Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа
Менее десяти лет назад группа стран Евросоюза приняла историческое решение отказаться от национальных валют и перейти на новую, общую денежную единицу. С тех пор евро добился впечатляющих успехов: оттеснив японскую иену, швейцарский франк и британский фунт, «денежное изобретение» европейцев обрело статус второй мировой валюты, все более успешно конкурируя с долларом.
1.
Евро в мировой экономике
Менее десяти лет назад группа стран Евросоюза приняла историческое решение отказаться от национальных валют и перейти на новую, общую денежную единицу. С тех пор евро добился впечатляющих успехов: оттеснив японскую иену, швейцарский франк и британский фунт, «денежное изобретение» европейцев обрело статус второй мировой валюты, все более успешно конкурируя с долларом. Профессиональный анализ этого процесса и оценку его перспектив представляет экономист, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН Зубченко Л.А.
Созданная в рамках Экономического и валютного союза (ЭВС) ЕС единая валюта – евро – за восемь лет своего существования приобрела статус одной из двух ведущих мировых валют, оттеснив японскую иену, швейцарский франк и британский фунт стерлингов. В 1999 г. евро был введен в безналичный оборот, а с 2002 г. - в наличный оборот стран-членов зоны евро. Вначале в зону вошли 11 из 15 (на тот момент) стран Евросоюза: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция. Своим правом остаться в 1999 г. за пределами Экономического и валютного союза воспользовались Великобритания, Дания и Швеция, составившие группу так называемой "второй волны" членов ЭВС. Позже население этих стран высказалось за сохранение национальной валюты. Греция вначале не попала в список из-за несоблюдения критериев конвергенции, она перешла на евро с 1 января 2001 г. В начале 2007 г. к зоне евро присоединилась Словения. Таким образом, сегодня членами ЭВС являются 13 стран Евросоюза из 27.
Переход на единую валюту обеспечил европейским странам следующие преимущества. Среди них:
Евро не только унаследовал ведущие позиции национальных валют, на смену которым он пришел, например, немецкой марки в восточноевропейских странах и французского франка в Африке, но и занял более высокое место, чем все заменённые им национальные валюты, став второй мировой валютой после доллара.
В июне 2007 г. Европейский Центральный банк (ЕЦБ) опубликовал шестой доклад о международных позициях евро (см. Таблицу 1). В дополнение можно привести результаты специального исследования Банка международных расчетов, проведенного в апреле 2007 г.: сделки по обмену евро на доллары составили 40% традиционных сделок на валютном рынке и 46% на рынке производных валютных инструментов. Доля евро в операциях с процентными дериватами возросла с 65% в 2004 г. до 82% в 2007 г. (частично это повышение объясняется ростом курса евро с апреля 2004 г. по апрель 2007 г. на 12,8%). Гораздо меньше используется евро в расчетах по международной торговле, за исключением расчетов стран зоны евро с их торговыми партнерами. Расчеты в торговле сырьевыми и энергетическими товарами традиционно осуществляются в долларах.
Международный статус валюты во многом определяется экономическим, демографическим и финансовым потенциалом страны или зоны, выпускающей её. В этом плане параметры, которыми обладает Европейский союз, воздействуют на позиции евро как позитивным, так и негативным образом.
Размер и уровень открытости экономики. Чем крупнее и динамичнее экономика, тем потенциально больше ее влияние на мировое хозяйство и финансы. Зона евро имеет большую численность населения, чем США, и почти такую же экономику. В 2005 г. ВВП США по паритету покупательной способности составлял 12337 млрд. долл. (20,7% мирового ВВП), а зоны евро – 8917 млрд., или 15% мирового ВВП и 72,2% от ВВП США. Евросоюз гораздо больше, чем США, вовлечен в мировую торговлю: на долю старых членов ЕС приходится около 40% мирового экспорта (доля США – около 10%). Зона евро более открыта, чем США и Япония: экспорт товаров и услуг за ее пределы составляет примерно 20% ВВП региона (примерно столько же, сколько и импорт в регион); у США доля экспорта равна около 10% ВВП, импорта – 15%; у Японии – соответственно 15% и 13,4%.
