Динамика развития мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях вовлечение в мировые торгово-экономические связи становится непременным условием полноценного развития любой страны. Преимущество развития мировой торговли состоит в том, что, давая стране возможность участвовать в международном товарообмене, она позволяет оценить связанные с ними процессы и виды деятельности, принять достаточно обоснованное и правильное решение относительно развития экспортного потенциала страны, выбора подходящего пути его расширения. В то же время выход на мировой рынок заставляет всегда считаться с возможностью и необходимостью модификаций и изменений экономических решений в перспективе.

Содержание работы

Содержание
Введение 3
1. Динамика развития мировой торговли 5
1.1. Классификация стран, включенных в мировое хозяйство 5
1.2. Основные черты мировой торговой политики 12
2. Факторы развития и интеграции мировой торговли 19
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

— 171.50 Кб (Скачать файл)

     Первоначальная  ступень продвинутой интеграции - создание таможенного союза, который, в отличие от зоны свободной торговли, предполагает осуществить не только отмену таможенных пошлин в торговле между ее государствами-членами, но и учреждение единой системы внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. Следовательно, таможенные союзы преследуют цель создания единого экономического пространства путем глубокой интеграции всех сфер экономики, а не только либерализации взаимных внешнеэкономических связей. Наиболее известными примерами таможенных союзов являются, во-первых, Zollverein - таможенный союз ряда германских государств, основанный в 1834 г. и сыгравший значительную роль в образовании Германской империи в 1871 г., и, во-вторых, Европейские сообщества, которые были созданы шестью западноевропейскими государствами на основе Парижского договора 1951 г. и Римских договоров 1957 г. (нынешний Европейский союз, в настоящее время объединяющий 27 государств) и, положив начало таможенному союзу, эволюционировали к 1992 г. в общий рынок, а к 1999 г., после введения единой валюты - евро, - в экономический союз, на 1 января 2008 г. охватывающий уже 15 государств-членов.

     Таким образом, можно констатировать, что  создание таможенного союза является не самоцелью, а одним из этапов дальнейшей интеграции. Как показывает опыт Европейского союза, устранение всех внутренних барьеров на пути движения товаров неизбежно влечет за собой формирование общего рынка (или, другими словами, единого экономического пространства), в котором гарантируется свобода передвижения не только товаров, но также услуг, капиталов и рабочей силы (так называемые четыре свободы). Далее, следствием функционирования полностью сформировавшегося единого экономического пространства становится необходимость проведения единой финансово-валютной политики и создания экономического союза путем введения единой валюты. Кроме того, следует отметить, что в настоящее время Европейский союз хотя и очень медленно, но идет к построению политического союза, стремясь проводить на основе единого экономического фундамента скоординированную внутреннюю и внешнюю политику.

     В то же время необходимо отметить, что  создание продвинутых форм региональных интеграционных объединений не является исключительно европейским феноменом  и наблюдается на многих континентах. Например, в Африке функционируют Южно-Африканский таможенный союз и Восточно-Африканское сообщество, Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки и Западно-Африканский экономический и валютный союз (при этом последние три интеграционные объединения уже начали осуществлять меры, направленные на построение общего рынка); на Ближнем Востоке было объявлено о создании общего рынка в рамках Организации сотрудничества стран Персидского залива к 1 января 2008 г.; в Латинской Америке с 1995 г. действующим таможенным союзом является Меркосур (интеграционное объединение, в которое входят в настоящее время Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай (а также после завершения соответствующих ратификационных процедур - и Венесуэла), было создано в 1990 г. с целью построения единого экономического пространства. Если первоначально, во времена хорошей экономической конъюнктуры начала и середины 90-х гг. XX в., Меркосур добился неплохих успехов на пути создания общего рынка, то наступивший в 1999-2001 гг. экономический кризис показал полную несостоятельность продвижения глубоких интеграционных процессов без построения наднациональных органов), в рамках которого также предпринимаются шаги для построения общего рынка и даже обсуждаются перспективы введения единой валюты.

     Только  время может дать ответ, насколько успешными в достижении своих целей будут вышеуказанные региональные интеграционные объединения [8, c.19]. Однако опыт хотя бы Меркосур показывает, что эффективная интеграция в рамках построения продвинутых форм интеграционных объединений требует отхода от классических международно-правовых методов принятия решений, основанных на единогласии и суверенном равенстве государств, и предполагает построение наднациональных институтов путем передачи части суверенных полномочий от государств-членов к определенному региональному интеграционному объединению в целях достижения им поставленных целей и задач.

