Теория и модели экономического роста. Проблемы роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Теория экономического роста является одним из наиболее сложных разделов экономической науки, посвященных исследованию рыночного хозяйства. Как определить вклад каждого из факторов производства в процесс увеличения общественного продукта? Как измерить качественное совершенствование труда, капитала и земли, т. е. какие показатели могут отразить эти изменения? Особое значение анализ экономического роста имеет в последние десятилетия. Возвышение потребностей, исчерпание традиционных ресурсов, увеличение численности населения обуславливают решение двуединой задачи: экономического роста и эффективности экономики

Содержание работы

Введение
ГЛАВА № 1.Теории
1.1.Сущность экономического роста.
1.2.Факторы и типы экономического роста.
ГЛАВА №2. Модели экономического роста.
2.1.Основные модели экономического роста.
2.2.Кейнсианские модели роста.
2.3.Модель Харрода.
2.4.Неоклассические модели экономического роста.
ГЛАВА №3. Проблемы экономического роста в России.
3.1.Экономический рост России за 2010 год.
3.2.Проблемы роста в России.
Заключение
Список использованной литературы.

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по Эк.теории (2).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В случае, когда уровень капиталовооруженности соответствует точке «2» инвестиции превышают сбережения. Возникающий дефицит капитала в условиях гибкого ценового механизма приведет к повышению цен на этот фактор производства, и начнется переход к менее капиталоемким технологиям вплоть до уровня k*.
Для уяснения работы модели Солоу нужно иметь в виду, что налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика государства, а также институциональные и психологические факторы могут повлиять на уровень k через воздействие на норму сбережения s или на норму амортизации δ, от величины которой зависит скорость обновления капитала. Это позволяет объяснить низкий уровень подушевого дохода во многих развивающихся странах. Темп роста населения в беднейших странах мира гораздо выше, чем в промышленно развитых странах. Низкая норма сбережения, характерная для этих стран, не позволяет компенсировать последствия высоких темпов роста населения для уровня капиталовооруженности. Не случайно в таких условиях, если оставить в стороне нравственные оценки, снижение уровня рождаемости представляется, чуть ли не самым главным способом повышения благосостояния населения.
Увеличение нормы сбережений в силу различных причин (увеличение склонности к сбережению под влиянием различных факторов психологического институционального характера, а также под влиянием косвенных методов государственного регулирования) от уровня, наоборот, приведет к повышению равновесного уровня капиталовооруженности. Таким образом, можно сделать вывод, что более высокая норма сбережения, при прочих равных условиях, ведет к большему объему накопления капитала и к более высокому уровню выпуска на душу населения. Это статистически подтверждено исследованиями многих экономистов. Так, к странам с самым высоким годовым доходом (в долларах США по текущему курсу, на 2000 г.) относятся США (36611), Великобритания (23868), Германия (22841), Франция (22006), Италия (18645), Япония (37571). На протяжении последних трех десятилетий ХХ века в этой группе стран норма сбережений была наиболее высокой (в среднем около 23% от ВВП) по сравнению со странами, где доходы ниже. В странах со средним уровнем подушевого дохода сберегалось от 20% до 22% ВВП, а в странах с низким уровнем дохода на душу населения — от 10% до 19% ВВП.
Однако мы должны особо подчеркнуть важный вывод, который делает Солоу: увеличений нормы сбережений лишь в краткосрочном периоде увеличивает темп роста выпуска. В силу каких причин это могло произойти? Ответ достаточно прост: уровень капиталовооруженности может увеличиться только в том случае, когда запас капитала растет более высоким темпом, чем предложение труда и выбытие капитала. Но увеличение нормы сбережения не влияет на долгосрочный темп роста выпуска, а только увеличивает уровень капиталовооруженности и объем подушевого дохода в долгосрочном плане.