Вместе с тем по темпам экономического роста ЕС отстает от США и мирового хозяйства в целом. По данным ЮНКТАД, в 2003-2005 гг. рост здесь составил в среднем всего 1,4% против 3,2% в США и 5,7% в остальных странах. Правда, в последние два года показатели улучшились (почти 3% в 2006 г.). Согласно недавним оценкам ЕЦБ, в 2007 г. темпы роста в зоне евро достигнут 2,2-2,8%, а в 2008 г. – 1,8%-2,8%. Возможное очередное замедление связано в первую очередь с повышением мировых цен на нефть. При этом прирост американского ВВП в 2007-2008 гг. прогнозируется ниже, чем в ЕС, в основном из-за последствий обострения кризисных явлений на рынке ипотечного кредитования США. В этих условиях более высокие темпы роста в Европе могут повысить привлекательность зоны евро для инвесторов, что приведет к увеличению притока сюда долгосрочного капитала. Положительный импульс может дать и проведение структурных реформ, направленных на повышение производительности труда и уровня занятости.
Доверие к монетарной политике ЕЦБ. Чем выше стабильность цен и обменного курса в стране-эмитенте, тем ниже затраты и риски на финансовых рынках и выше доверие к валюте. ЕЦБ, построенный по модели федеральных банков – немецкого Бундесбанка и американской Федеральной резервной системы, – полностью независим от каких бы то ни было органов ЕС и стран-членов, хотя президент и члены правления банка могут заслушиваться компетентной комиссией Европарламента. Главная цель деятельности ЕЦБ – поддержание стабильности цен: они не должны повышаться более чем на 2% в год. Решения ЕЦБ в области кредитно-денежной политики принимаются простым большинством голосов Советом управляющих (состоящим из членов правления банка и управляющих ЦБ стран зоны евро). Основные же направления валютной политики, т. е. установление обменных курсов евро по отношению к другим валютам, в том числе к доллару и иене, определяются Советом министров экономики и финансов стран зоны евро. При этом ЕЦБ может высказывать свое мнение об обменном курсе евро с точки зрения поддержания стабильности цен в ЭВС. Принятые ЕЦБ решения исполняются национальными центральными банками стран зоны евро децентрализовано. Следует подчеркнуть, что ЕЦБ и центральные банки стран зоны евро сохраняют нейтралитет в отношении интернационализации евро, т. е. не стимулируют и не тормозят этот процесс.
Позиции единой европейской валюты зависят и от уровня развития и интеграции финансовых рынков, который должен обеспечивать достаточную ликвидность, уменьшать транзакционные издержки, снижать неопределенность, риски и стоимость хеджирования, способствовать повышению производительности, темпов экономического роста и укреплению доверия к евро.
Финансовые системы стран зоны евро традиционно основывались на банках, и их финансовые рынки были менее развитыми и отдельной стране или регионе можно оценить, соотнеся размер рынков капитала [1] и ВВП. Расчеты за 2000-2005 гг. показали, что размер рынков капитала составил 450% ВВП в США против 220% ВВП в зоне евро.
Сравнение инвестиционных потоков (в абсолютных цифрах) более благоприятно для Европы. В 2005 г. валовые финансовые обязательства США составили 13,62 трлн долл., зоны евро – 13,65 трлн; объем зарубежных активов в зоне евро – 12,4 трлн, в США – 11,0 трлн долл. Зона евро стала привлекательной для прямых иностранных инвестиций, которые превысили здесь 27% совокупного ВВП против 22,5% ВВП в США. При этом зарубежные прямые инвестиции резидентов зоны евро составляют 30,4% ВВП. Следует отметить, что в последние годы быстро расширяются прямые инвестиции из зоны евро в страны так называемой группы БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай): в 1999–2005 гг. они выросли с 63 млрд. до 133 млрд. евро, или на 111%, тогда как инвестиции в США увеличились только на 55% (с 360 млрд. до 558 млрд. евро).
С точки зрения финансовых потоков зона евро более открыта, чем США: объем финансовых активов, эмитированных в зоне евро и находящихся в собственности зарубежных инвесторов, вырос с 87% ВВП региона в 1999 г. до 124% в 2005 г., а иностранных финансовых обязательств – с 92% до 137% ВВП; у США данные показатели по активам увеличились с 80% до 90% и по обязательствам – с 91% до 110%.
