Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 17:13, реферат
Пожалуй, в экономике нет более важного вопроса, чем будущее капитализма.
Введение 3
Глава 1. Экономика крупнейших индустриальных стран США и Германии 7
1.1. Экономическое развитие крупнейшей индустриальной
страны – США 7
1.2. Экономика Германии 11
Глава 2. Развитие капитализма в европейских странах и Японии 15
2.1. Экономика Великобритании 15
2.2. Экономическое развитие Франции 18
2.3. Экономическое развитие Италии и Японии 23
Заключение 25
Список библиографии 28
Тем не менее опыт Народного фронта показал возможность и эффективность совместных усилий государства и здоровой части общества противостоять тоталитаризму и фашизму; заложил основы политики реформирования экономических отношения на основе развития системы государственного регулирования в интересах широких слоев общества без применения крайних форм социальной борьбы. Опыт этатизации во Франции оказался весьма полезным в условиях реформирования хозяйственных отношения в стране, а также и в ряде европейских государств (особенно скандинавских) после Второй мировой войны.
Италию и Японию сближали агрессивные стремления к новому переделу мира, несмотря на то, что эти страны в отличие от Германии находились в лагере победителей в Первой мировой войне.
Италия
В
Италии, серьезно пострадавшей в ходе
Первой мировой войны, разразился глубокий
экономический и политический кризис,
в результате которого уже в начале
20-х годов к власти пришли фашисты.
Создание тоталитарной системы государственного
регулирования экономики происходило
по корпоративному варианту, который,
незначительно отличаясь по формам от
нацистского в Германии, также преследовал
задачу централизации управления, концентрации
всех ресурсов страны для ее милитаризации.
Неудивительно, что схожесть двух вариантов
одной и той же этатистской системы позволила
сразу после прихода к власти в Германии
Гитлера заключить военно-политический
альянс с диктаторским режимом Муссолини.
Япония
Своеобразие социально-экономического варианта развития Японии, а а также неудовлетворенность ее правящих кругов далеко не лидирующим положением страны на Тихоокеанском бассейне, в обширном регионе Юго-Восточной Азии были основными факторами, сближавшими японский вариант формирования системы государственного регулирования экономики с немецким и итальянским. Востоковеды полагают, что это сходство было «более функциональное, нежели сущностное… и проявлялось прежде всего в воинственном радикализме социальных групп, делавших ставку на силу и агрессию, на культ исключительности и вседозволенности, на войну и уничтожение»25.
Одной из таких социальных групп были «молодые офицеры», которые оказывали все возрастающее влияние не политику страны в межвоенный период. Особенно влияние этой группы усилилось с приходом в 1927 г. на пост премьер-министра генерала Г. Танаки. Последующая оккупация Маньчжурии в 1931 г. окончательно подтолкнула экономику страны к милитаризации.
Немаловажным фактором создания сверхэтатизированной системы вмешательства в хозяйственные отношения в Японии было господство в экономике страны дзайбацу, которую можно определить как универсальную монополию (конгломерат), тесно связанную родовыми, семейными узами с господствовавшим императорским домом и центральным аппаратом управления.
Еще одной отличительной чертой хозяйственных отношений в Японии, сближавшей ее систему государственного регулирования с вариантом итальянского корпоративизма, было стремление предпринимателей к гармонизации отношений с рабочими, сознательное культивирование в стране патерналистских традиций. Симбиоз этих основных, по нашему мнению, особенностей формирования системы этатизма способствовал быстрому развитию ее экономики в межвоенный период, на основе прежде всего милитаризации.
В последние годы правительство Японии предпринимало многочисленные попытки реформирования финансовой системы и системы государственного регулирования, но ощутимого эффекта они не принесли. Видимо, сказывается недостаточная либерализация экономических институтов, высокая степень монополизации в ряде отраслей, бюрократизация государственного аппарата26. Опыт Японии и всех милитаристских стран продемонстрировал бесперспективность, пагубность данного варианта строительства системы государственного регулирования экономических отношений.
По существу вся экономика XX века характеризуется развитием многоукладности, когда один технологический уклад разворачивается рядом со своим предшественником, до конца не исчерпавшим своих возможностей27.
Как ни парадоксально, именно неравенство возглавляет функционирование капиталистического режима. Неравенство укрепилось в социальной системе, в ее экономической области, в сфере способов производства товаров и услуг28.
То есть отсюда можно вывести два последствия: проникновение экономической сферы во все отрасли социальной жизни и рост влияния экономических органов на деятельность всей социальной системы. Жизнь человека начинает определяться группой (классом), частью которой он является. Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономика касается всех сфер жизни общества, главным образом социальной, и чертой капиталистической системы является утверждение своего существования и своих особенностей за счет возможного и быстро ставшим реальным социального неравенства.
Все экономические законы выступают как законы присвоения, а конкуренция дает возможность их увидеть, является их исполнителем29.
Наблюдая за процессом этатизации, можно отметить, что при капитализме свободной конкуренции основное производственное отношение капитализма проявлялось в господстве промышленного капитала30.
Капитализм
вырастает преимущественно на вершинных
видах экономической
Товарное производство, утверждал Карл Маркс, «в известный момент своего развития становится «капиталистическим» товарным производством»32. То есть процесс этатизации необратим. И капитализм является органически развивающимся естественным и природным явлением.
Процесс этатизации каждой из стран сопровождался кризисом. Именно кризис есть такая фаза в жизни исторически обреченной системы, когда над ней господствует случай, господствует внешняя необходимость. Сам переход структурной устойчивости у структурную неустойчивость есть простейшее содержание кризиса33.
Кризис происходит, когда в старой системе напряжение доведено до предела в силу отторжения всего нового и когда происходит радикальное преобразование этой прежней целостности.
Чем более радикальными и полными были реформы на самом начальном этапе, тем лучше был конечный результат. История говорит нам о том, что разумные реформаторы никогда не отказываются от одной реформы в пользу другой, но проводят их одновременно и как можно быстрее34.
Отсюда можно выяснить, что конечный результат зависит и от правительства, которое существует в эпоху становления новой системы.
Мы видим, что капитализм, далеко не представляя вечную «человеческую природу», «проявляется словно внезапное извержение вулкана, разрушающее освященную временем жизненную рутину»35.
Конечно, перед каждым обществом на пути к капитализму стояли барьеры и помехи. Но самым трудным в преодолении этих барьеров является власть традиций.
Мы
видим, что капитализм открыл дорогу
научно-технической революции, осуществил
структурную перестройку
Европа благоприятствовала терпеливому накоплению богатств и развитию в диверсифицированном обществе многочисленных сил и иерархий37.
Условиями протекания процесса капиталистического развития являлись жизнеспособность и прогрессирование рыночной экономики, содействие общества и своеобразная деятельность мирового рынка. Противоречия возникали в том числе и из-за желания сохранения традиций, старого устройства, былой системы. Но общество, осознав необходимость изменений и необратимость процесса этатизации, посодействовало развитию капитализма, что в будущем помогло ему развиться. И несмотря на то, что эпоха установления капиталистического устройства протекала в столь сложных условиях в каждом обществе, новой системе удалось развиться и до сих пор данная система остается одной из самых сильных в мире.
Информация о работе Сущность и основные этапы развития капитализма на мировой арене