Этот вывод может показаться неожиданным и противоречащим факту тесной взаимосвязи инвестиций и экономического роста. Объяснением этого кажущегося противоречия может быть то, что стационарное состояние экономики присуще далеко не всем странам. Если экономика не характеризуется состоянием равновесия, то она переживает процесс развития, а процесс этот может оказаться весьма продолжительным.
Модель Солоу интересна и тем, что помогает определению путей максимизации потребления при заданных темпах экономического роста. Возможность поддерживать уровень потребления на максимально высоко уровне — это своеобразный «эликсир политического долголетия» власти. Достижение высокого уровня потребления отвечает интересам любого электората. Однако устойчивому состоянию экономики могут соответствовать разные нормы сбережений. Какая же норма сбережения максимизирует объем потребления при заданном темпе роста численности населения и неизменной технологии?
Условие, при котором достигается этот уровень потребления, вывел американский экономист Э. Фелпс и назвал его золотым правилом накопления в своей работе «Басня для тех, кто занимается ростом» (1961 г.)
До настоящего времени мы абстрагировались от фактора технического прогресса. Теперь же мы должны посмотреть, как изменятся условия стационарного роста с введением этой переменной.
Термин «технический прогресс» в моделях экономического роста понимается в очень широком смысле, а именно, в смысле всех факторов, которые при заданных объемах труда L и капитала K позволяют увеличить национальный доход, или выпуск Y.

Главное, на что мы должны обратить внимание — это сдвиг производственной функции Y = f(K, L), которая превращается в функцию, зависящую от переменной t, т. е. от времени: Y = f(K, L, t). В результате этого происходит смещение производственной функции, это может происходить под влиянием самых различных факторов: улучшения качества физического капитала, качества рабочей силы (рост квалификации работников), совершенствования структуры производства, совершенствования менеджмента и т. д. Сейчас же остановимся на графическом изображении технического прогресса.
 

На графике вместе со сдвигом графика производственной функции из положения y1f(k) в положение y2f(k) происходит и сдвиг графика сбережений (фактических инвестиций) из положения s1f(k) в положение s2f(k). Технический прогресс приводит к тому, что устойчивый уровень капиталовооруженности перемещается из точки k1* в точку k2*. Равновесный уровень требуемых инвестиций и сбережений перемещается из точки Е1 в точку Е2. Соответственно, устойчивый уровень выпуска на душу населения повышается от уровня у1* до уровня у2*.[18, 632]
 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА №3. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

3.1.Экономический рост россии за 2010 год

Россия пострадала от кризиса меньше своих соседей: снижение реального ВВП, по нашим оценкам, составило 8,7% - страна оказалась как бы посередине между странами Восточной Европы и СНГ.

Инвестиции сократились почти на 23%, поступления в бюджет упали на 30%. Профицит бюджета, который в 2008 году составлял более 4% ВВП, сменился дефицитом в 7% ВВП. Бурный рост кредитования, который наблюдался до кризиса, сменился сжатием рынка капитала. Общий отток капитала в 2008 году составил около 133 млрд долларов США, главным образом из-за увеличения оттока капитала в четвертом квартале, который составил 130 млрд долларов США.

Возможно, что до конца текущего года уровень бедности может превысить показатель в 17%. Уровень общей безработицы в октябре составил почти 8%. При этом ожидается ее дальнейшее повышение зимой - вследствие сезонности, характерной для безработицы в России.

Следует отметить, что российское правительство достаточно масштабно и быстро отреагировало на кризис. Наиболее эффективно была проведена поддержка банковского сектора, по объему равная примерно 3,3% ВВП, что помогло снизить системные риски. И это, отмечу, была самая эффективная часть экономической политики правительства. Более того, благодаря грамотным действиям ЦБ на валютном рынке России удалось избежать валютного кризиса, который довольно сильно ударил по другим странам мира. При этом улучшилась ситуация и с ликвидностью в банковской системе.

Однако влияние экономической политики на реальный сектор экономики и инвестиционную сферу было менее эффективным. В реальном секторе экономики произошел значительный спад в результате резкого падения как внутреннего, так и глобального спроса. Антикризисные меры, проводимые правительством, смогли лишь его смягчить. Вообще, что касается глобального кризиса, то это своего рода "цунами" - его невозможно предотвратить заградительными барьерами, но можно смягчить его последствия. Правительство России сделало все, что смогло, для того чтобы смягчить удар.