В
частнойсфере евро обогнал доллар по
объему выпуска международных
В
последние два десятилетия
Позитивным фактором для евро является более чем двукратное увеличение с 1999 г. по 2006 г. объема чистых активов, принадлежащих нерезидентам. Особенно быстро они росли в 2002–2004 гг., когда чистый приток капиталов в зону евро рос быстрее, чем в США. Немалые успехи достигнуты в интеграции рынка акций: с 1997 г. до 2005 г. резиденты зоны евро удвоили свои портфели акций, эмитированных другими резидентами зоны. Доля таких акций в их портфелях достигла почти 30%.
Однако европейские финансовые рынки еще не полностью интегрированы. Слабо концентрированными остаются рынки долговых ценных бумаг и розничных финансовых услуг, недостаточно гармонизированы правила деятельности национальных фондовых бирж, не стандартизованы правовые системы, регулирующие выпуск ценных бумаг. Различаются системы клиринга и расчетов по ценным бумагам, существование разных правил учета и других требований к финансовым сделкам вызывает высокие издержки по международным операциям. Различия в налоговых системах и в правилах защиты потребителей сдерживают развитие международных инвестиций. Кроме того, в зоне евро отсутствует единая система банковского надзора.
Одной из проблем, которую предполагается решить в ближайшие годы, является недостаточная интеграция инфраструктуры рынков, в частности систем платежей и расчетов. Несколько инициатив в этом направлении реализуются. Так, в ноябре 2006 г. европейские ассоциации предпринимателей (работающих на рынках облигаций и акций) подписали предложенный Европейской комиссией Европейский кодекс поведения при платежах и расчетах. Для развития панъевропейского рынка краткосрочных долговых ценных бумаг реализуется инициатива Short-Term European Paper (STEP), которая базируется на ряде стандартов, зафиксированных в конвенции STEP Market Convention, принятой в июне 2006 г. К марту 2007 г. в рамках указанной инициативы были запущены 35 программ на сумму 201 млрд. евро.
Медленнее всего процесс интеграции идет на европейском рынке розничных банковских услуг и продуктов, хотя и здесь наметился определенный прогресс. Европейское банковское сообщество инициировало проект создания Единой европейской платежной зоны (SEPA). Кроме того, ряд показателей свидетельствует о росте трансграничной банковской деятельности, в частности, рост числа слияний и поглощений между банками разных стран, повышение в финансовом портфеле банков доли активов других стран зоны евро.
Включение евро в официальные золотовалютные резервы. В 2001-2006 гг. объем иностранной валюты в официальных резервах центральных банков государств мира возрос на 150%, достигнув 5 трлн долл. Такой стремительный рост произошел в основном за счет азиатских стран, восемь из которых входят в первую десятку по объему валютных резервов (на ее долю приходится 80% мировых валютных резервов.) К сожалению, точные данные о составе валютных резервов отсутствуют. В целом их структура зависит от действующего в стране валютного режима (плавающий курс национальной валюты, привязка ее к корзине валют или к доллару, евро и т. д.), а также от структуры внешнеторговых и финансовых потоков. На конец 2006 г. 40 государств мира привязывали свою валюту к евро, хотя денежные единицы большинства азиатских стран фактически привязаны к доллару. По оценкам МВФ, доля евро в общей сумме мировых валютных резервов увеличилась с 17,9% в 1999 г. до 25,8% в 2006 г., доля доллара примерно за тот же период снизилась с 71% до 60%.
В последние годы правительства многих стран стали требовать от центральных банков, накопивших огромные валютные резервы, чтобы они вкладывали их в высокодоходные финансовые операции с целью извлечения прибыли. В результате способы управления официальными валютными резервами начинают все больше сближаться со способами, используемыми частными фондами. Диверсификация валютных резервов за счет евро способствует усилению гибкости инвестиционной политики той или иной страны, открывая доступ на значительный по объему европейский финансовый рынок. К тому же традиционные инвестирования в долгосрочные казначейские обязательства США в последние годы теряют свою привлекательность и, по подсчетам экспертов, сегодня составляют менее половины всех капиталовложений с использованием валютных резервов. По мнению экспертов Deutsche Bank, к 2010 г. доля евро в мировых валютных резервах должна вырасти до 30-40%.