Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 14:32, курсовая работа
Экономический рост — это не плавный, равномерно совершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы — медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический» характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономики от одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума») к другой.
С экономического кризиса 1974—1975 гг. можно выделить следующую волну долговременного развития. Выход на повышательную фазу в этой волне связан с укреплением экономического потенциала развитых стран на основе глубоких структурных сдвигов (реиндустриализации), рационализацией производства на базе внедрения новой техники и технологии, усилением его конкурентоспособности. В хозяйственном механизме приоритетное значение получают конкуренция, рынок, а также частномонополистическое регулирование. Вмешательство государства в экономические процессы уменьшается при одновременном усилении его роли в обеспечении стратегических условий развития и роста конкурентоспособности развитых стран.
Итак, для рыночной экономики характерны как малые, так и большие циклы экономического развития. Малые и большие циклы экономического развития не противостоят друг другу, а взаимодействуют, дополняя друг друга. Это выражается в следующем:
и малые, и большие циклы — это форма экономического движения, развития. В любом цикле каждая последующая фаза есть следствие акумулятивного накопления условий в течение предыдущей фазы. Каждый новый цикл закономерно следует за другим, так же как одна фаза одного и того же цикла сменяется другой. В цикле сочетаются пределы и резервы развития, циклические кризисы есть не только нарушение равновесия, но и исходный момент восстановления сбалансированности. Негативные последствия кризисов вызывают необходимость социальной защиты населения. Эту функцию выполняет государство. В то же время, являясь импульсом нового витка развития, кризис сопровождается стимулированием экономического развития со стороны государства. В результате в рыночной экономике экономические циклы как форма движения сочетают стихийное и организованное начало;
основой механизма кратковременных и долговременных периодических колебаний является научно-технический прогресс. В малых циклах кризис является толчком к модернизации и техническому улучшению производства, а следовательно, к расширению рынка. В больших циклах кризисные процессы требуют внедрения базовых нововведений. Это стимулирует не только рост производства, но и структурную перестройку всей экономики и механизма ее функционирования. Следовательно, большие циклы характеризуются не только расширением рынка, но и созданием новых;
и малые, и большие циклы в экономике развитых стран движутся относительно синхронно, образуя мировые циклы;
малые циклы являются органической частью больших циклов. Если они возникли на понижательной фазе больших циклов, то они характеризуются глубиной кризиса, длительностью депрессии, слабостью и краткостью подъема. Для повышательной фазы больших циклов характерны малые циклы с сильными подъемами и слабыми депрессиями.
Таким
образом, с ростом экономики скорее
связаны малые циклы, так как
рост экономики — прежде всего
устойчиво расширяющийся сбыт продукции.
Он характеризуется
IV. Особенности в подходах к проблеме циклов.
В настоящее время не существует единой теории цикла. Многие экономисты в принципе отрицают цикличность развития экономики. К данной группе относятся преимущественно сторонники неоклассической и монетарной школ. Представители данного направления предпочитают говорить не о цикличности развития, так как цикл подразумевает более или менее постоянную периодичность, а о нециклических колебаниях, вызванных совокупностью произвольных экономических факторов.
Особое место в данном случае занимают ортодоксальные марксисты, которые признают лишь теорию промышленного цикла К. Маркса, отвергая все остальные виды цикличности. При этом теория промышленного цикла у марксистов распространяется только на капиталистическую формацию, что же касается социализма, то здесь по мнению представителей данного направления, развитие должно осуществляться по восходящей прямой в соответствии с так называемым законом планомерно пропорционального развития. Если неоклассики отвергают цикличность из-за своей приверженности закону равновесия Вальраса (Сэя), то марксисты отрицают цикл при социализме, считая , что в бесклассовом обществе развитие должно состоять только из подъема, спадов при этом не может быть.
Однако и среди экономистов, признающих цикличность, нет единого мнения, относительно природы данного явления. В общем смысле можно выделить три основных подхода к объяснению цикличности:
экзогенный;
эндогенный;
эклектичный.
Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключи-тельно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления, а эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала первых двух течений.
Современными экономистами предпринималось ряд попыток создать приемлемую классификацию теорий цикла, но на данный момент вряд ли существует оптимальная.