На наш взгляд, в создавшихся условиях следовало бы начать сокращать государственные расходы, направляя средства на инфраструктурные нужды. Правда, необходимо отметить, что при этом социальная поддержка населения чрезвычайно важна. Другое дело - как ее проводить. На наш взгляд, необходимо повышать ее адресность, чтобы смягчить социальный удар, а не идти на полномасштабное увеличение социальных расходов. Поддержка самых бедных слоев населения обеспечила бы увеличение потребления, а значит, и рост внутреннего спроса.

В 2010 году практически перед всеми странами мира встает задача - снижение бюджетного дефицита, поскольку он ведет к росту инфляции и государственного долга. Но снижение дефицита имеет и оборотную сторону - он ограничивает спрос.

В России, по нашим оценкам, в 2010 году рост составит около 3,2%. Казалось бы, цифра неплохая, но на деле это не совсем так, так как восстановление будет стартовать с низкого уровня. Поэтому для российской экономики по-прежнему остро стоит вопрос привлечения инвестиций в экономику.

Помимо всего вышесказанного потребуется провести серьезные структурные реформы. Банковской системе необходима консолидация и дополнительная капитализация, так как восстановление кредитной деятельности крайне важно для привлечения инвестиций и восстановления темпов роста экономики.

Другая, более серьезная проблема связана со структурой российской экономики. Российская экономика устроена очень узко и просто. Нефть, газ и природные ресурсы - с одной стороны. С другой стороны - военно-промышленный комплекс. Сами по себе эти отрасли экономики достаточно конкурентоспособны. Однако, кроме них, практически нет крупных высокопроизводительных и динамичных отраслей производства, которые важны для развития экономики. Речь идет о пищевой, легкой промышленности и о других отраслях, которые производят различные товары для домохозяйств. Понятно, что такая экономика досталась России в наследство от бывшего СССР. Тем не менее преодолевать это наследство необходимо, причем чем быстрее, тем лучше. А в России помимо природных ресурсов накоплен огромный человеческий капитал, так что поставленная задача модернизации экономики не является непосильной для страны. Тем более что внутренний спрос для развития этих производств есть, а воспользовавшись мировым опытом, можно будет привлечь передовые технологии и компании.

Кроме того, перед правительством стоит задача выстроить внутреннюю экономическую политику таким образом, чтобы радикально улучшить инвестиционный климат, сделав его предельно прозрачным и понятным для инвестора, а также пойти на радикальное снятие всех барьеров, препятствующих деловой активности в стране, главным из которых является коррупция. Ведь для бизнеса, как и для граждан, важна реально существующая ситуация, а ее требуется изменить к лучшему. Тогда бизнес сможет рассчитывать не на бюджетные деньги, а на реальные инвестиции. А для этого власти страны должны так изменить ситуацию, чтобы граждане могли не бояться открыть какое-то свое, пусть и маленькое дело и взять небольшой кредит. Для этого, повторю, требуется проведение большого числа реформ. Причем провести их необходимо не на формальном, а на реальном уровне.

Важно не просто изменять законы и нормативные акты, а сделать так, чтобы они реально заработали, чтобы все понимали, что правила игры меняться больше не будут. За последние несколько лет в России было одобрено много законодательных изменений, однако на деле ситуация пока сильно не изменилась. И работать предпринимателю пока так же сложно, как и почти 4-5 лет тому назад. Важно сделать так, чтобы граждане начали инвестировать свои средства в экономику.

Помимо этого необходимо провести дальнейшую диверсификацию экономики.

Посткризисный мир будет более ограничен в различного рода ресурсах и характеризоваться более жесткой конкуренцией. Россия имеет все преимущества, так как у нее нет того огромного государственного долга, который есть у других государств , в том числе и западных. Поэтому сегодня важно перестать надеяться на нефтяные цены, а улучшать и развивать производственные сектора. Тем более что вследствие падения глобального спроса, который зиждется на американской экономике, цена на нефть вряд ли будет высокой.

