Теневая экономика в РФ: сущность, структура, основные формы проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 13:00, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика является основой для коррупции, организованной преступности. Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Ее следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………………3

ЧАСТЬ I

1.1. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……………………………… … … 4

1.1.1. Сущность понятия теневой экономики… … … … … … … ... … …4

1.1.2. Основные признаки теневой экономики и теневые операции… .. …8

1.1.3. Виды теневой экономической деятельности… … … … … … … . 12

1.1.4. Механизм функционирования теневой экономики… … … … …14


2. СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ……………………… … … …21

1.2.1. Сферы теневой экономики… … … … … … … … … … … … … . 21

1.2.2. Наиболее значимые сферы теневой экономики в современной

России… … … … … … … … … … … … … … … … … … … ... 26

1.2.3. Типичная структура финансово-хозяйственной группировки

в системе теневой экономики… … … … … … … … … … … … 28

1.2.4. Структура криминальной экономики… … … … … … … … …... 30

ЧАСТЬ II

2. Расчет макроэкономических показателей системы национальных

счетов… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 35


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… … … … … 43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………… … ..46

Содержимое работы - 1 файл

Курсовик по ЭКОНОМИКЕ.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

     Корни разрастания теневой экономики  развивались в 80-х годах, во времена  окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

     За  спорами последних лет о реформах и контрреформах, о том, что преобразования идут плохо или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.

     Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и внеправовых отношений.

     Это образование в экономической  сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных  структур, имеющих “крышу” в  виде того или иного государственного властного органа, распоряжающихся крупными суммами накопленного разными путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней торговле.

     Другое  печальное следствие формирования кланов - узкой прослойки людей, присваивающих  колоссальные доходы - обнищание огромной части населения.

     Третье  следствие - деградация бюджетной системы (на которой эти структуры паразитируют, используя такой главный источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

     Четвертое следствие - перераспределение национального дохода в пользу элитной группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.

     Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

     Вся эта система сегодня устойчиво  воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши” во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

     О том, что весь госаппарат подчиняется  интересам избранных кланов, свидетельствует  правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.

     Подобного рода экономическая система не представляет ничего принципиально нового в экономической  истории. Ее аналоги существуют на Филлипинах, в Мексике, в Колумбии. И мировой опыт свидетельствует, что выйти из подобной ловушки очень сложно.

     Реальные  решения связаны с очень серьезными усилиями, в том числе с политическими. Действительно реалистичный рецепт - продвижение по пути демократизации всех социально-экономических процессов, повышение ответственности исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и првоохранительных органов в целом, жесточайшая борьба с коррупцией в госаппарате.

     Криминализация  бизнеса произошла не без помощи государства. Именно оно, не оплачивая в срок госзаказ, побудило директоров предприятий искать окольные пути по привлечению кредитов для поддержания производства.

     Нетрудно  было также предвидеть, что при  разделении экономики на государственный и частный секторы возникнет теневой переток государственных средств в коммерческие структуры. Это прогнозировалось еще в 1991 году. В монографии “Реформа без шока” были высказаны предложения, как упредить подобные явления. Произошло то, что и предсказывалось. Директора предприятий через подставных лиц насоздавали кооперативы, малые предприятия, на счета которых перекачивали часть финансовых средств. Параллельно произошло сращивание интересов коммерческих структур и органов власти и управления, вследствие чего значительная часть бюджетных средств и сейчас используется не по назначению, бесконтрольно.

     Легализация теневой экономики становится необходимым  фактором для обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Если государство посредством изменения действующих норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических преобразований. Государство стоит перед выбором: либо пойти на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в российскую экономику.

     Расчитывать на иностранных инвесторов, кредиты  и помощь международных финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования?

     Возьмем, к примеру, российских “челноков”. Именно деятельность российских “челноков” стимулирует иностранное производство - создаются новые рабочие места в Турции, Китае, Польше и т.д. Итальянские специалисты оценивают вклад российских “челноков” в экономику Италии в 10% ВВП. Почему не в Россию? Ведь это серьезный вопрос - куда пойдет накопленный торговый капитал “челноков”. Это значительный внутренний источник инвестиций в малый и средний бизнес страны. Причем не только деньгами, но и бесценным опытом, практическими навыками и умением организовать собственное дело.

     И здесь обращают на себя внимание оценки специалистов Международного фонда  “Реформа”, обнаруживших огромный разрыв между данными Роскомстата о  валовом накоплении основного капитала и экспертным данным об объеме капиталовложений. Величина этого разрыва зачастую достигает астрономических цифр, это триллионы российских рублей ежегодно. Нет сомнений, что подавляющая часть этих триллионов “теневая”. А если к этому добавить утечку капиталов по другим каналам, накопления в “чулках” российских граждан, то упущенные за годы “перестройки” внутренние инвестиционные ресурсы приближаются к отметке в несколько миллиардов долларов. По крайней мере, они сопоставимы с объемами финансирования программ строительства жилого фонда десятка российских городов. 

 

2 СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 

1.2.1. Сферы теневой экономики 

     Все проявления теневой экономики разделяются  на две группы:

    • продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются в составе ВВП;
    • преступления против личности и имущества, не включаемые в состав ВВП и фиксируемые на специальном счете для уменьшения статистических погрешностей.

     «В  состав производительной части теневой  экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

      1.                   Законная деятельность, скрываемая или приуменьшаемая производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств
      2. Неформальная деятельность, в том числе:
    • деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных
    • деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).
      1. Неофициальная нелегальная деятельность, в том числе:
    • легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
    • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда)»[12, с. 12].

     Существуют  два особых сектора экономики, которые  также являются неконтролируемыми, нерегламентированными и не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектора домашней и сектор общинной экономики.

     Домашняя  экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

     Общинная  экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в неденежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

     Признаками  общинной экономики являются: производительный, непротивоправный, характер, обмен в неденежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, неучитываемый характер.

     Данные  сектора, по мнению ряда авторов, не следует  относить к теневой экономике [12, с. 12-13].

     Связано это с тем, что сокрытие от учета  и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной  регистрации и уплаты налогов  законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит противоправного  характера.

     Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.

     В зависимости от характера участия  в производстве ВВП могут быть выделены производительная и перераспределительная сферы.

     В структуре производительного сектора, обеспечивающего реальный вклад в производство ВВП, выделяются:

     а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое  производство в легальной экономике;

     б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

     в) запрещенная законодательством  экономическая деятельность.

     Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической  направленности. Для описания этой части теневой экономики Т.И. Корягина использовала понятие "фиктивная экономика", под которой понимается «экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег» [10, с. 26].

     В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод  и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных  связей [5, с. 56].

     По  отношению к официальной экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.

     Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым.

     Параллельная (вторгающаяся) экономика - теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников.

     В зависимости от стадий воспроизводственного цикла выделяют:

    • теневое производство;
    • теневое распределение (скрытое от учета распределение доходов, экономические преступления);
    • теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
    • теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).

Информация о работе Теневая экономика в РФ: сущность, структура, основные формы проявления