Четыре основных вида классификации теории цикла.
|
Теория внешних факторов. Основателем направления считается английский экономист У.С. Джевонс ( 1835-1882), который связал экономический цикл с 11-летним циклом солнечной активности. В 70-е годы
XIX века
Джевонс опубликовал ряд работ,
В 1987 г. молодой японский экономист С. Озди исследуя циклическое развитие Японии с 1885 по 1984 г и пришел к выводу, что за этот период произошло девять 11-летних солнечных циклов, которые совпали с циклами Жунглара. Симанака считает также, что цикл Кузнеца равен двум солнечным циклам ( 22 года), а цикл Кондратьева – пяти солнечным циклам
( 55 лет).
Теория Троцкого и современных «неомарксистов».
В 1921 году, Л. Троцкий, независимо от Кондратьева выдвинул собственную теорию длинных волн. Троцкий считал, что длинные волны являются историческими периодами ускорения и замедления развития капитализма, и выделил 5 разновременных периодов с 1781 по 1921 г., причем длинные волны якобы не имманентны экономической системе, а вызваны экзогенными нециклическими факторами: обострением и ослаблением классовой борьбы. Среди современных экономистов-последователей Л. Троцкого можно отметить бельгийского исследователя Э. Мандела, автора монографии «Длинные волны капиталистического развития»(1980)
Монетарная теория. Чисто монетарное толкование цикла наиболее полно изложено в работах английского экономиста Р. Хоути (1879-1975). Для него цикл есть «чисто денежное явление» в том смысле, что изменение денежного потока является единственной и достаточной причиной изменения экономической активности, чередования процветания и депрессии, оживления и спада торговли. Когда спрос на товары, выраженный в деньгах (или денежный поток) увеличивается, торговля оживляется, производство расширяется, растут цены. Когда спрос уменьшается, торговля ослабевает, производство сокращается, и цены падают. Денежный поток, т.е. спрос на товары, выраженный в деньгах, непосредственно определяется «потреби-тельскими затратами», т.е. расходами за счет дохода.
Неденежные факторы (землетрясения, войны, забастовки, неурожаи и т. п.) могут вызвать общее обнищание, другие (например изменение урожайности, чрезмерное развитие определенных отраслей)- частичную депрессию в отдельных отраслях промышленности. Но, общая депрессия в смысле фазы цикла, а именно положение, при котором неиспользованные ресурсы и безработица имеют всеобщий характер, не может быть вызвана неденежными факторами или событиями, за исключением тех случаев, когда они приводят к падению потребительских издержек, т.е. к уменьшению денежного потока.
Согласно чисто монетарной теории, цикл есть не что иное, как точная копия в небольшом масштабе денежной инфляции и дефляции. С одной стороны, депрессия вызывается падением потребительских издержек из-за сокращения суммы средств обращения и усиливается падением скорости обращения денег. С другой стороны, во время фазы процветания преобладают инфляционные процессы. Если бы денежный поток можно было стабилизировать, то колебания экономической активности исчезли бы. Но этого не происходит, так как денежной системе присуща неустойчивость.
Теория перенакопления. Центральное место в теории перенакопления занимает вопрос о чрезмерном развитии отраслей, изготовляющих товары производственного назначения., по отношению к отраслям, производящим потребительские товары: отрасли, изготовляющие товары, производствен-ного назначения, подвержены воздействию экономического цикла гораздо сильнее, чем отрасли, производящие товары повседневного спроса. Во время повышательной фазы цикла выпуск товаров производственного назначения растет, а во время понижательной стадии сокращается гораздо более резко, чем производство товаров кратковременного пользования.
С точки
зрения сторонников теории перенакопления,
описанное явление представляет
собой симптом серьезной
Теория недопотребления. Родоначальником теории недопотребления является швейцарский экономист Ж. Сисмонди (1773-1842). Данная теория имеет множество разновидностей, в наиболее обоснованной из которых термин «недопотребление» означает «чрезмерные сбережения». Депрессии вызываются тем обстоятельством, что слишком большая часть текущего дохода сберегается и слишком незначительная часть расходуется на потреби-тельские товары. Именно добровольные сбережения, совершаемые отдель-ными людьми и компаниями, нарушают баланс между производством и реализацией.
Причина
чрезмерных сбережений заключается
в неравномерном распре-
Марксистская
теория цикла. Сторонники марксистской
теории считают, что формальная или
абстрактная возможность