     Необходимость создания наднациональных институтов при построении продвинутых форм региональных интеграционных объединений  наглядно подтверждается при изучении интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Дискуссии на тему о необходимости экономической интеграции, развернувшиеся с момента распада СССР, привели к заключению Договора от 24 сентября 1993 г. стран СНГ «О создании Экономического союза», который с учетом мирового опыта предусматривал поэтапное достижение высшей ступени экономической интеграции путем последовательного прохождения всех интеграционных этапов. Начав с построения зоны свободной торговли, государства СНГ планировали образовать на втором этапе таможенный союз, на третьем этапе сформировать общий рынок товаров, капитала и рабочей силы, а заключительным этапом должно было стать образование экономического (валютного) союза, предполагавшего проведение его участниками согласованной бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики и введение единой валюты (ст. 4 Договора).

     Однако  в силу непреодолимых противоречий между государствами СНГ данному  договору не суждено было воплотиться  в реальность. К концу 1994 г. в СНГ  четко сформировались две группы, имевшие диаметрально противоположные видения развития Содружества. Если первая группа, ведомая Россией и поддерживаемая Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, выступала за углубленную интеграцию между государствами СНГ и преследовала в качестве задачи-минимум построение таможенного союза (т.е. продвинутой формы региональных интеграционных объединений, предполагающей движение к политическому союзу), то вторая группа, представители которой образовали впоследствии такую региональную организацию, как ГУАМ (международная организация, основанная в октябре 1997 г. и в настоящее время объединяющая Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину (с 1999 по 2005 г. в ее составе также был Узбекистан). Организация стремится к интеграции с евро-атлантическими структурами. Другим объединяющим фактором является то, что государства - члены ГУАМ имеют те или иные политические споры и трения с Россией (например, Грузия из-за Абхазии и Южной Осетии, Молдова из-за Приднестровья, Азербайджан из-за поддержки Армении в связи с Нагорно-Карабахским конфликтом), считала для себя приемлемым только участие в зоне свободной торговли в качестве верхнего предела интеграции в рамках СНГ (т.е. исключала для себя любую форму политической интеграции). В результате государства СНГ в силу возникших между ними противоречий не смогли договориться даже о создании наиболее простых форм РИО.

     В то же время к середине 90-х гг. XX в. в рамках СНГ образовалась группа государств, решившая реализовать положения  Договора «О создании Экономического союза», и 6 января 1995 г. было подписано Соглашение стран СНГ от 20 января 1995 г. «О Таможенном союзе» на правительственном уровне между Россией и Республикой Беларусь, к которому 20 января 1995 г. присоединилась Республика Казахстан, а 29 марта 1996 г. - Киргизская Республика. Несмотря на громкие заявления, прогресс, сделанный данными государствами на пути построения Таможенного союза, был с самого начала незначительным. Даже то немногое, что было достигнуто, не устояло перед первым серьезным испытанием - мировым финансовым кризисом 1998 г., когда государства - участники Таможенного союза нашли единственно верный способ решения своих экономических проблем в построении барьеров для «защиты» друг от друга. Свидетельством существования Таможенного союза лишь на бумаге является то, что один из его членов - Киргизская Республика - стал в индивидуальном порядке членом ВТО в 1998 г. Тем не менее результатом экономического кризиса не стал окончательный развал формирующегося альянса, и им 26 февраля 1999 г. (и также присоединившейся к нему Республикой Таджикистан) был принят Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в соответствии с которым стороны обязались завершить формирование Таможенного союза и перейти на его основе к следующему этапу интеграции - построению Общего рынка. Кроме того, необходимо отметить, что все государства - участники Таможенного союза (и также Армения) продлили 2 апреля 1999 г. действие подписанного 15 мая 1992 г. Договора о коллективной безопасности, а 7 октября 2002 г. преобразовали свое военно-политическое объединение в полномасштабную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

     Еще одним шагом на пути интеграции стало  подписание 10 октября 2000 г. вышеуказанными пятью государствами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который является правопреемником и продолжателем Таможенного союза и Единого экономического пространства (ст. 2 Договора об ЕврАзЭС) и в настоящее время, безусловно, является наиболее перспективным региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Не случайно государства - члены такой международной организации, как Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), после заявления Узбекистаном о своем намерении вступить в ЕврАзЭС приняли в октябре 2005 г. решение о самороспуске и осуществлении всех своих интеграционных проектов под эгидой ЕврАзЭС.

     ЕврАзЭС было наделено рядом организационно-правовых новшеств, которые выгодно отличают его от предшественника на постсоветском пространстве. Прежде всего, следует отметить тот факт, что стороны согласились принимать решения на уровне заместителей глав правительств в постоянно действующем органе ЕврАзЭС - Интеграционном комитете на основе квалифицированного большинства голосов путем так называемого взвешенного голосования. При этом после вступления в ЕврАзЭС Узбекистана количество голосов распределено следующим образом: Россия - 40 процентов, Республики Беларусь, Казахстан и Узбекистан по 15 процентов, а Киргизская Республика и Республика Таджикистан по 7,5 процента (ст. 13 Договора об ЕврАзЭС). Следовательно, с одной стороны, учитывается значимость России в интеграционных процессах, а с другой - создается механизм принятия решения, для которого необходимы голоса как минимум четырех государств. Основными функциями Интеграционного комитета являются подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, высшего органа ЕврАзЭС, состоящего из глав государств и правительств и принимающего решения на основе консенсуса, и контроль над реализацией решений, принятых Межгосударственным советом (ст. 5 Договора об ЕврАзЭС). Таким образом, роль Интеграционного комитета даже в силу внутригосударственной иерархии носит сугубо подчиненный и вспомогательный характер.