Посткризисный мир будет совсем другим. В посткризисном мире будет: меньше кредитов, но они станут более дорогими; замедленный экономический рост и более высокая безработица. Государствам и частному сектору важно на каждом уровне эффективно использовать свои средства, повышать производительность и конкурентоспособность экономики, находить новые области производства и рынки сбыта, а также пытаться найти более устойчивые источники получения финансов в новой экономической ситуации.

И сейчас такая возможность есть, так как кризис дает возможность перехода через процесс проведения реформ к более качественному уровню развития.[19]

3.2.Проблемы роста в России.

Известно, что прогнозы роста ВВП специально занижаются для того, чтобы облегчить бюджетный торг с депутатами: чем выше темпы экономического роста, тем больше доходы казны, а соответственно, и шире возможности их потратить. Но вот о чем должны были подумать инвесторы, когда министр финансов Алексей Кудрин объявил, что, по его прогнозам, в 2005 году чистый отток капитала из РФ достигнет $10 млрд.? Министр сообщил об этом в конце сентября, и – по стечению обстоятельств – через неделю начался обвал на фондовом рынке. Впоследствии ЦБ обнаружил чистый приток капитала, а ошибку министра объяснил тем, что ему тогда дали старые цифры.
К вечному «непопаданию» по инфляции все уже привыкли. Бизнес и участники рынка ориентируются на собственные расчеты или на более реалистичный консенсус – прогноз аналитиков. В то же время всеобщая истерия вокруг прогноза инфляции и бурная радость руководителей страны по поводу того, что она всё-таки вписалась в 11%, экспертам кажутся несолидными. Раздражает их и установившаяся тенденция многократных пересмотров прогнозов роста ВВП с непременным оповещением об этом президента и телезрителей. И тем не менее, экономисты считают, что для существующих условий качество прогнозирования в РФ вовсе не такое уж плохое.
Главные переменные в прогнозных моделях – мировые цены на нефть и валютные курсы. Для России с её растущей зависимостью от сырьевого экспорта нефтяная составляющая экономического прогноза достигает 50% и является определяющей. Достаточно сказать, что все сценарии Минэкономразвития начинаются с одной и той же фразы: «При условии, что цена на нефть марки Urals…»
В 99,9% случаев эти условия не соблюдаются, но обвинять в этом аналитиков бессмысленно. Есть классический пример, наглядно демонстрирующий, насколько это неблагодарное занятие – нефтяные прогнозы. В начале 1999 года многие авторитетные эксперты предрекали падение цен на нефть до $5 баррель. Но в конце 2000 года баррель нефти стоил больше $30. Эксперты исходили из предположения о том, что странам ОПЕК не удастся согласовать свои действия и рынок будет «залит» нефтью, но члены картеля в итоге договорились и снизили добычу чёрного золота.
В России точность прогнозов существенно снижается из-за неопределённости политического и экономического курсов. Экономики стран Европы развиваются по известному сценарию и в заданных рамках. В России другая ситуация: кто мог два года назад предположить, что власть начнёт национализировать предприятия? Нет определённости и политическом развитии. Томы строим рыночную экономику, то у нас государственный капитализм.
В Китае, например, есть экономическая стратегия на 50 лет вперёд. Наше же правительство год не могло утвердить трёхлетнюю программу действий, но и она, по мнению экспертов, вскоре отправится в мусорное ведро вслед за своими предшественницами, потому как за два года в РФ и политическая ситуация, и экономический курс.
Осложняют работу прогнозиста размеры российской территории и колоссальные различия между субъектами Федерации. В США или Франции разные регионы развиваются если не с одной скоростью, то по единым законам. А в России есть Москва – город с более или менее европейским стандартами – и есть Кавказ, который живёт по порядкам XIX века и где прогнозировать развитие чего-либо всё равно, что тыкать пальцем в небо.
Также к основным проблемам прогнозирования можно отнести:
• постоянный пересмотр ключевых экономических показателей;
• отсутствие достоверных данных по сектору услуг, который в последние годы обеспечивает более 40% прироста ВВП;
• новая методика определения инфляции и качество статистики промпроизводства;
• более 50% экономики в тени. [20]
 

Информация о работе Теория и модели экономического роста. Проблемы роста в России