация кардинально изменилась. Теперь
цена на нефть почти не зависит
от действий ее производителей и слабо
реагирует на действия других нефтедобывающих
стран. Сегодня она формируется
на финансовых рынках и в головах
финансовых брокеров, торгующих связанными
с поставками нефти вторичными финансовыми
инструментами, причем практически
не имеющими отношения к реальному
движению этого товара. Мир становится
виртуальным, поскольку важнейшие экономические
индикаторы складываются на рынках производных
финансовых инструментов. Вряд ли эта
ситуация будет сохраняться очень долго,
так как реальный дефицит или избыток
материальных ценностей рано или поздно
даст о себе знать. Но пока надо принять
факт существенного усиления роли виртуальных
факторов в формировании важнейших хозяйственных
пропорций. С другой стороны, в условиях
инновационного финансового бума экономическая
и политическая элита утратила контроль
за движением финансовых инструментов.
Поэтому нынешний кризис можно определить
как «бунт финансовых инноваций» — бунт
машин против своих создателей. Природа
и механизмы великих экономических потрясений
всегда загадочны и до конца непостижимы.
Великие кризисы на десятилетия становятся
предметом дискуссий экономистов, политиков
и историков, им посвящаются сотни диссертаций
и тысячи научных статей. Причем однозначные
ответы не удается найти даже будущим
специалистам по экономической истории.
Феномен Великой депрессии 1930-х годов
так и не получил окончательного разрешения
и по сей день продолжаются дискуссии
и о причинах ее развертывания.
Глава 2. Финансовый кризис в России
2.1
Сущность кризиса
Неблагоприятная
ситуация в экономике США не могла
не отразиться на всем остальном деловом
мире, и Россия не стала исключением.
Наиболее сильно по экономике страны
ударила невозможность
По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».
Обозреватель журнала Research Алексей Байер в «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Автор высказал предположение, что если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России — из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на „Мечел“».
Экономист,
бывший советник президента России (2000—2005) А. Н.
Начавшееся в конце мая 2008 года снижение котировок акций российских компаний стало перерастать в обвал в конце июля. По мнению ряда СМИ и финансовых аналитиков, первое резкое падение котировок произошло вследствие заявлений премьер-министра Владимира Путина в адрес руководства компании «Мечел» 24 июля.
Другим фактором ускоренного, по отношению к американскому индексу Доу-Джонса, падения фондового рынка в России стал, по мнению ряда аналитиков и экономистов, вооружённый конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года. Журнал Newsweek, в материале, опубликованном 23 августа 2008 года, писал об экономических последствиях этого вооружённого конфликта: «После конфликта в Грузии российская фондовая биржа пережила одно из самых мощных падений котировок за последнее десятилетие. В течение только одного дня курс акций упал почти на 6 процентов. Инвесторы больше всего опасаются, что наступит новая эпоха военной конфронтации между Россией и её соседями.»
The Financial Times от 18 сентября 2008 года усматривала первостепенную причину падения российского фондового рынка, кризиса ликвидности и оттока капитала в августе — сентябре 2008 года во внутренних проблемах страны:
«<…>
российский финансовый
сектор сильнее всего
пострадал от кредитного
кризиса в США. Для московских
фондовых бирж и банков
международное положение
усугубило существовавшую
кризисную ситуацию,
объяснявшуюся, в основном,
внутренними факторами,
то есть августовской
российско-грузинской
войной.»
2.2
Хронология развития
кризиса в России
Октябрь 2008 года
1 октября 2008 года журналист телекомпании BBC Кирилл Сухоцкий писал, что «на протяжении всего 2008 года российские чиновники, банкиры и бизнесмены говорили, что России нечего бояться глобального финансового кризиса, поскольку она развивается сама по себе, довольно изолирована от западной экономики и любой шторм в общем-то переживет». Специфическим фактором в развитии кризиса в России являлось наличие значительного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд долларов на начало октября 2008 года, что было сопоставимо со всем объёмом ЗВР России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком России 10 октября, в IV квартале 2008 года российским компаниям предстояло выплатить зарубежным кредиторам $47,5 млрд; в 2009 году сумма внешних выплат должна была составить $115,7 млрд. С учётом процентов российские банки и компании должны выплатить инвесторам и кредиторам до конца 2009 года 163,2 млрд долларов, что составляет четверть всех внешних обязательств РФ.
Другим негативным фактором для России, как нетто-экспортёра углеводородного сырья, стало резкое падение с исторического пика в середине июля 2008 года цен на нефть:16 октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель — уровня, исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный.
Первыми испытали трудности с финансированием крупные российские компании, столкнувшиеся с невозможностью перекредитования в западных банках и принудительными продажами по сделкам РЕПО (margin calls) вследствие падения стоимости своих заложенных под кредиты акции. Русский Newsweek от 13 октября цитировал «близкий к Кремлю источник»: «Для крупного бизнеса этот кризис хуже [кризиса] 1998 года».
1 октября глава Правительства РФ В. Путин возложил всю ответственность за финансовый кризис на правительство и «систему» США, сказав:
«Всё, что сегодня происходит в сфере экономики, финансов, началось, как известно, в США. Весь этот кризис, с которым столкнулись многие экономики, и, что самое печальное, неспособность принять адекватные решения — это уже не безответственность конкретных лиц, а безответственность системы. Системы, которая, как известно, претендовала на лидерство. Но мы видим, что она не только не способна обеспечить лидерство, но даже не способна принять адекватные, абсолютно необходимые решения для преодоления кризисных явлений.» .
Заявление 7
октября 2008 года Президента Д. Медведева,
что государство предоставит российским
банкам субординированный кредит на сумму
до 950 млрд рублей сроком не менее чем на
пять лет вызвало краткосрочный
подъём на фондовом рынке. В тот же день
крупные нефтегазовые компании (ЛУКОЙЛ, Роснефть, ТНК-ВР и
2009-2010
Исходя
из сделанных 19 января в Гонконге заявлений
Во
второй половине января 2009 года были обнародованы
новые расчёты
По
данным журнала Forbes, с мая 2008 года по февраль
2009 года число российских долларовых миллиардеров
24 марта заместитель Председателя Правительства и министр финансов Алексей Кудрин на расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что ожидает вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть. Это заявление вызвало падение российских фондовых индексов.
Согласно данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента; 24 августа Клепач заявил об окончании рецессии.