     ЕврАзЭС, ставя перед собой такие же задачи и цели, как в свое время  Европейские сообщества, а именно построение таможенного союза, затем  и общего рынка разительно отличается от последних прежде всего своей  правовой природой. Если Европейские  сообщества с самого начала были основаны на принципе наднациональности, т.е. добровольной передачи существенного объема суверенных прав от государств-членов независимым наднациональным институтам, полностью приверженным идеям интеграции и претворяющим их в жизнь зачастую без оглядки на национальные интересы отдельных государств-членов, то ЕврАзЭС, как и любая международная организация классического образца, основано на суверенном равенстве его государств-членов и примате их национальных интересов. Именно данный факт наряду с тем, что в 90-е гг. XX в. постсоветские государства выбрали абсолютно разные пути своего экономического развития, служит главной причиной небольшого прогресса ЕврАзЭС на пути построения продвинутого регионального интеграционного объединения и неспособности его государств-членов через 13 лет после провозглашения своих планов построить полноценный таможенный союз. Ввиду все более значимых процессов Международной экономической интеграции как на глобальном, так и прежде всего на региональном уровне темпы развития ЕврАзЭС на пути формирования общего таможенного пространства и выработки единой внешнеэкономической политики, конечно, оставляют желать лучшего. Есть основания полагать, что государства - члены ЕврАзЭС, несмотря на все трудности согласования своих национальных интересов, все же намерены достигнуть региональной интеграции [2, c.163]. Так, 6 октября 2007 г. на очередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС было принято решение завершить до 2011 г. формирование Таможенного союза между тремя наиболее экономически развитыми государствами альянса - Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией (первый раз в истории интеграционных процессов на постсоветском пространстве, когда устанавливаются конкретные сроки достижения определенного этапа развития) и создать в рамках ЕврАзЭС институт принципиально нового характера - наднациональную Комиссию Таможенного союза. Кроме того, намечается, что другие евразийские государства вступят в Таможенный союз, как только будут готовы к этому шагу. Будущее ЕврАзЭС и окончательная замена весьма ущербного термина «постсоветское пространство» на евразийское пространство во многом будут зависеть от политической воли его государств-членов воплотить в реальность создание Таможенного союза, регулированием деятельности которого будет заниматься наднациональная Комиссия.

     Подводя итог, можно констатировать следующие  основные закономерности развития мировой торговой интеграции. Во-первых, несмотря на все возрастающее количество государств - членов ВТО, одним из основных характерных черт современного мира является процесс региональной интеграции, которая может выражаться в создании как простых, так и продвинутых форм региональных интеграционных объединений. Во-вторых, образование Таможенного союза не является окончательной целью интеграционных процессов в рамках продвинутого регионального интеграционного объединения, а служит основой дальнейшего продвижения для формирования общего рынка и экономического союза. В-третьих, успех продвинутого регионального интеграционного объединения в достижении своих целей зависит от наличия у государств - его членов политической воли на построение эффективных наднациональных институтов, способных претворить в жизнь идею объединения прежде самостоятельных национальных экономических систем в единое целое. В-четвертых, процессы углубленной экономической интеграции и образования экономического союза осуществляются одновременно с процессами тесной координации основных направлений внешней и внутренней политики, так как государства - участники продвинутых региональных интеграционных объединений не только преследуют экономические цели, но, как правило, являются также политическими или военно-политическими союзниками. Таким образом, успешно функционирующее и способное достичь высшего этапа экономической интеграции продвинутое региональное интеграционное объединение потенциально может трансформироваться из экономического альянса в политический союз в виде конфедерации, а затем (при условии дальнейшего продолжения интеграционных процессов), возможно, и в форме квазифедеративного образования.

 

Заключение

 

     Возникновение и развитие мировой торговли обусловлены тремя основными причинами: неравным распределением природных ресурсов (благ) между странами; существованием абсолютных преимуществ в производстве товаров; возникновением в результате разных темпов технического прогресса и других факторов относительных преимуществ каждой страны в производстве тех или иных товаров. Организация специализации производства и мировой торговли на основе принципа относительного преимущества позволяет практически каждой стране на выгодных для себя условиях принять участие в мировой торговле и немало на этом зарабатывать, даже если у нее нет пригодных для продажи природных ресурсов. При этом мировая торговля реально расширяет производственные возможности всех участвующих в ней стран. Такая торговля является одним из механизмов обеспечения наиболее эффективного распределения ограниченных ресурсов, но уже в мировом масштабе.

Информация о работе Динамика развития мировой экономики